г. Краснодар |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А63-15701/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462) - Талызина Д.Е. (доверенность от 12.07.2018), от ответчика - администрации города Невинномысска (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845) и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска Босенко Н.В. (доверенность от 04.06.2016), от третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Перисыпкиной Е.И. (доверенность от 02.04.2018), рассмотрев кассационные жалобы администрации города Невинномысска и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2017 (судья Довнар О.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 (судьи Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г., Жуков Е.В.) по делу N А63-15701/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации города Невинномысска (далее - администрация) о возложении обязанности в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда передать нежилые помещения N 1 - 9 под литерой А общей площадью 76,80 кв. м с кадастровым номером 26:16:040804:5178, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Северная, 20, в собственность Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Почта России" (далее - предприятие), Комитет по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска (далее - комитет).
Решением от 15.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителей, спорные нежилые помещения отнесены к муниципальной собственности города Невинномысска в силу прямого указания закона. Согласно пункту 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления должны были обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, находящееся в муниципальной собственности имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий до 1 января 2008 года. Учитывая, что решение о передаче имущества до 1 января 2008 года не принято, отсутствуют правовые основания для принятия решения о передаче нежилых помещений, занимаемых почтовыми отделениями связи из муниципальной собственности в федеральную. Комитет и предприятие заключили договор аренды муниципального имущества города Невинномысска от 14.03.2016 N 737 в отношении спорных нежилых помещений. Доходы от аренды указанного имущества и соответственно использование данных денежных средств на муниципальные нужды запланированы в бюджете города Невинномысска на 2017 - 2019 годы. В 2007 году в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось предприятие с исковым заявлением о признании права федеральной собственности на нежилые помещения общей площадью 76,80 кв. м, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Северная, 20. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.11.2007 по делу N А63-6556/2007 в удовлетворении иска отказано.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения общей площадью 76,8 кв. м расположены в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Невинномысск, ул. Северная, 20. Право собственности на указанные нежилые помещения зарегистрировано за муниципальным образованием город Невинномысск.
Спорные нежилые помещения были предоставлены для осуществления уставной деятельности и находились в пользовании и владении организации связи с 1981 года, что подтверждается решениями исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов от 03.12.1979 N 798 "О выделении помещения городскому узлу связи под почтовое отделение в доме N 34 (строительный) по ул. Северной", от 03.12.1979 N 859 "О развитии сети учреждений в микрорайонах N 3, 5, 6, 15А", от 17.06.1980 N 417 "Об утверждении режима работы 18-го отделения связи", от 20.08.1981 N 124-р "Об обмене помещений городского узла связи и городского управления бытового обслуживания населения".
Указанные документы подтверждают факт обмена помещениями городского узла связи, расположенного по ул. Северная 18, на помещение экспериментального цеха по пошиву одежды городского управления бытового обслуживания населения, расположенного по ул. Северная, 20, в 1981 году.
Размещение в спорных помещениях отделения почтовой связи подтверждается решениями исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов от 10.02.1983 N 79, от 28.07.1986 N 528, от 16.05.1991 N 335 "Об утверждении режима работы предприятий сферы обслуживания населения города" с приложением N 3 "Режим работы отделений связи по городу Невинномысску" на соответствующий год с указанием адреса и режима работы в числе прочих 18-го отделения почтовой связи.
С 1995 года в отношении спорных помещений (номера по плану строения N 1 - 9) общей площадью 76,80 кв. м, расположенных на 1 этаже в здании (многоквартирного дома), находящихся по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Северная, 20, кадастровый номер 26:16:040804:5178, комитет заключает договоры аренды с организациями федеральной почтовой связи (договоры аренды от 01.01.1995 N 8/2, от 01.07.1997 N 23, от 01.07.2000, от 01.04.2004 с дополнительным соглашением N 1 от 21.06.2005, от 14.03.2016 N 737).
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные помещения с 1981 года непрерывно используется для размещения отделения почтовой связи N 18 Невинномысского почтамта УФПС Ставропольского края - филиала предприятия, находящегося в ведомственном подчинении федеральных органов государственной власти и оказывающего услуги федеральной почтовой связи.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу приложения N 1 объектами, относящиеся исключительно к федеральной собственности, является имущество (независимо от того, на чьем балансе оно находится) учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации. Согласно пункту 6 раздела IV приложения 1 к постановлению N 3020-1 к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Пунктом 2.1.24 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена. Согласно статье 12 Федерального закона от 09.08.1995 года N 129-ФЗ "О почтовой связи" имущество государственных предприятий и учреждений федеральной службы почтовой связи, включая сети почтовой связи и средства почтовой связи, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит. В силу положений статьи 2 названного Закона здания, сооружения, нежилые помещения являются средствами почтовой связи.
В силу пункта 3.1 Устава ФГУП "Почта России" имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Оценив представленные в дело доказательства, суды с учетом указанных правовых норм сделали правильный выводу о том, что поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности спорные помещения находились во владении и пользовании отделения почтовой связи, которое осуществляло в них свою уставную деятельность, они относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
В пункте 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом.
Поскольку у истца ввиду состоявшегося судебного акта по делу N А63-6556/2007 отсутствует иной способ защиты нарушенного права и защищаемого законом интереса (указанный в пункте 58 постановления N 10/22), однако спорное имущество, используемое организацией связи, в любом случае не может признаваться муниципальной собственностью, так как отнесено к федеральной собственности в силу прямого указания закона и из федеральной собственности не выбывало, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 по делу N А63-15701/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом.
Поскольку у истца ввиду состоявшегося судебного акта по делу N А63-6556/2007 отсутствует иной способ защиты нарушенного права и защищаемого законом интереса (указанный в пункте 58 постановления N 10/22), однако спорное имущество, используемое организацией связи, в любом случае не может признаваться муниципальной собственностью, так как отнесено к федеральной собственности в силу прямого указания закона и из федеральной собственности не выбывало, суды правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2018 г. N Ф08-6599/18 по делу N А63-15701/2017