г. Краснодар |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А53-36516/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Бриз"" (ИНН 7816221832 ОГРН 103785043322) - Лопатина А.В. (доверенность от 23.01.2016 N 2), от заинтересованных лиц - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Криворот Е.В. (доверенность от 19.06.2018 N 02-32/0752), от Южного таможенного управления (ИНН 6164027115, ОГРН 1026103296152) - Афониной С.В. (доверенность от 11.01.2018 N 13.1-24/00264), Сердюковой В.Н. (доверенность от 13.11.2017 N 13.1-24/17564), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Бриз"", Ростовской таможни, Южного таможенного управления на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2018 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 (судьи Сулименко О.А., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А53-36516/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Бриз"" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному таможенному управлению (далее - Управление) о признании незаконным решения от 22.09.2017 по результатам таможенной проверки N 10300000/210/220917/Т000008, к Ростовской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 12.10.2017 N 678.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2018, заявленные обществом требования удовлетворены частично. Решение Управления от 22.09.2017 признано незаконным в части необходимости уплатить таможенную пошлину и налог в сумме 501 350 рублей 69 копеек, требование таможни от 12.10.2017 N 678 признано незаконным в части уплаты таможенных платежей в сумме 501 350 рублей 69 копеек, 95 306 рублей 75 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для применения обществом положений пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В кассационных жалобах общество, Управление и таможня просят отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационных жалоб, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно договору бербоут-чартера от 01.03.2011 теплоход "Атриа" (далее - теплоход) передан в пользование обществу на срок до 01.03.2020. Иностранное судно 06.09.2011 ввезено на таможенную территорию Таможенного союза и помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) сроком до 05.09.2017 в соответствии с декларацией на товары N 10313110/060911/0002504.
В соответствии с генеральной декларацией от 24.11.2015 теплоход убыл с территории Таможенного союза для осуществления международной перевозки, в том числе из морского порта Азов в морской порт Марташ (Текирдаг), с целью транспортировки пшеницы российского происхождения. В качестве цели выхода в рейс указано завершение международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределами таможенной территории.
При убытии теплохода как транспортного средства международной перевозки таможенная процедура переработки вне таможенной территории не заявлялась, сведения о плановом проведении операций по ремонту судна в таможенный орган от фрахтователя судна не поступали.
Временный вывоз судна завершен 17.03.2016 путем его обратного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Таким образом, теплоход находился за пределами таможенной территории Таможенного союза в период с 24.11.2015 по 17.03.2016. При этом сведения о возможном ремонте в отношении спорного судна в период времени его вывоза таможенному органу не заявлялись.
Таможней в отношении общества проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения требований Таможенного кодекса Таможенного союза при временном вывозе и обратном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства международной перевозки теплохода за период с 01.01.2015 по 01.04.2016.
В ходе проведения проверки таможней установлено, что 02.12.2015 инспекцией портового контроля порта Текирдаг (Турция) судно проверено на соответствие требованиям Средиземноморского меморандума. По результатам указанной проверки инспекцией порта Текирдаг составлен отчет от 02.12.2015, согласно которому часть шпангоутов и пластин имеют трещины и сквозной износ в балластных танках N 1 (бортовой ЛБ) и N 2 (бортовой Прб).
Указанные обстоятельства послужили основанием для заказа обществом у Главного управления ФАУ "Российский морской регистр судоходства" (далее - ФАУ РМРС) письмом от 02.12.2015 N 80 внеочередного освидетельствования судна.
Актом от 09.12.2016 N 15.01923 ФАУ РМРС предписало обществу выполнить ремонтные работы в отношении корпусных конструкций балластных танков N 1 (бортовой ЛБ) и N 2 (бортовой Прб) и разрешило судну самостоятельный переход к месту ремонта в порту Херсон (Украина).
В связи с необходимостью проведения ремонта собственником судна - компанией "TOP Shipping&Traiding Co.LTD." с ООО "Смарт-Меритайм групп", Украина, заключен контракт от 11.12.2015 N 705-498.
Во исполнение указанного контракта в период с 16.12.2015 по 22.02.2016 ООО "Смарт-Меритайм групп" в отношении теплохода произведены ремонтные работы, стоимость которых составила 142 595 долларов США. Работы выполнены полностью и согласно акту приема-передачи от 23.02.2016 N 705-498 приняты заказчиком.
Стоимость материалов, использованных при ремонте суда, согласно окончательной исполнительной ведомости от 22.06.2016 составила 30 690,14 доллара США.
Управлением проведена таможенная проверка N 10300000/210/220917/Т000008, по результатам которой составлен акт от 22.09.2017, согласно которому установлен факт несоблюдения условий пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении операций по ремонту временно вывезенного транспортного средства международной перевозки судна, в связи с чем сумма неуплаченных таможенных платежей составила 2 830 766 рублей 64 копейки. Кроме того, Управлением также принято решение от 22.09.2017 о необходимости уплаты обществом в отношении теплохода таможенных пошлин, налога в сумме 2 830 766 рублей 64 копеек.
В связи с неуплатой обществом спорных сумм таможней в адрес общества выставлено требование об уплате таможенных платежей от 12.10.2017 N 678 на общую сумму 3 368 895 рублей 36 копеек.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в спорный период (далее - Кодекс), транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
В силу пункта 1 статьи 348 Кодекса временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта.
Пунктом 2 статьи 349 Кодекса установлено, что при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 Кодекса с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 347 Кодекса операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 данной статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса переработкой вне таможенной территории является таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
В силу статьи 254 Кодекса операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Суды установили, что фактически ремонтные работы производились в рамках заключенного владельцем судна с ООО "Смарт-Меритайм групп" контракта от 11.12.2015 N 705-498, предметом которого являются ремонтные работы теплохода на территории ПАО "Херсонский строительный завод" в объеме согласованной сторонами предварительной ремонтной ведомости на сумму 21 672 доллара США.
Согласно окончательной ремонтной ведомости на проведение ремонтных работ окончательная стоимость проведенного ремонта судна составила 142 595 долларов США.
Выполненные в рамках контракта от 11.12.2015 N 705-498 ремонтные работы в отношении теплохода приняты заказчиком по акту от 23.02.2016 N 705-498 и оплачены 23.02.2016 в сумме 114 000 долларов США и 19.05.2016 в сумме 28 595 долларов США.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что согласно содержанию судового журнала судна в период с момента убытия судна с таможенной территории Таможенного союза (24.11.2015) до прибытия его в турецкий порт назначения, включая завершение выгрузки груза (03.12.2015) замечания по техническому состояния судна у экипажа не возникали.
Из анализа окончательной ремонтной ведомости от 22.02.2016, подтверждающей фактический объем произведенного ремонта, следует, что указанные работы по своему объему превышают объем замечаний, отраженных в акте ФАУ РМРС от 09.12.2016 N 15.01923.240 в отношении корпусных конструкций балластных танков N 1 и N 2.
Кроме того, суды установили, что согласно заключению Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 13.11.2017 N 12406004/0038350 произведенные на судне ремонтные работы не относятся к операциям по ремонту вызванных повреждением судна вследствие аварии или действиям непреодолимой силы природы, возникшей в период нахождения судна в международной перевозке за пределами территории Таможенного союза в период с 16.12.2015 по 22.02.2016. Указанные работы направлены на устранение неисправностей, возникших в результате его естественного износа при нормальных условиях эксплуатации в течение длительного периода времени и выявленных в результате предъявления судна к очередному ежегодному освидетельствованию.
Кроме того, как следует из переписок технического директора общества Шидловского В.Е. и генерального директора общества Пивоварова А.Г., полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, неудовлетворенное состояние балластных танков спорного судна выявлено в ходе внутренней проверки, произведенной 26.08.2015. Вместе с тем принято решение о дальнейшей эксплуатации судна.
Из объяснений второго помощника капитана судна Утегенова Ж.Ж. от 17.01.2018 следует, что коррозия металла корпуса судна, а также трещины и мелкие отверстия в наборах балластных танков неоднократно обнаруживались экипажем теплохода до его убытия с территории Таможенного союза.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений подпункта 1 пункта 1 статьи 347 Кодекса.
Доводы жалоб Управления и таможни о том, что акт приема-передачи от 23.02.2016 N 705-498, содержащий сведения об окончательной стоимости ремонта, представлен только в ходе судебного разбирательства, изучены судами и отклонены как необоснованные.
В силу пункта 2.1 контракта от 11.12.2015 N 705-498 окончательная стоимость ремонта определяется как сумма стоимости работ, согласованных сторонами путем подписания ремонтных ведомостей и дополнительных соглашений к контракту или на основании окончательной ведомости, которая после надлежащего оформления и подписания сторонами становится приложением N 4 и неотъемлемой частью контракта.
Как указали суды, в ходе камеральной проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что общая стоимость произведенного ремонта спорного судна составляет 173 285,14 доллара США, из которых стоимость ремонта - 142 595 долларов США и стоимость использованных материалов - 30 690,14 доллара США.
В материалы дела представлен акт приема-передачи от 23.02.2016 N 705-498, подписанный сторонами, согласно которому исполнитель сдает, а заказчик принимает выполненные работы при ремонте теплохода на основании контракта от 11.12.2015 N 705-498. При этом стоимость выполненных исполнителем работ составляет 111 904,86 долларов США, а стоимость материалов и других товаров, использованных исполнителем при ремонте, - 30 690,14 долларов США. Таким образом, суммарно общая сумма ремонта спорного судна составляет 142 595 долларов США.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А53-36516/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.