г. Краснодар |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А22-3816/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Гусиковым В.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Республики Калмыкия (судебное поручение исполняет судья Челянов Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бяткиевой Н.В.), при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "АРТУР" (ИНН 0814168482, ОГРН 1060814073550) - Шарманжиева В.С. (доверенность от 27.01.2018), Фисенко В.Ю. (доверенность от 22.09.2017), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия (ИНН 0816033530, ОГРН 1160816053848), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "АРТУР" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.2018 (судья Анжукаева Е.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семёнов М.У.) по делу N А22-3816/2017, установил следующее.
ООО ЧОП "АРТУР" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2017 N 531 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 13.03.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.05.2018, постановление отдела от 14.09.2017 N 531 изменено в части назначения административного штрафа, штраф снижен до 150 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности, отсутствием оснований для признания его малозначительным, а также наличием оснований для снижения суммы штрафа ниже низшего предела.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в нарушение административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646 (далее - Административный регламент N 646), внеплановая проверка проводилась без вынесения распоряжения (приказа), с которым общество не ознакомлено, без согласования с органом прокуратуры, без уведомления общества о ее проведении. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) подлежит применению к отношениям при проведении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Предписание о проведении проверки от 22.08.2017 N 04, с которым общество не ознакомлено, не допустимо как доказательство. В протоколе об административном правонарушении нет объяснения законного представителя общества; не разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом; объяснения Шарманжиева С.Б. датированы 31.08.2017, тогда как фактически они получены 05.09.2017; в протокол внесены изменения, не согласованные с обществом. Срок давности привлечения к ответственности за нарушение пункта 147 Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288) истек 09.04.2017. Нарушения пунктов 153, 169.6 Инструкции N 288 отсутствуют. Отдел выявил формальное незначительное нарушение пункта 169.4 Инструкции N 288 (концы коробов не зацементированы в момент проверки). Ссылается на наличие признаков малозначительности правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что обществу выдана лицензия (разрешение) от 12.08.2017 серии РХИ N 0004697 на хранение и использование оружия и патронов к нему сроком до 23.12.2017.
В ходе проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридического лица, проведенной в соответствии с графиком проведения проверок на 2017 год, отдел выявил, что учет, хранение и использование оружия и патронов осуществляется обществом с нарушением требований Инструкции N 288, о чем составлен акт проверки от 31.08.2017, где зафиксированы следующие нарушения:
- приказ руководителя юридического лица о проведении инвентаризации издан не за 10 дней до начала ее проведения, а за один день (пункт 147 Инструкции N 288);
- с 08 часов 00 минут до 20 часов 00 минут комната хранения оружия не находится под охраной отдела вневедомственной охраны (пункт 169.6 Инструкции N 288);
- в шкафах отсутствуют ярлычки, заверенные председателем инвентаризационной комиссии (пункт 153 Инструкции N 288);
- не зацементированы коробы дверных проемов (пункт 169.4 Инструкции N 288).
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2017 N 551 и вынесено постановление о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление отдела в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 20.8 Кодекса установлена ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации (статья 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии)).
Пунктом 51 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему") (далее - постановление N 814) установлено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Закона об оружии, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (пункт 55 постановления N 814).
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за сохранностью и техническим состоянием боевого оружия в организациях и их территориальных подразделениях, за соблюдением ими федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих учет, хранение, выдачу, использование, перераспределение, транспортировку, ремонт, техническое обслуживание, а также сдачу в органы внутренних дел выведенного из эксплуатации по техническому состоянию боевого оружия (пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием") (далее - постановление N 460).
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности возложен на войска национальной гвардии.
В целях реализации постановления N 814 утверждена Инструкция N 288.
Согласно пункту 147 Инструкции N 288 инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности. Она проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки (пункт 153 Инструкции N 288).
В соответствии с пунктом 169.4 Инструкции N 288 вышеуказанные металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.
Комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций. Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении. В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания. Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети. Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны. Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.
На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств (пункт 169.6 Инструкции N 288).
Проанализировав положения Закона об оружии, постановления N 814, постановления N 460, Инструкции N 288, а также учитывая фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления и доказанности наличия в действиях общества вмененного ему состава правонарушения.
Так, в нарушение пункта 147 Инструкции N 288 приказ N 01 о создании инвентаризационной комиссии издан за день до начала инвентаризации, а не за 10 дней (приказ от 09.01.2017, срок проведения инвентаризации - с 10.01.2017 по 11.01.2017) (л. д. 63 т. 1).
В нарушение пункта 153 Инструкции N 288 при проведении проверки ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки отсутствовали, что подтверждается актом проверки от 31.08.2017, составленным в присутствии генерального директора общества Шарманжиева С.Б., о чем свидетельствует его подпись. В материалах дела имеется объяснение директора общества, в котором собственноручно написано "с протоколом ознакомлен, не согласен". Право на подписание акта с замечаниями или с письменными примечаниями предоставлено юридическим лицам пунктом 7.5 Административного регламента N 646. Указанным правом руководитель общества не воспользовался. Имеющиеся в материалах дела инвентаризационные ярлыки не свидетельствуют об их наличии при проведении проверки. Доказательства обратного общество не представило.
В нарушение пункта 169.4 Инструкции N 288 коробы дверных проемов не были зацементированы, что общество фактически не оспаривает, ссылаясь на формальный подход при оценке этого нарушения.
В нарушение пункта 169.6 Инструкции N 288 в соответствии с приложением N 1 к договору на оказание услуг по экстренному реагированию на сигналы "тревога" при помощи средств охранной сигнализации, выдающих по каналам сотовой связи от 01.02.2017 N 692 (л. д. 9 - 12 т. 1), заключенному между ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Калмыкия" и обществом, время охраны комнаты хранения оружия установлено с 01.00 до 06.00 ежедневно, а не круглосуточно, что подтверждено в письме ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Калмыкия" от 25.10.2017 N 462/996 (л. д. 66 - 67 т. 1).
Выводы суда о совершении обществом вмененных ему нарушений подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Доводы общества об отсутствии в его действиях состава вмененного ему правонарушения не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленного правонарушения, в материалы дела не представлены.
Суд счел соблюденными порядок производства по делу об административном правонарушении и срок привлечения общества к ответственности.
Судебные инстанции учли, что правовыми основаниями для проведения в отношении общества проверки являются положения Закона об оружии, Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Административного регламента N 646.
В соответствии с пунктом 76 Административного регламента N 646 основанием для начала административной процедуры является в том числе наступление установленного в пункте 24.2 административного регламента срока проведения проверки, который, в свою очередь, предписывает проведение проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования.
Проведение такой проверки не реже одного раза в полугодие является обеспечительной мерой по реализации государственной функции по контролю за оборотом оружия.
Как следует из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 N АКПИ14-804, необходимость периодических проверок наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов (не реже одного раза в квартал) обусловлена цикличностью оборота оружия в организациях, которая в ряде случаев не превышает нескольких месяцев и зависит от целей его использования соответствующими субъектами.
График проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета у юридических лиц размещается на официальных сайтах территориальных органов МВД России и информационных стендах в помещениях подразделений лицензионно-разрешительной работы (пункт 77 Административного регламента N 646).
Проверка общества проведена в соответствии с графиком проверок (л. д. 64 т. 1).
Руководитель территориального органа МВД России по месту хранения, использования или торговли оружием и патронами направляет уполномоченных должностных лиц для проведения проверки (пункт 79 Административного регламента N 646). Должностные лица при осуществлении проверки обязаны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение. При себе должностные лица должны иметь письменное предписание о проведении проверки (приложение N 7 к административному регламенту) (пункт 80 Административного регламента N 646).
В материалы дела представлено предписание отдела о проведении проверки от 22.08.2017 N 04 (л. д. 65 т. 1). Издание отдельного распоряжения (приказа) о проведении проверки в данном случае не требовалось.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что в данном случае осуществлялась предусмотренная пунктом 28.6 Административного регламента N 646 отдельная административная процедура по проверке наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридического лица, к которой не подлежит применению Закон N 294-ФЗ.
Доводы общества о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом, выразившихся в отсутствии в протоколе об административном правонарушении объяснения законного представителя общества, неразъяснении представителю общества его процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом, датировании объяснений Шарманжиева С.Б. 31.08.2017, тогда как фактически они получены 05.09.2017; истечении срока давности привлечения к ответственности за нарушение пункта 147 Инструкции N 288 получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку выводов суда и свидетельствуют о несогласии общества с оценкой доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправомерности выводов судебных инстанций.
Проверяя довод общества об ошибочном выводе суда об отсутствии оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным, кассационная инстанция учитывает, что в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А22-3816/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.