Во исполнение федеральных законов от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлений Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", от 20.07.2021 N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания государственной информационной системы Московской области "Цифровой регламент".
2. Управлению бухгалтерского учета, правовой и кадровой работы Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Гиренко И.А.
Министр государственного управления, |
Н.В. Куртяник |
Утверждена
распоряжением Министерства
государственного управления,
информационных технологий и связи
Московской области
от 14.07.2023 N 11-113/РВ-04
Концепция
создания государственной информационной системы Московской области "Цифровой регламент"
Термины и обозначения
Обозначение |
Пояснение |
АР |
Административный регламент предоставления государственной (муниципальной) услуги Московской области |
ВИС |
Ведомственная информационная система |
ГИС "Цифровой регламент", Система |
Государственная информационная система Московской области "Цифровой регламент" |
ППО |
Прикладное программное обеспечение |
ПО |
Программное обеспечение |
Реестр |
Реестр государственных услуг (функций) Московской области |
РПГУ |
Государственная информационная система Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" |
СМЭВ |
Система электронного межведомственного взаимодействия |
ТЗ |
Техническое задание |
ЦАР |
Цифровой АР |
ЦИО |
Центральные исполнительные органы Московской области |
I. Общие положения
1. Концепция создания ГИС "Цифровой регламент" (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, направления и ожидаемые результаты информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения и поддержки процессов управления в ходе разработки, согласования и утверждения ЦАР.
2. Концепция разработана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" и включает технико-экономическое обоснование реализации ГИС "Цифровой регламент".
3. Концепция является документом технической документации на ГИС "Цифровой регламент" и содержит обоснование вариантов построения Системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания Системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к Системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на Систему. В Концепции приводятся в том числе:
1) результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается Система;
2) классификация Системы в соответствии с требованиями о защите информации;
3) описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами Системы, описание требований к Системе, включая определение допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию системы, описание эффекта, ожидаемого от создания Системы, условий создания и функционирования системы, а также описание автоматизируемых процессов деятельности (как существующих, так и планируемых к реализации посредством создания системы) и архитектуры системы;
4) цели и задачи создания Системы, архитектура Системы, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов Системы, состав сведений, подлежащих размещению в системе, обоснование выбранного варианта построения Системы;
5) показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания системы, а также критерии оценки достижения целей создания Системы;
6) оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований, включая оценку указанных ресурсов для создания Системы, ввода ее в эксплуатацию и эксплуатации.
4. Обеспечение соответствия ЦАР, Системы требованиям законодательства Российской Федерации является основой разработки и реализации настоящей Концепции.
5. Основными направлениями реализации Концепции являются:
1) автоматизация процессов разработки, согласования и утверждения ЦАР;
2) унификация и стандартизация требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг в Московской области путем формирования АР с использованием нормативно-справочной информации;
3) синхронизация данных региональных и ведомственных информационных систем Московской области в соответствии с машиночитаемыми сведениями ЦАР, размещенного в Системе.
II. Нормативно-правовая основа Системы
6. По результатам анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации было установлено, что:
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливаются административным регламентом (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Структура административного регламента должна предусматривать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий, в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ в случае наличия региональной государственной информационной системы, обеспечивающей разработку и согласование административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, и решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об использовании указанной системы разработка и согласование проектов административных регламентов осуществляются в такой информационной системе.
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1228).
Согласно пункту 37 Постановления N 1228 проект административного регламента формируется органом, предоставляющим государственные услуги, в машиночитаемом формате в электронном виде в реестре услуг.
В соответствии с Приложением N 2 "Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий" к государственной программе Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", региональным проектом (мероприятием), направленным на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, является реализация субъектами Российской Федерации мероприятий по модернизации ведомственных информационных систем с целью оказания массовых социально значимых услуг (сервисов) исполнительных органов субъектов Российской Федерации (далее - МСЗУ), муниципальных услуг органов местного самоуправления и услуг бюджетных учреждений в электронном виде с применением машиночитаемых ЦАР, которые разработаны с использованием утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых регламентов предоставления региональных услуг в машиночитаемом формате.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 210-ФЗ на территории Московской области функционирует государственная информационная система Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", МСЗУ Московской области реализуются в электронном формате на базе государственной информационной системы Московской области "Единая информационная система оказания государственных и муниципальных услуг Московской области", которые совместно обеспечивают взаимодействие информационных систем Московской области, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Учитывая изложенное, в целях становления информационного общества на территории Московской области, повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг на территории Московской области, необходимо создание ГИС "Цифровой регламент".
7. Правовую основу настоящей Концепции составляют:
1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ;
2) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
3) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
4) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
5) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
6) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
7) Постановление N 1228;
8) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";
10) постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг";
11) постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";
12) постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2021 N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";
13) постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";
14) распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.04.2022 N 837-р;
15) постановление Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области" (далее - Постановление N 365/15);
16) постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы";
17) постановление Правительства Московской области от 30.08.2022 N 908/30 "Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Московской области";
18) постановление Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1201/52 "О комиссии по проведению административной реформы в Московской области".
III. Предпосылки создания Системы
8. Одной из приоритетных целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации с 2000-х годов, является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Показатели, характеризующие уровень удовлетворенности населения при получении государственных и муниципальных услуг, используются для оценки высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти и их руководителей, а также органов местного самоуправления.
9. Первым шагом реформирования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг стала необходимость разработки оптимизированных стандартов их предоставления - АР - нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
10. Постоянная оптимизация государственных и муниципальных услуг, их перевод в электронный вид невозможна без изменения подходов к разработке самих АР.
11. В 2022 году в Московской области разработано 1417 АР, из них: 136 АР для государственных услуг, 21 типовой АР для муниципальных услуг, 1260 АР для муниципальных услуг. В 2023 году планируется к утверждению 1873 АР, из них: 104 АР для государственных услуг, 29 типовых АР для муниципальных услуг и 1740 АР для муниципальных услуг.
12. Особую роль в процессе разработки и утверждения АР занимает комиссия по проведению административной реформы в Московской области (далее - Комиссия) - коллегиальный орган, основными задачами которого является организация разработки и внедрения в ЦИО и их территориальных органах АР, а также формирование и выполнение государственных программ, ведомственных целевых программ, планов работ (дорожных карт) с федеральными органами исполнительной власти, межведомственных и других мероприятий, направленных на повышение качества и доступности государственных услуг.
13. В 2022 году проведено 15 заседаний Комиссии, на которых было рассмотрено 294 вопроса, в том числе: 165 АР, 45 дорожных карт оптимизации, 42 техносхемы предоставления услуг и 42 иных вопроса. В 2023 году планируется 15 заседаний Комиссии, в том числе по рассмотрению 133 АР.
14. Подготовка Комиссии, в том числе и по вопросам рассмотрения проектов АР, занимает в среднем до 26 дней при колоссальном объеме переписки (более 900 писем) и распечатанных бюллетеней для голосования (более 4 тысяч листов). Оптимизация процесса разработки и утверждения АР в обязательном порядке должна сопровождаться оптимизацией процесса деятельности Комиссии.
15. В настоящее время процесс разработки, согласования и утверждения АР занимает несколько месяцев и состоит из нескольких этапов:
1) разработка АР осуществляется работником органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу в виде документа. Несмотря на наличие типовых рекомендованных форм, итоговые версии АР могут существенно от них отличаться. Постановлением N 365/15 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области (далее - Порядок), в котором в том числе перечислены требования к структуре и содержанию АР. При этом отсутствие ограничений в формулировках и возможность ввода произвольного текста при описании процесса предоставления услуги затрудняет дальнейшие экспертизы АР на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, регламентирующему предоставление государственных и муниципальных услуг;
2) проект разработанного АР проходит стадии внутриведомственного согласования, согласования с органами или организации (организаций), участвующими в согласовании, и подготовки необходимых экспертиз (первичная антикоррупционная экспертиза, независимая антикоррупционная экспертиза, специализированная антикоррупционная экспертиза, экспертиза органов прокуратуры Московской области, экспертиза уполномоченного органа). В ходе согласования происходит обмен письмами с использованием системы электронного документооборота, с необходимостью подготовки сопроводительного письма и содержательной части: разногласия, предложения и комментарии к разделам и пунктам АР;
3) проекты АР с копиями заключений о результатах первичной и специализированной антикоррупционной экспертизы, независимой антикоррупционной экспертизы и экспертизы проектов АР рассматриваются на заседаниях Комиссии;
4) при подготовке заседания Комиссии осуществляется рассылка писем, прилагаемых документов к рассмотрению на заседании. Опросные листы формируются в бумажном виде, подсчет голосов и формирование итогового протокола осуществляется в ручном режиме;
5) в случае одобрения проекта АР на заседании Комиссии он утверждается распорядительным документом органа, предоставляющего услугу, или, при наличии оснований, - постановлением Правительства Московской области;
6) работник органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, вносит сведения в Реестр на основе информации из АР, прикладывает текстовый файл с утвержденным АР;
7) перед публикацией записи в Реестре осуществляется экспертиза и согласование сведений о государственной (муниципальной) услуге. В случае некорректного ввода данных, выявления противоречий АР, формируется перечень замечаний для их устранения и отправки на повторное согласование;
8) для перевода услуги в электронный вид для размещения на РПГУ разработчик интерактивной формы проводит анализ проекта АР или действующего АР, готовит пакет документов, необходимых для согласования, включая: техническое задание с описанием полей и статусов обработки заявления, схему бизнес-действий по обработке заявления, статусную модель оказания государственной (муниципальной) услуги;
9) для автоматизации процесса оказания услуги осуществляется настройка процесса предоставления государственной (муниципальной) услуги в ВИС или на базе прикладного программного обеспечения "Цифровизация и настройка процессов" (далее - ППО ЦНП), где формируется последовательность административных процедур и действий, экранные формы для заполнения сведений из заявлений, шаблоны документов с результатами предоставления (отказа в предоставлении) государственной (муниципальной) услуги.
16. Основными недостатками существующего процесса являются:
1) длительный процесс согласования проектов АР и большой объем бумажной работы: подготовка сопроводительных писем, рассылка их заинтересованным органам и организациям, составление протоколов разногласий, необходимость повторной рассылки документов;
2) излишние трудозатраты при организации заседаний Комиссии и отсутствие мониторинга активности ее членов;
3) дублирование действий по внесению сведений о государственной (муниципальной) услуге в проект АР, а затем в иные информационные системы;
4) необходимость постоянного отслеживания изменений в законодательстве Российской Федерации и доработки информационных систем, задействованных в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
5) расхождение фактического процесса предоставления государственной (муниципальной) услуги и процесса, указанного в информационных системах и утвержденном АР;
6) невозможность использования сведений, внесенных в Реестр, при организации предоставления услуги в электронной форме или с использованием информационных систем;
7) длительный процесс внесения изменений в действующий АР.
17. В соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ структура АР должна предусматривать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий, в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий федеральным органом исполнительной власти.
18. В 2021 году был утвержден Порядок в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ, в котором были предусмотрены новые требования к процессу разработки, согласования и утверждения АР.
19. В настоящее время разработка АР должна включать следующие этапы:
1) внесение в Реестр органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры), а также внесение в Сводный перечень наименования государственной услуги;
2) преобразование сведений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в машиночитаемый вид в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 3 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ;
3) автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, проекта АР в соответствии с требованиями к структуре и содержанию АР, установленными разделом II "Требования к структуре и содержанию административных регламентов" Порядка.
20. Создание Системы обеспечит выполнение требований законодательства Российской Федерации и достижение целевого состояния процесса ведения Реестра, а также разработки, согласования и утверждения АР.
IV. Цели и задачи создания Системы
21. Целью создания Системы является повышение эффективности качества государственного управления путем гармонизации процессов разработки АР в машиночитаемом виде.
22. Основными задачами создания Системы являются:
1) автоматизация процедур разработки, согласования и утверждения АР;
2) автоматизация процессной деятельности Комиссии;
3) синхронизация сведений в Реестре и АР;
4) формирование АР в машиночитаемом виде;
5) осуществление форматно-логического контроля сведений об услуге, в части проверки их целостности, взаимосвязи между собой, достаточности для формирования АР.
23. Решение указанных задач позволит сократить трудозатраты по разработке АР, формированию Реестра, а также гармонизировать данные о государственных и муниципальных услугах, представленные в различных информационных системах Московской области, ВИС ЦИО, государственных органов и организаций Московской области, в целях обеспечения соответствия сведений о государственных и муниципальных услугах в АР и информационных системах и унификации подходов к их оказанию.
24. В результате создания Системы будут автоматизированы следующие процессы:
1) валидация сведений о государственной (муниципальной) услуге на этапе заполнения Реестра;
2) согласование и проведение необходимых экспертиз проектов АР;
3) подготовка заключений, протоколов разногласий и иных документов по сформированным шаблонам;
4) корректировка проекта АР в режиме реального времени в соответствии с поступившими замечаниями, учет и отслеживание предложений и разногласий;
5) подготовка и проведение заседаний Комиссии в режиме онлайн;
6) утверждение АР в виде электронного документа;
7) ознакомление с проектом АР путем организации доступа к нему без необходимости рассылки документов;
8) формирование Реестра.
V. Основные принципы создания и функционирования Системы
25. Создание Системы будет осуществляться на основе следующих базовых принципов:
1) принцип системности - Система является совокупностью подсистем (модулей), обеспечивающих реализацию необходимых функций в целом;
2) принцип совместимости - должна обеспечивать преемственность и совместимость с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
3) принцип адаптивности - должна быть возможность гибкого изменения Системы в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и потребностями пользователей;
4) принцип развития - должна обеспечиваться возможность развития Системы в соответствии с итерационным подходом к разработке информационных систем;
5) принцип экономической целесообразности - при разработке Системы должны использоваться решения, обеспечивающие достижение целей и задач создания Системы при оптимальном использовании материальных, трудовых и временных ресурсов.
VI. Архитектура Системы и ее функции
26. Общая архитектура Системы (Рисунок 1) представляет собой модули (реестры, компоненты, сервисы) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, в том числе внешними информационными ресурсами и системами, необходимыми для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
"Рисунок 1 - Общая архитектура Системы"
27. Концептуально Система должна состоять из:
1) подсистемы взаимодействия с пользователем - для обеспечения ввода и просмотра данных, хранящихся в Системе;
2) подсистемы контроля доступа - для доступа к функциям и данным Системы для работников органов и организаций, задействованных в разработке АР и ведении Реестра;
3) подсистемы управления платформенными сервисами - функционального ядра, обеспечивающего общее функционирование Системы (администрирование и информационная безопасность, техническая поддержка, управление нормативно-справочной информацией, настройка процессов и шаблонов документов).
28. Основу подсистемы управления платформенными сервисами составит:
1) модуль формирования документов - предназначен для формирования, согласования, утверждения, опубликования печатных форм объектов, предусмотренных в разделах Реестра и формируемых в ходе разработки и согласования проектов АР;
2) модуль администрирования - предназначен для осуществления возможности гибкой настройки и разграничения прав доступа для пользователей, процедур согласования проектов АР и шаблонов печатных документов;
3) модуль исполнения процессов - предназначен для формирования заданий пользователям, задействованным в разработке, согласовании и утверждении проектов АР;
4) подсистемы интеграции - для обмена сведениями с информационными системами Московской области (РПГУ, информационными системами на базе ППО ЦНП), СМЭВ;
5) подсистема бизнес-логики - предназначена для хранения сведений, формируемых и собираемых в ходе согласования проектов АР и их обработки.
29. Основу подсистемы бизнес-логики составит:
1) модуль хранения данных - предназначен для обеспечения ведения Реестра, реестра ЦАР;
2) модуль анализа данных - предназначен для формирования отчетных форм, сбора статистической и аналитической информации;
3) модуль бизнес-функций - предназначен для разработки, согласования, проведения необходимых экспертиз и утверждения проектов АР и проектов актов, которыми они утверждаются.
30. Подсистема бизнес-логики должна обеспечивать:
1) внесение сведений о государственной (муниципальной) услуги с использованием справочников;
2) преобразование внесенных в Реестр сведений об услуге в машиночитаемый вид;
3) формирование АР в печатной форме из преобразованных машиночитаемых сведений об услуге;
4) согласование, проведение экспертизы, утверждение автоматически сформированных АР.
31. Состав сведений, подлежащих опубликованию в Системе, должен быть достаточным для формирования АР в соответствии со структурой, представленной в п. 19- 54 Порядка, и для описания:
1) всех возможных категорий заявителей, обратившихся за предоставлением государственной услуги и объединенных общими признаками;
2) уникальных для каждой категории заявителей, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, сроков и порядка осуществления административных процедур, в том числе оснований для начала административных процедур, критериев принятия решений, результатов административных процедур и способов их фиксации, сведений о составе документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, основаниях для отказа в приеме таких документов и (или) информации, основаниях для приостановления предоставления государственной услуги, критериях принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, а также максимального срока предоставления государственной услуги.
VII. Классификация Системы в соответствии с требованиями по защите информации
32. При создании и функционировании Системы должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в ГИС "Цифровой регламент".
33. Определение уровня защищенности персональных данных в соответствии с пунктом 12 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", не проводится в связи с отсутствием необходимости обработки персональных данных в ГИС "Цифровой регламент".
34. В соответствии с приложением 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Требования), ГИС "Цифровой регламент" предполагает следующие классификационные признаки:
1) уровень значимости информации - низкий;
2) масштаб системы - региональный.
35. В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к Требованиям, предполагаемый класс защищенности ГИС "Цифровой регламент" - "КЗ".
VIII. Описание эффекта и степени автоматизации, ожидаемых от создания Системы
36. Ожидаемый эффект от внедрения Системы для центральных исполнительных органов Московской области и организаций, участвующих в разработке и согласовании проектов АР, заключается в повышении эффективности исполнения государственных и муниципальных функций вследствие снижения количества ошибок при разработке АР, сокращения сроков подготовки проектов АР и проведения необходимых экспертиз и согласований, возможности использования сведений ЦАР при публикации услуги на РПГУ или автоматизации процесса ее оказания.
37. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, обеспечит достижение следующих показателей автоматизации процессов:
1) сокращение срока разработки и согласования АР в 6 раз (с 190 до 33 дней) за счет использования справочников, шаблонов текста, форматно-логического контроля заполнения полей в ЦАР;
2) сокращение одного цикла согласования проекта АР до 5 рабочих дней;
3) наполнение Реестра информацией о государственных и муниципальных услугах и АР на 100%;
4) экономия бумаги более 1,2 млн листов в год при ориентировочной стоимости 1 млн рублей;
5) сокращение объемов переписки в системе электронного документооборота на 1000 писем в год.
IX. Оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов
38. Финансирование работ по созданию Системы осуществляется в рамках мероприятий D6.04. "Выполнение работ по созданию, внедрению, эксплуатации, техническому сопровождению информационных систем, ресурсов общесистемного и прикладного программного обеспечения в рамках государственного задания", D4.01 "Приобретение, установка, настройка, монтаж и техническое обслуживание сертифицированных по требованиям безопасности информации технических, программных и программно-технических средств защиты конфиденциальной информации и персональных данных, антивирусного программного обеспечения, средств электронной подписи, средств защиты информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры от компьютерных атак, а также проведение мероприятий по защите информации и аттестации по требованиям безопасности информации, объектов информатизации, автоматизированных систем, ЦОД, ЕИТО, РИС и ВИС", D2.03 "Модернизация и техническая поддержка ЕИТО на принципах "частного облака", включая телекоммуникационную инфраструктуру Правительства Московской области и аренду серверных стоек на технологических площадках коммерческих дата-центров для размещения оборудования ЕИТО" подпрограммы 2 "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 - 2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023 - 2030 годы", и не требует увеличение объемов финансирования за счет средств бюджета Московской области.
39. При оценке ожидаемых затрат на создание Системы использовался затратный метод.
40. Расчет плановых затрат производился исходя из состава мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта, и включает затраты на оплату труда и обеспечение функционирования Системы вычислительными ресурсами и средствами защиты информации.
41. Расчет затрат на оплату труда произведен на основе ролевой модели сотрудников в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в государственном бюджетном учреждении Московской области "Центр развития цифровых технологий" (далее - ГБУ МО "ЦРЦТ"), утвержденным приказом ГБУ МО "ЦРЦТ" от 15.09.2022 N ПР-54.
42. Расчет затрат на оплату труда произведен в соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУ МО "ЦРЦТ", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.04.2022 N 383/11.
43. Расчет затрат на разработку ПО ГИС "Цифровой регламент" произведен с учетом значений состава затрат на выполнение работ, выполняемых ГБУ МО "ЦРЦТ", утвержденных распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 23.12.2022 N 11-250/РВ.
44. Оценка трудозатрат проводилась на основе опыта реализации проектов сотрудниками ГБУ МО "ЦРЦТ" по следующим направлениям работ:
1) разработка технических решений и рабочей документации на Систему;
2) разработка ПО;
3) ввод Системы в эксплуатацию;
4) эксплуатация и сопровождение Системы.
45. Расчет затрат на разработку технических решений и рабочей документации на Систему осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблице 1.
Таблица 1 - Состав и результаты работ, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на ГИС "Цифровой регламент"
N |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по разработке технических решений и рабочей документации |
|
1 |
Разработка технического задания на часть (подсистему) системы |
ТЗ на Систему |
3 |
Мероприятия по разработке технических решений |
Документы, описывающие технические решения в соответствии с требованиями ТЗ (пояснительная записка к эскизному/техническому проекту) |
4 |
Разработка рабочей документации на Систему |
Документация, содержащая сведения, необходимые для выполнения работ по вводу Системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, порядка эксплуатации Системы (руководство пользователя, руководство администратора, программа и методика предварительных испытаний, программа и методика приемочных испытаний) |
46. Состав специалистов по ролям, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на Систему, представлен в Таблице 2.
Таблица 2 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для разработки технических решений и рабочей документации на ГИС "Цифровой регламент", затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат в месяц, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
1 982 746,89 |
0,4 |
66 091,56 |
2 |
Руководитель группы аналитики (Бизнес-аналитик) |
2 565 907,74 |
2,0 |
427 651,29 |
3 |
Аналитик (Senior) |
1 982 746,89 |
6,0 |
991 373,45 |
4 |
Аналитик (Middle) (Технический писатель) |
1 399 586,04 |
0,5 |
58 316,09 |
Итого |
1 543 432,38 |
47. Расчет затрат на разработку ПО ГИС "Цифровой регламент" осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблице 3.
Таблица 3 - Состав и результаты работ для разработки ПО ГИС "Цифровой регламент"
N |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по разработке ПО |
|
1 |
Разработка подсистемы взаимодействия с пользователем |
Разработанные функциональные модули и интеграционные сервисы |
2 |
Разработка подсистемы контроля доступа |
|
3 |
Разработка подсистемы управления платформенными сервисами |
|
4 |
Разработка подсистемы интеграции |
|
5 |
Разработка подсистемы бизнес-логики |
48. Состав специалистов по ролям, необходимых для разработки ПО ГИС "Цифровой регламент", представлен в Таблице 4.
Таблица 4 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для разработки ПО ГИС "Цифровой регламент", затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат в месяц, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
1 982 746,89 |
0,75 |
123 921,68 |
2 |
Руководитель группы аналитики (Бизнес-аналитик) |
2 565 907,74 |
5 |
1 069 128,22 |
3 |
Аналитик (Senior) |
1 982 746,89 |
10 |
1 652 289,07 |
4 |
Разработчик (Senior) |
1 399 586,04 |
5 |
583 160,85 |
5 |
Аналитик (Middle) (Технический писатель) |
1 399 586,04 |
2 |
233 264,34 |
6 |
Разработчик (Middle) |
1 399 586,04 |
0,5 |
58 316,085 |
7 |
Аналитик (Junior) (Тестировщик) |
1 282 953,87 |
2 |
213 825,64 |
Итого |
3 933 905,901 |
49. Расчет затрат на ввод ГИС "Цифровой регламент" в эксплуатацию осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в Таблице 5.
Таблица 5 - Состав и результаты работ для ввода ГИС "Цифровой регламент" в эксплуатацию
N |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по вводу в эксплуатацию |
|
1 |
Пусконаладочные работы |
Выполнены мероприятия, в том числе наладка технических средств и программного обеспечения частей Системы, загрузка информации в ее базу данных |
2 |
Регистрация Системы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации |
Внесение сведений о Системе в реестр информационных систем Московской области, оформление прав на использование компонентов Системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности |
3 |
Проведение мероприятий по аттестации системы требованиям защиты информации |
Наличие и содержание документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации Системы, реквизиты и электронная копия. Наличие и содержание документов по результатам проведения аттестационных испытаний, реквизиты документов (реквизиты аттестационных свидетельств и сертификатов), их электронные копии |
4 |
Проведение предварительных испытаний |
Перечень утвержденной документации по организации проведения испытаний, определяющей порядок, сроки, объемы, силы и средства для проведения испытаний (автономных, комплексных). Организационно-распорядительная документация по результатам предварительных испытаний |
5 |
Проведение опытной эксплуатации |
Организационно-распорядительная документации по организации проведения опытной эксплуатации, определяющей порядок, сроки, объемы, силы и средства для ее проведения. Организационно-распорядительная документация по результатам опытной эксплуатации |
6 |
Проведение приемочных испытаний |
Организационно-распорядительной документации по организации проведения приемочных испытаний, согласование и утверждение организационно-распорядительной документации по результатам испытаний и о возможности приемки системы в промышленную эксплуатацию |
7 |
Разработка и утверждение правового акта (документа) о вводе системы в эксплуатацию |
Правовой акт (документ) о вводе системы в эксплуатацию |
50. Состав специалистов по ролям, необходимых для ввода Системы в эксплуатацию, представлен в Таблице 6.
Таблица 6 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых для ввода ГИС "Цифровой регламент" в эксплуатацию, затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат в месяц, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
1 982 746,89 |
0,5 |
82 614,45 |
2 |
Аналитик (Senior) |
1 982 746,89 |
5 |
826 144,54 |
4 |
Разработчик (Senior) |
1 399 586,04 |
2,5 |
291 580,43 |
5 |
Аналитик (Middle) (Технический писатель) |
1 399 586,04 |
1 |
267 282,06 |
6 |
Разработчик (Middle) |
1 399 586,04 |
1 |
116 632,17 |
7 |
Аналитик (Junior) (Тестировщик) |
1 282 953,87 |
1 |
116 632,17 |
Итого |
1 700 885,81 |
51. Расчет затрат на эксплуатацию и сопровождение осуществлялся в соответствии с потребностями в кадровых ресурсах для выполнения работ и получения результатов, представленных в таблице, представлен в Таблице 7.
Таблица 7 - Состав и результаты работ для эксплуатации и сопровождения ГИС "Цифровой регламент"
N |
Наименование работ |
Результат |
|
Мероприятия по эксплуатации и сопровождению |
|
1 |
Промышленная эксплуатация |
Дата фактического начала и окончания применения по назначению системы. Наличие и содержание отчета о результатах эксплуатации системы за период. Реквизиты отчета и его электронная копия |
2 |
Сопровождение |
Наличие и содержание отчета о результатах сопровождения системы за период. Реквизиты отчета и его электронная копия |
52. Состав специалистов по ролям, необходимых для эксплуатации и сопровождения Системы, представлен в Таблице 8.
Таблица 8 - Расчет ФОТ специалистов по ролям, необходимых эксплуатации и сопровождения ГИС "Цифровой регламент" затратным методом
Состав специалистов |
Расчет затрат |
|||
N |
Роли специалистов |
Годовой ФОТ |
оценка трудозатрат в месяц, чел. х мес. |
ФОТ, руб. |
1 |
Руководитель проекта |
1 982 746,89 |
0,6 |
99 137,3445 |
2 |
Аналитик (Senior) |
1 982 746,89 |
1,2 |
139 958,604 |
3 |
Разработчик (Senior) |
1 399 586,04 |
1,2 |
128 295,387 |
4 |
Аналитик (Middle) (Технический писатель) |
1 399 586,04 |
0,5 |
58 316,085 |
5 |
Специалист техподдержки |
1 282 953,87 |
12 |
1 282 953,87 |
Итого |
1 708 661,291 |
53. Определение потребности в необходимых вычислительных ресурсах представлено в Таблице 9.
Таблица 9 - Расчет потребности в вычислительных ресурсах
N |
Назначение сервера |
Процессор (vCPU) |
Оперативная память (vRAM) |
Дисковое пространство (vHDD) |
1 |
Сервер разработки ГИС "Цифровой регламент" |
4 |
8 Гб |
100 Гб |
2 |
Продуктивный сервер ГИС "Цифровой регламент" |
16 |
32 Гб |
100 Гб |
3 |
Продуктивная СУБД ГИС "Цифровой регламент" |
8 |
16 Гб |
500 Гб |
4 |
Продуктивный сервер camunda ГИС "Цифровой регламент" |
8 |
16 Гб |
100 Гб |
5 |
Продуктивная СУБД camunda "Цифровой регламент" |
8 |
16 Гб |
500 Гб |
6 |
Общесистемные сервисы ГИС "Цифровой регламент" |
4 |
8 Гб |
200 Гб |
7 |
Сервер сборки образов приложений ГИС "Цифровой регламент" |
8 |
16 Гб |
300 Гб |
8 |
Сервер мониторинга |
2 |
4 Гб |
200 Гб |
Итого |
58 |
4 Гб |
2 000 Гб |
54. Расчет стоимости услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и мощностей для разработки и эксплуатации Системы проводился на основе определения средней цены оборудования в соответствии с коммерческими предложениями поставщиков и представлен в Таблице 10.
Таблица 10 - Стоимость услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и мощностей для разработки и эксплуатации ГИС "Цифровой регламент"
CPU+RAM (Гб) |
HDD (Гб) |
Сумма, руб. |
SSD (Гб) |
Сумма итого, руб. |
|||
Объем |
Сумма, руб. |
Объем |
Объем |
Сумма |
|||
CPU (шт) |
RAM (Гб) |
HDD (Гб) |
SSD (Гб) |
||||
58 |
116 |
3 053 439,44 |
2 000 |
0 |
14 680 |
0 |
3 053 439,44 |
55. С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с созданием Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на создание программного обеспечения, внедрение, управление реализацией составила 12 729 685,84 рублей (Таблица 11).
56. С учетом расходов на оплату труда для работников, непосредственно связанных с сопровождением Системы, общая расчетная сумма плановых затрат на техническую поддержку и необходимое сопровождение на период 2024 - 2025 годов составила 4 606 550,58 рублей (Таблица 12).
Таблица 11 - Расчет сметной стоимости выполнения работ по созданию ГИС "Цифровой регламент" в 2023 г.
N |
Статья затрат |
Стоимость работ, рублей |
Всего | ||
1. |
Создание ГИС "Цифровой регламент" |
|
1.1. |
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Прочие прямые расходы) = пункты 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3 настоящей таблицы |
9 676 246,4 |
1.1.1. |
Расходы на ФОТ |
7 178 224,09 |
1.1.2. |
Отчисления в страховые фонды (Расходы на ФОТ * 30,2%) |
2 167 824 |
1.1.3. |
Накладные расходы (4,6% от ФОТ) |
330 198,31 |
1.3. |
Вычислительные ресурсы |
3 053 439,44 |
1.4. |
ИТОГО создание Системы |
12 729 685,84 |
Таблица 12 - Расчет сметной стоимости выполнения работ по эксплуатации ГИС Цифровой регламент
N |
Статья затрат |
Стоимость работ, рублей |
||
Всего |
2024 |
2025 |
||
1 |
Эксплуатация ГИС "Цифровой регламент" |
|
|
|
1.1. |
Прямые расходы (Расходы на ФОТ + Отчисления в страховые фонды + Прочие прямые расходы) = пункты 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 настоящей таблицы |
4 606 550,58 |
2 303 275,29 |
2 303 275,29 |
1.1.1. |
Расходы на ФОТ |
3 417 322,58 |
1 708 661,29 |
1 708 661,29 |
1.1.2. |
Отчисления в страховые фонды (Расходы на ФОТ * 30.2%) |
1 032 032 |
516016 |
516016 |
1.1.3. |
Накладные расходы (4,6% от ФОТ) |
157 196 |
78 598 |
78 598 |
1.2. |
ИТОГО эксплуатация Системы |
4 606 550,58 |
2 303 275,29 |
2 303 275,29 |
По-видимому, в тексте предыдущей таблицы допущена опечатка. Вместо "пункты 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3" имеется в виду "пункты 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 14 июля 2023 г. N 11-113/РВ-04 "Об утверждении Концепции создания государственной информационной системы Московской области "Цифровой регламент"
Вступает в силу с 31 июля 2023 г.
Опубликование:
сайт Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (mits.mosreg.ru) 20 июля 2023 г.