Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 марта 2003 г. N КА-А40/1454-03
Общество с ограниченной ответственностью "Рикартек" (далее - ООО "Рикартек") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московской южной таможне (далее - МЮТ) о признании недействительным отказа в выпуске на экспорт уплотнений фланцевых круглых из терморасширенного графита по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10124121/260602/0003484.
До рассмотрения спора по существу общество изменило предмет иска и просило признать недействительным (незаконным) действие начальника таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисовой М.С. в виде запрета в выпуске товара на экспорт 09.07.02 по указанной выше ГТД путем проставления штампа "выпуск запрещен".
Решением от 21.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.02, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МЮТ подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные.
В отзыве на жалобу ООО "Рикартек" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям таможенного законодательства и материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
09.07.02 начальник таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисова М.С. отказал ООО "Рикартек" в таможенном оформлении товара по ГТД N 10124121/260602/0003484, о чем проставил отметку "выпуск запрещен" в указанной таможенной декларации.
Удовлетворяя требование названного общества о признании незаконным данного действия руководителя таможенного поста, Арбитражный суд г. Москвы исходил их несоответствия его требованиям Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со ст. 117 Таможенного кодекса Российской Федерации основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
На основании п. 2 ст. 12 названного закона порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" установлено, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
Аналогичная норма содержится в п. 2.1 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 27.08.97 N 522 (с изменениями).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с п. 1 ч. 6 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан одновременно с таможенной декларацией представить таможенному органу внешнеторговый контракт (контракт) или иной документ, в соответствии с которым осуществляется вывоз товаров из Российской Федерации, товаросопроводительные, платежно-расчетные и другие документы, позволяющие подтвердить правильность определения декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.
ООО "Рикартек" в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара одновременно с таможенной декларацией представило таможенному органу контракт с германской фирмой и копии платежных поручений об оплате товара иностранным покупателем.
Статьей 15 ч. 1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", п. 1.6 вышеупомянутых Правил предусмотрено, что если для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов, таможенный орган вправе затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеторговой сделке (договор и платежно-расчетные документы с третьими лицами, счета за комиссионные и транспортные услуги, бухгалтерские документы и т.д.). Таможенный орган в письменном виде (за подписью начальника или его заместителя) передает декларанту перечень дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, с указанием срока их представления.
Уведомлением от 27.06.02 таможенный пост "Международный почтамт" МЮТ известил ООО "Рикартек" о необходимости представления дополнительных документов (зарегистрированных учредительного договора с изменениями, Устава общества с изменениями, бухгалтерского баланса, документов согласно договора с продавцом продукции, акта приемки продукции, калькуляции стоимости с представлением платежных поручений по ней, документов, подтверждающих взаимоотношения с германской фирмой - получателем).
По данному требованию общество предъявило копию Устава, указав, что изменения, в него не вносились, копии бухгалтерского баланса, акта приемки-передачи товара от 17.05.02, копии платежных поручений. При этом сообщило об отсутствии у общества других документов в силу действующего законодательства и сложившихся взаимоотношений сторон и заявило о том, что оно не возражает против корректировки таможенной стоимости и обязуется заплатить скорректированные таможенные платежи.
02.07.02 названный таможенный пост повторно затребовал документы, подтверждающие представление бухгалтерского баланса в налоговую инспекцию, расчета налога от фактической прибыли, справку, сертификат происхождения и качества товара, паспорт и иные документы, калькуляцию (смету) стоимости вывозимого товара.
На это требование таможни общество 04.07.02 представило налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2002 года с копией описи вложений, указав при этом, что бухгалтерская и налоговая отчетности направлены налоговому органу заказными письмами. Также представило акт приема-передачи результатов испытаний продукции по контракту с иностранной организацией, и сообщило о том, что другие документы у общества отсутствуют.
По требованию от 05.07.02 общество представило в таможенный орган выписку из банка о наличии денежных средств, внутренний договор с производителем, копию счета-фактуры с отметкой о регистрации в налоговом органе, что подтверждается резолюцией ст. инспектора ОКТС МЮТ Самохиной.
Рассмотрев дополнительно представленные документы, вышеупомянутый инспектор посчитал возможным оформление товаров в режиме ЭК 10, о чем 09.07.02 сделал соответствующую запись на направлении N 10124121/358/02.
Несмотря на это в тот же день (09.07.02) начальник таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисова М.С. отказал в таможенном оформлении товара путем проставления отметки "выпуск запрещен".
Согласно п. 1.8 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, права и обязанности декларанта и таможенного органа при определении и заявлении таможенной стоимости вывозимых товаров определяются в соответствии с положениями ст. 15 и 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Вышеназванным Законом предусмотрено право таможенного органа, производящего контроль за правильностью таможенной оценки товара, принимать решение о правильности заявленной декларации таможенной стоимости товара с учетом положений ст. 15 Закона (ч. 1 ст. 16).
Ч. 2 ст. 15 названного Закона установлено, что в случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использования декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
Решение о невозможности использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости либо о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара на спорной ГТД таможня не принимала.
На основании ч. 2 ст. 16 упомянутого Закона, п. 2.5, 2.6 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость вывозимых товаров (далее - производит таможенную оценку) с учетом положений ч. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Для таможенной оценки вывозимых товаров таможенный орган может использовать имеющуюся в его распоряжении или представленную декларантом информацию о ценах внешнеторговых сделок с идентичными товарами; калькуляцию стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров; информацию о биржевых корректировках цен на идентичные или однородные товары; о ценах на эти товары на соответствующих региональных рынках, а также данные товарной стоимости экспертизы вывозимых товаров, осуществленной в установленном порядке.
Таможней не были соблюдены положения законодательства, регулирующие вопросы определения таможенной стоимости вывозимого товара. В случае несогласия с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара таможня имела право произвести ее корректировку, а не запрещать выпуск товара.
При изложенных обстоятельствах вывод первой и апелляционной судебных инстанций о незаконности действий руководителя таможенного поста о запрете выпуска товара на экспорт является правильным.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-34884/02-106-177 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2003 г. N КА-А40/1454-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании