В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Бориса Борисовича Надеждина на решение Избирательной комиссии Московской области от 14 июля 2023 года N 51/418-7, которым Б.Б. Надеждину, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Московской области", отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Московской области.
Основаниями для принятия обжалуемого решения послужили несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункты "б", "д 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 26 Закона Московской области "О выборах Губернатора Московской области" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов советов депутатов городских округов Московской области. Число таких подписей должно составлять семь процентов от общего числа указанных депутатов, определенного уставами этих городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 8 июня 2023 года N 42/338-7 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на выборах Губернатора Московской области, назначенных на 10 сентября 2023 года, должно быть собрано 90 подписей депутатов советов депутатов городских округов Московской области.
6 июля 2023 года кандидатом на должность Губернатора Московской области Б.Б. Надеждиным в числе документов для регистрации было представлено семь подписей депутатов советов депутатов городских округов Московской области.
Исходя из положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регистрация кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "д 1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
Доводы, изложенные в жалобе, фактически сводятся к несогласию заявителя с установленным законодательством порядком поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и к предположениям о нарушениях законодательства о выборах, допущенных иными кандидатами, выдвинутыми на выборах Губернатора Московской области.
Однако избирательные комиссии не вправе изменять установленный законодательством порядок подготовки и проведения выборов, а решений судов общей юрисдикции, иных уполномоченных правоприменительных органов, которыми был бы установлен факт таких нарушений, в том числе с учетом правовых позиций, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 32-П, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не поступало и заявителем представлено не было.
Кроме того, законодательство не возлагает на депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований обязанность в любом случае проставить подпись в листе поддержки кого-либо из кандидатов, выдвинутых на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вместе с тем заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что депутаты представительных органов муниципальных образований и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных образований в необходимом количестве имели намерение проставить подписи в поддержку выдвижения заявителя, но не имели возможности такое намерение осуществить.
Учитывая изложенное, оснований для несогласия с выводами Избирательной комиссии Московской области о недостаточном количестве достоверных подписей депутатов советов депутатов городских округов Московской области, представленных заявителем для регистрации кандидатом на должность Губернатора Московской области, не усматривается.
Применительно к иному основанию принятия обжалуемого решения установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" на политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения возложена обязанность извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Согласно поступившему в адрес Избирательной комиссии Московской области 21 июня 2023 года письму о проведении внеочередной Конференции избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Московской области" по выдвижению кандидата на должность Губернатора Московской области мероприятие по выдвижению Б.Б. Надеждина кандидатом должно было быть проведено 24 июня 2023 года. Указание на место проведения мероприятия в данном письме присутствует - город Долгопрудный Московской области. В соответствии со статьей 11 Регламента Избирательной комиссии Московской области, утвержденного решением Избирательной комиссии Московской области от 29 июня 2016 года N 269/3665-8, местом нахождения Избирательной комиссии Московской области является город Красногорск-7 Московской области, а местом постоянного пребывания Избирательной комиссии Московской области - город Москва.
Таким образом, о проведении Конференции избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Гражданская инициатива" в Московской области", на которой Б.Б. Надеждин выдвинут кандидатом на должность Губернатора Московской области, Избирательная комиссия Московской области должна была быть извещена не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия.
В силу пункта 2 статьи 11 1 Федерального закона если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события. Следовательно, извещение должно было быть представлено в Избирательную комиссию Московской области не позднее 20 июня 2023 года.
Между тем извещение было представлено в Избирательную комиссию Московской области 21 июня 2023 года, то есть с нарушением срока, установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".
Кроме того, положения подпункта "б" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" о необходимости извещения территориального органа федерального уполномоченного органа, осуществляющего функции в сфере регистрации политических партий, о проведении мероприятия по выдвижению кандидата на выборную должность избирательным объединением также соблюдены не были.
Наличие иных недостатков в представленных кандидатом документах, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации, на которые указано в обжалуемом решении, в данном случае самостоятельного правового значения не имеет, поскольку такие обстоятельства не являлись основанием для отказа в регистрации кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 статьи 21, пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Бориса Борисовича Надеждина на решение Избирательной комиссии Московской области от 14 июля 2023 года N 51/418-7 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
Н.А. Бударина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 июля 2023 г. N 124/997-8 "О жалобе Бориса Борисовича Надеждина на решение Избирательной комиссии Московской области от 14 июля 2023 года N 51/418-7"
Опубликование:
-