г. Краснодар |
|
05 сентября 2018 г. |
Дело N А53-35060/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества национальный банк "Траст" (ИНН 7831001567, ОГРН 1027800000480), заинтересованных лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области, третьего лица - Ерещенко Татьяны Николаевны, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2018 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-35060/2017, установил следующее.
ПАО НБ "Траст" (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия инспекции о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Родионовский" (далее - общество);
- признать незаконной государственную регистрацию ликвидации общества;
- признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ерещенко Т.Н.
Решением суда от 09.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2018, требования банка удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что регистрирующий орган не проверят на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно правовым актам Российской Федерации форму и содержание представленных документов. В ликвидационном балансе общества не отражены сведения о наличии у общества не погашенной задолженности. Инспекция правомерно приняла решение о государственной регистрации добровольной ликвидации общества.
В отзыве банк просит оставить без изменений обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 06.03.2001 общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица.
8 февраля 2017 года единственным учредителем общества принято, оформленное протоколом N 1, решение о добровольной ликвидации, ликвидатором общества назначена Ерещенко Т.Н.
14 февраля 2017 года в инспекцию поступило заявление по форме N Р15001 о государственной регистрации юридического лица - общества в связи с его ликвидацией и назначении ликвидатора.
21 февраля 2017 года инспекция внесла в ЕГРЮЛ сведения о предстоящем решении о ликвидации общества и ликвидаторе.
29 марта 2017 года в журнале "Вестник государственной регистрации" N 12 (626) произведена публикация сведений о ликвидации общества.
26 июня 2017 года в инспекцию поступило уведомление ликвидатора общества о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.
3 июля 2017 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о промежуточном ликвидационном балансе общества.
19 июля 2017 года банк направил в инспекцию обращение с просьбой не производить регистрацию ликвидации общества ввиду нарушения его ликвидатором порядка ликвидации. Банк указал, что не получил уведомление о ликвидации общества, хотя общество имеет перед банком не погашенную задолженность по кредитному договору от 16.05.2012 N 42-800-4361 в сумме 9 657 596 рублей 63 копеек, и задолженность в размере 5 587 557 рублей 54 копейки. Указанное обстоятельство подтверждается решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.07.2013.
10 августа 2017 года общество направило в инспекцию заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс общества, в котором отражено отсутствие непогашенной задолженности у общества перед банком, решение о добровольной ликвидации общества, документ об уплате государственной пошлины.
18 августа 2017 года инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности общества в связи с добровольной ликвидацией.
Полагая, что решением регистрирующего органа нарушены его права и законные интересы, банк обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 63 Кодекса, прежде всего ликвидатор должен совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (подпункт "а" пункта 1); ликвидационный баланс (подпункт "б" пункта 1).
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Суды установили, что оспариваемое в деле решение и запись о прекращении деятельности общества приняты инспекций на основании заявления о добровольной ликвидации общества, решения участников общества об утверждении ликвидационного баланса, оформленного протоколом N 1 и ликвидационного баланса, не содержащего сведения о наличии у общества непогашенных долгов.
При этом как верно указали суды, на дату составления ликвидационного баланса у общества имелась непогашенная задолженность перед банком в сумме 5 587 557 рублей 54 копейки, взысканная решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.07.2013 по делу N 2-2418/13. Однако в ликвидационном балансе указанная задолженность не отражена.
Кроме того, на дату принятия оспариваемого решения о государственной регистрации добровольной ликвидации общества 17.08.2017 и внесения 18.08.2017 записи о добровольной ликвидации общества в ЕГРЮЛ, инспекции было известно о наличии задолженности общества перед банком (письмо банка от 19.07.2017).
Поскольку, инспекция нарушила порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации, так как на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод инспекции о том, что банк своевременно не воспользовался правом, установленным законодательством, при проведении процедуры ликвидации, не заявил свои требования к ликвидатору для отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица в промежуточном ликвидационном балансе, является несостоятельным. Не обращение кредитора к ликвидатору с требованием о погашении задолженности не является основанием для не включения в ликвидационный баланс спорной задолженности. Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не принимаются кассационным судом.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А53-35060/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
...
Поскольку, инспекция нарушила порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации, так как на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2018 г. N Ф08-7273/18 по делу N А53-35060/2017