В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев заявление ООО ТСК "Энергоальянс" (далее - Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 14.04.2023 N 14/04-23, вх. от 17.04.2023 N 57762/23) об отмене решения Министерства тарифной политики Красноярского края об отказе в установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ООО ТСК "Энергоальянс", а также документы и материалы, представленные Министерством тарифной политики Красноярского края (далее также - Министерство, орган регулирования) и ООО ТСК "Энергоальянс", установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования N 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
Заявитель полагает, что решение Министерства об отказе в установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям на 2023 год вынесено с нарушением положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
ООО ТСК "Энергоальянс" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электросетям общества на 2023 год (заявление от 21.10.2022 N 13/10-22).
Министерство письмом от 21.10.2022 N 72/2737 направило в адрес Заявителя извещение об открытии дела N 44-22э об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год по сетям ООО ТСК "Энергоальянс".
Органом регулирования в результате анализа представленных ООО ТСК "Энергоальянс" материалов были запрошены дополнительные документы:
- баланс электрической энергии с указанием смежных территориальных сетевых организаций (далее - ТСО), от которых (к которым) осуществляется передача электрической энергии, а также с указанием сбытовых организаций, потребителям которых осуществляется передача электрической энергии;
- копии договоров со смежными ТСО с приложением согласованных объемов перетоков электроэнергии и со всеми сбытовыми организациями на 2023 год.
Заявителем в адрес органа регулирования письмом от 14.11.2022 N 06/11-22 были предоставлены дополнительные документы, в том числе копия оферты договора на передачу электроэнергии и плановые объемы на 2023 год между ООО ТСК "Энергоальянс" и филиалом ПАО "Россети-Сибирь" - "Красноярскэнерго", подписанные только со стороны ООО ТСК "Энергоальянс".
28.11.2022 Министерством принято решение об отказе в установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ООО ТСК "Энергоальянс" в связи с тем, что не представлены в полном объеме документы, подтверждающие соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии ТСО).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Критериями ТСО являются в том числе следующие:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет на 2023 год не менее 15 MBA.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1-20 кВ, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет на 2023 год не менее 20 км.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 807 Критерии ТСО дополнены пунктом 2(2), которым установлено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 Критериев ТСО не учитываются в том числе объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом.
Органом регулирования на основании проведенного анализа использования трансформаторных подстанций и линий электропередачи для осуществления регулируемой деятельности (на основании заключенных договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО "Крассети", ООО "Сибирский Энергетический Комплекс", ООО "ЕнисейСетьСервис") исключены из расчета регулируемой организации (35,264 км и 21,29 MBA) трансформаторные подстанции с установленными в них силовыми трансформаторами суммарной мощностью 8,790 MBA (итого подтверждена мощность трансформаторных подстанций в размере 12,5 MBA), а также линии электропередачи 3 885 метров (3100+635+150) из 19,8 км (итого подтверждена протяженность линий электропередачи в размере 15,915 км).
Также органом регулирования не принимается во внимание проект договора на услуги по передаче электрической энергии с филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго". Основанием для принятия Министерством решения об отказе в установлении индивидуальных тарифов явилось несоблюдение ООО ТСК "Энергоальянс" обязательного требования по предоставлению договора на осуществление регулируемой деятельности (с филиалом ПАО "Россети Сибири" - "Красноярскэнерго").
По мнению Заявителя, требование органа регулирования о предоставлении ООО ТСК "Энергоальянс" договора на осуществление регулируемой деятельности со смежной сетевой организацией (филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго") необоснованно и не может являться основанием для отказа в установлении тарифа; недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере.
ООО ТСК "Энергоальянс" в заявлении отмечает, что между Заявителем и филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" велась переписка по вопросу заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, по результатам которой 07.02.2023 филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" в адрес ООО ТСК "Энергоальянс" был направлен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.2400.1317.23 с датой подписания 30.12.2022, протоколом разногласий от 23.01.2023 и датой вступления в силу 01.01.2024.
По мнению Заявителя, филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" умышленно затянул подписание договора по передаче электрической энергии с ООО ТСК "Энергоальянс" с целью устранения конкуренции и ущемления интересов ООО ТСК "Энергоальянс", что явилось основанием для вынесения органом регулирования решения об отказе в установлении тарифа.
Дополнительно Заявитель отмечает, что ранее на арендованных объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО ТСК "Энергоальянс" (ранее ООО "Ника"), осуществляло деятельность по передаче электрической энергии ООО "Золото Финанс" на основании приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 N 98-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2022-2025 годы". Кроме того, между ООО "Золото Финанс" и филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" был заключен договор на передачу электрической энергии.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 807, учитывая несение значительных затрат по переоформлению прав собственности на объекты электросетевого хозяйства, сроки регистрации права, ООО ТСК "Энергоальянс", являясь собственником объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО "Золото Финанс" осуществляло деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, обратилось с заявлением в орган регулирования об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электросетям ООО ТСК "Энергоальянс" на 2023 год.
Заявитель полагает, что поскольку регулируемая деятельность ООО ТСК "Энергоальянс" на 2023 год должна была осуществляться на тех же объектах электросетевого хозяйства, на которых осуществляло деятельность ООО "Золото Финанс" на основании заключенных договоров на передачу электрической энергии между ООО "Золото Финанс" и смежными сетевыми организациями, в том числе с филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго", у Министерства отсутствовала необходимость в предоставлении ООО ТСК "Энергоальянс" договоров на передачу электрической энергии.
Органом регулирования отмечено, что заявленный ООО ТСК "Энергоальянс" перечень объектов электросетевого хозяйства шире, чем тот, который в прошлом периоде регулирования принадлежал ООО "Золото Финанс". Согласованные объемы передачи электрической энергии из сетей филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" в сети ООО "Золото Финанс" на 2022 год составляли 16 точек поставки и 33 268,164 тыс. кВт·ч, в то время как по информации, имеющейся в тарифном деле ООО ТСК "Энергоальянс", на 2023 год планировалось осуществлять услуги по 25 точкам поставки в объеме 20 236,111 тыс. кВт·ч.
ФАС России отмечает следующее.
1. В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, к заявлению прилагают обосновывающие материалы, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Пунктом 24 Правил регулирования N 1178 предусмотрено, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами регулирования N 1178, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
В вышеуказанном случае соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
Поскольку ООО "Золото Финанс" до 01.01.2023 осуществляло регулируемую деятельность с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Заявителю на праве собственности, фактическое использование объектов для осуществления регулируемой деятельности Заявителя было подтверждено (по 16 точкам поставки), у органа регулирования имелись в распоряжении необходимые данные для оценки соответствия Заявителя Критериям ТСО в соответствии с пунктом 24 Правил регулирования N 1178.
Также ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
Пунктом 20 Правил N 861 установлено, что сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 Правил N 861, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
Филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии с приложенными документами получены 21.10.2022, о чем свидетельствует отметка на сопроводительном письме ООО ТСК "Энергоальянс".
Мотивированный отказ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" в заключении договора с ООО ТСК "Энергоальянс" либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке (до 20.11.2022) направлены Заявителю не были, также отсутствуют в материалах дела.
ФАС России отмечает, что Заявителем были предприняты предусмотренные законодательством в сфере электроэнергетики меры по заключению договора на услуги по передаче электрической энергии с сетевыми организациями на 2023 год, что выражается в том числе в фактическом заключении указанного договора (от 30.12.2022 N 18.2400.1317.23) на момент рассмотрения заявления ООО ТСК "Энергоальянс".
Дополнительно ФАС России отмечает, что Красноярским УФАС России определением от 19.05.2023 возбуждено дело N 024/04/9.21-1387/2023 об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Сибирь" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в нарушение Правил N 861.
2. Органом регулирования отмечено, что у регулируемой организации отсутствует подтверждение прав собственности на часть объектов электросетевого хозяйства.
Министерство отмечает, что из положения пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" объекты недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и права на них возникают с момента такой регистрации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "21.07.1997 N 122-ФЗ"
В силу приведенных законоположений государственная регистрация прав на объекты электросетевого хозяйства завершает юридический состав, влекущий возникновение прав на объект недвижимости.
В ходе анализа представленных документов, подтверждающих надлежащие права на объекты электросетевого хозяйства ТСО, органом регулирования выявлено, что на часть линий электропередач не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. При этом отсутствуют документы, подтверждающие отнесение объектов электросетевого хозяйства ТСО к движимому имуществу, не подлежащему государственной регистрации. Перечень объектов электросетевого хозяйства, права на которые не подтверждены, приведен в экспертном заключении (КЛ-0,4 кВ, КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ, часть ТП, КТП).
ФАС России отмечает, что линии электропередачи относятся к линейным объектам, являющимся разновидностью сооружений, которые, в свою очередь, признаются недвижимостью (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). Вместе с тем наличие у имущества признаков недвижимости устанавливается исходя из характеристик такого имущества, а именно наличия у него прочной связи с землей, невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению и др. (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Трансформаторные подстанции, имеющие фундамент и строительные конструкции, являются сложной вещью, состоящей из помещения (сооружения), трансформаторов, иного оборудования, единственным назначением которой является трансформация и передача электрической энергии. Раздел трансформаторной подстанции путем изъятия из нее оборудования приведет к прекращению процесса трансформации электрической энергии и ее передачи, и, соответственно, к утрате основного назначения трансформаторного пункта.
КТП представляет собой подстанцию киоскового типа наружной установки, имеет внешний вид контейнера, состоящего из отдельных блоков.
Признание вещи неделимой влечет за собой определенные правовые последствия - часть ее не может быть предметом самостоятельных гражданских прав. Таким образом, трансформаторные подстанции и оборудование, как правило, являются сложной неделимой вещью, относящейся к числу недвижимого имущества, с регистрацией прав на него в органах государственной регистрации.
При этом необходимо отметить, что объект недвижимости должен отвечать критерию прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством.
ФАС России отмечает, что в соответствии с письмом Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания. Также письмом Росреестра от 02.03.2021 N 14-03023/21 установлено, что законодательство не наделяет полномочиями по разграничению движимых и недвижимых вещей какие-либо органы власти, организации.
Учитывая позицию Росреестра, отраженную в письмах от 13.04.2020 N 3215-АБ/20, от 02.03.2021 N 14-03023/21, ФАС России не соглашается с позицией органа регулирования о признании объектов электросетевого хозяйства (КЛ-0,4 кВ, КЛ-10 кВ, ВЛ-10 кВ, КТП) объектами недвижимости, поскольку органом регулирования не проанализированы исходные документы по созданию данного имущества.
Также ФАС России отмечает, что при восстановлении нарушенных прав, выражающемся в установлении индивидуальных тарифов, единые (котловые) тарифы автоматическому пересмотру не подлежат (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2023 по делу N А65-36159/2022). "Котлодержатель" является третьим лицом и имеет право самостоятельного обращения в орган регулирования с соответствующим заявлением о пересмотре единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Учитывая вышеизложенное, на основании решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить решение Министерства тарифной политики Красноярского края об отказе в установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ООО ТСК "Энергоальянс" на 2023 год, зафиксированное в протоколе заседания правления Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.11.2022 N 118.
2. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.09.2023 провести анализ на предмет соответствия ООО ТСК "Энергоальянс" Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, в соответствии с мотивировочной частью настоящего приказа.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего приказа, в случае соответствия ООО ТСК "Энергоальянс" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.09.2023 установить для ООО ТСК "Энергоальянс" индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2, 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим приказом;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО ТСК "Энергоальянс", в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 июля 2023 г. N 470/23 "Об отмене решения Министерства тарифной политики Красноярского края об отказе в установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ООО ТСК "Энергоальянс" на 2023 год, зафиксированное в протоколе заседания правления Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.11.2022 N 118"
Опубликование:
-