Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 марта 2003 г. N КА-А40/1436-03
Общество с ограниченной ответственностью "Рикартек" (далее - ООО "Рикартек") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московской южной таможне (далее - МЮТ) о признании недействительным отказа в выпуске на экспорт уплотнений фланцевых из терморасширенного графита по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10124121/280602/0003587.
До рассмотрения спора по существу общество изменило предмет иска и просило признать незаконным действие начальника таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисовой М.С. в виде запрета обществу в выпуске товара на экспорт 09.07.02 по указанной выше ГТД.
Решением от 23.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.02, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МЮТ подала кассационную жалобу (с дополнением к ней), в которой просит их отменить как незаконные.
В отзыве на жалобу ООО "Рикартек" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям таможенного законодательства и материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал жалобу по изложенным в ней и представленном дополнении доводам. Представитель истца настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
09.07.02 начальник таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисова М.С. отказал ООО "Рикартек" в таможенном оформлении товара по ГТД N 10124121/280602/0003587, о чем проставил отметку "выпуск запрещен" в указанной таможенной декларации.
Удовлетворяя требование названного общества о признании незаконным данного действия руководителя таможенного поста, Арбитражный суд г. Москвы исходил их несоответствия его требованиям Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со ст. 117 Таможенного кодекса Российской Федерации основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
На основании п. 2 ст. 12 названного закона порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" установлено, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
Аналогичная норма содержится в п. 2.1 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 27.08.97 N 522 (с изменениями).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с п. 1 ч. 6 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан одновременно с таможенной декларацией представить таможенному органу внешнеторговый контракт (контракт) или иной документ, в соответствии с которым осуществляется вывоз товаров из Российской Федерации, товаросопроводительные, платежно-расчетные и другие документы, позволяющие подтвердить правильность определения декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.
ООО "Рикартек" в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара одновременно с таможенной декларацией представило таможенному органу внешнеэкономический контракт и копии платежных поручений об оплате товара иностранным покупателем.
Статьей 15 ч. 1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", п. 1.6 вышеупомянутых правил предусмотрено, что если для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов, таможенный орган вправе затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеторговой сделке (договор и платежно-расчетные документы с третьими лицами, счета за комиссионные и транспортные услуги, бухгалтерские документы и т.д.). Таможенный орган в письменном виде (за подписью начальника или его заместителя) передает декларанту перечень дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, с указанием срока их представления.
Уведомлением от 04.07.02 таможенный пост "Международный почтамт" МЮТ известил ООО "Рикартек" о необходимости представления дополнительных документов (подтверждение представления бухгалтерского баланса в налоговую инспекцию, расчета налога от фактической прибыли, справку, сертификат происхождения и качества товара, паспорт и иные документы, калькуляцию (смету) стоимости вывозимого товара).
По данному требованию таможни общество предъявило налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2002 года с копией описи вложений, указав при этом, что бухгалтерская и налоговая отчетности направлены налоговому органу заказными письмами, также представило акт приема-передачи результатов испытаний продукции по контракту с иностранной организацией, расчет (калькуляцию) таможенной стоимости товаров. Также сообщило о том, что другие документы у общества отсутствуют.
ГТК России и МНС России в совместном приказе от 21.08.01 "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" установили (п. 1), что при помещении товаров под таможенный режим экспорта декларантом представляются для таможенных целей в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, копии счетов-фактур, счетов-проформ, полученных организацией-собственником экспортируемых товаров от продавца экспортируемых товаров с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций-собственников экспортируемого товара.
Приказом ГТК РФ и МНС РФ от 25 февраля 2004 г. N 229/БГ-3-06/145 вышеназванный приказ признан утратившим силу с 1 января 2004 г.
Общество представило в таможенный орган полученную копию счета-фактуры с отметкой о регистрации в налоговом органе, что подтверждается резолюцией ст. инспектора ОКТС МЮТ Самохиной.
Рассмотрев дополнительно представленные документы, вышеупомянутый инспектор посчитал возможным оформление товаров в режиме ЭК 10, о чем 09.07.02 сделал соответствующую запись на направлении N 10124121/360/02.
Несмотря на это в тот же день (09.07.02) начальник таможенного поста "Международный почтамт" МЮТ Борисова М.С. отказал в таможенном оформлении товара путем проставления отметки "выпуск запрещен".
Согласно п. 1.8 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, права и обязанности декларанта и таможенного органа при определении и заявлении таможенной стоимости вывозимых товаров определяются в соответствии с положениями ст. 15 и 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Вышеназванным Законом предусмотрено право таможенного органа, производящего контроль за правильностью таможенной оценки товара, принимать решение о правильности заявленной декларации таможенной стоимости товара с учетом положений ст. 15 Закона (ч. 1 ст. 16).
Ч. 2 ст. 15 названного Закона установлено, что в случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использования декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
Такое решение таможня не принимала.
На основании ч. 2 ст. 16 упомянутого Закона, п. 2.5, 2.6 Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными (или) достаточными, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость вывозимых товаров (далее - производит таможенную оценку) с учетом положений ч. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Для таможенной оценки вывозимых товаров таможенный орган может использовать имеющуюся в его распоряжении или представленную декларантом информацию о ценах внешнеторговых сделок с идентичными товарами; калькуляцию стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров; информацию о биржевых корректировках цен на идентичные или однородные товары; о ценах на эти товары на соответствующих региональных рынках, а также данные товарной стоимости экспертизы вывозимых товаров, осуществленной в установленном порядке.
Арбитражный суд г. Москвы правильно признал, что таможней не были соблюдены положения законодательства, регулирующие вопросы определения таможенной стоимости вывозимого товара. В случае несогласия с заявленной декларантом таможенной стоимостью товара таможня имела право произвести ее корректировку, а не запрещать выпуск товара.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Довод жалобы о том, что п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" устанавливает право, а не обязанность таможенного органа определять таможенную стоимость декларируемого товара, отклоняется как неосновательный. Как указывалось выше, Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными приказом ГТК России от 27.08.97 N 522, таможенным органом предписано самостоятельно производить таможенную оценку вывозимых товаров.
Ссылка в жалобе на неисследование вопроса, связанного с принадлежностью личной номерной печати N 477, оттиск которой проставлен на таможенной декларации, не принимается во внимание, поскольку этот довод не заявлялся суду первой и апелляционной инстанций.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.10.02 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-34881/02-125-216 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2003 г. N КА-А40/1436-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании