В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия на 2023 год.
2. Консультанту отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Н.М. Алиевой разместить настоящий приказ на официальном сайте Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://dagnasledie.ru/).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. руководителя |
З. Исаева |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Агентства по охране
культурного наследия
Республики Дагестан
от 19 декабря 2022 г. N 231/22-ОД
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия на 2023 год.
1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия на 2023 год
1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 N 261 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия".
2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль) должностные лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан руководствуются федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Эффективность деятельности напрямую зависит от полноты, гармоничности и системности законодательной базы.
Правовые основы государственной политики в области охраны объектов культурного наследия определены положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Кроме указанного Федерального закона, к нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные и подлежащие проверке требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569;
- Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972;
- Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178;
- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 N 2834;
- Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 N 1745;
- Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", расположенного в г. Дербент, Республика Дагестан, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.12.2015 N 3133;
- Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2009 г. N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан";
- Постановление Правительства Республики Дагестан от 18.11.2016 N 342 "Вопросы Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан";
- Постановление Правительства Республики Дагестан "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" от 30.09.2021 N 261;
- Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования размещен на странице Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан официального сайта органов государственной власти Республики Дагестан: http://dagnasledie.ru/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy.
3. В 2022 году:
За период с января 2022 года по декабрь 2022 года Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан по проведенным в 2021 году контрольно-надзорным мероприятиям составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
По 6 протоколам об административных правонарушениях судами вынесены решения о наложении административных штрафов; по 1 протоколу производство было прекращено, решение суда Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан.
На сегодняшний день выдано 3 предписания об устранении ранее выявленных нарушений. Срок исполнения выданных предписаний Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан взят на контроль.
В связи с тем, что все контрольные (надзорные) мероприятия в настоящее время проводятся с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", при применении Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан мер реагирования введены определенные ограничения.
По проведенным контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемыми лицами Агентством было составлено 26 актов выездного обследования и 60 актов наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). По результатам проведенных мероприятий 70 материалов переданы в Прокуратуру Республики Дагестан для принятия мер реагирования по имеющимся признакам правонарушений. 10 материалов находится в работе Агентства.
В целях обеспечения общественной безопасности и в интересах сохранения объекта культурного наследия в связи с ухудшением его физического состояния был приостановлен доступ к 4 объектам культурного наследия, включенным в ЕГРОКН.
По переданным Российской Федерацией полномочиям в отношении объектов культурного наследия федерального значения, Агентством для достижения целевого показателя (20% от общего числа объектов культурного наследия федерального значения) проведено 380 мероприятий, касающихся обследования и фотофиксации один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.
В текущем году в отношении объектов культурного наследия регионального значения:
- завершены работы по установке границ территории 286 объектов
культурного наследия,
- по утверждению предмета охраны 19 объектов культурного наследия (+1 объекта культурного наследия местного (муниципального) значения),
- по обеспечению информационными надписями 29 объектов культурного наследия,
- по обеспечению утвержденными охранными обязательствами 8 объектов культурного наследия.
В отношении объектов культурного наследия федерального значения:
- завершены работы по установке границ территории 20 объектов культурного наследия,
- по утверждению предмета охраны 25 объектов культурного наследия,
- по обеспечению информационными надписями 3 объектов культурного наследия,
- по обеспечению утвержденными охранными обязательствами 11 объектов культурного наследия.
Дополнительно были проведены следующие профилактические мероприятия:
- на официальном сайте Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан размещены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора;
- утверждено и размещено на законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия;
- разъяснительная работа проводилась в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений.
4. Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
- не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
- несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
- проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия, либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
- проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органом объектов культурного наследия.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
6. Цели Программы профилактики:
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- предотвращение причинения вреда, либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- повышение прозрачности деятельности Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан при осуществлении государственного контроля;
- формирование моделей социально-ответственного, добросовестного правового поведения подконтрольных субъектов.
7. Задачи Программы профилактики:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
- оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
- проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
- повышение квалификации сотрудников Агентства по охране культурного наследий Республики Дагестан, уполномоченных на осуществление государственного надзора;
- создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
8. С целью предотвращения нарушения контролируемыми лицами обязательных требований проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
9. Периодичность проведения профилактических мероприятий:
- информирование - постоянно в течение года;
- обобщение правоприменительной практики - один раз в год;
- объявление предостережения - по мере необходимости;
- консультирование - по мере необходимости;
- профилактический визит - для категории высокого риска - 1 раз в год; для категории значительного риска - 1 раз в 3 года; для категории низкого риска - 1 раз в 5 лет.
3.1 Информирование
9. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан в сети "Интернет" и в средствах массовой информации, в том числе следующей информации и документов:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля,
- о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с приведением текстов указанных актов в действующей редакции;
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться уполномоченным органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решения уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики уполномоченного органа;
- доклады о региональном государственном контроле;
- иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программой профилактики.
10. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется должностными лицами Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
11. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется постоянно.
3.2. Обобщение правоприменительной практики
12. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля осуществляется уполномоченным органом один раз в год.
13. Должностные лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, обеспечивают подготовку проекта доклада о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля.
14. Доклад о правоприменительной практике утверждается Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан и размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3.3. Объявление предостережения
15. При наличии у Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
16. Составление и оформление предостережения осуществляется должностными лицами Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия по типовой форме не позднее 30 календарных дней со дня получения Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан сведений о готовящихся нарушениях, либо признаков нарушения обязательных требований.
17. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4-5 статьи 21 и частью 3 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.4. Консультирование
18. Должностные лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
19. Консультирование может осуществляться уполномоченными должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме по следующим вопросам:
- наличие и (или) содержание обязательных требований;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок выполнения обязательных требований;
- порядок выполнения предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия.
20. По порядку выполнения предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия, уполномоченными должностными лицами осуществляется также письменное консультирование.
21. Время консультирования по телефону, по средствам видеоконференцсвязи, при личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
22. При консультировании по письменным запросам ответ направляется в адрес заявителя в течение 10 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
3.5. Профилактический визит
23. Профилактический визит проводится должностными лицами Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
24. Обязательный профилактический визит проводится в отношении лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, в течение одного года с момента начала такой деятельности, а в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска 1 раз в год ежегодно.
Обязательные профилактические визиты проводятся в периоды - апрель-май и сентябрь-октябрь.
25. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
26. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
27. Профилактический визит проводится в рабочее время, в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать 8 часов.
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
28. Оценка результативности и эффективности программы профилактики рассчитывается ежегодно по итогам календарного года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан от 19 декабря 2022 г. N 231/22-ОД "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия на 2023 год"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-