г. Краснодар |
|
21 сентября 2018 г. |
Дело N А20-2027/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от истца по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Тербулатова О.Т. (доверенность от 01.03.2018), от ответчика по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "Стандарт спирт" (ИНН 0724001344, ОГРН 1100724001069) - Мамиевой Ж.Х. (доверенность от 18.06.2018), в отсутствие третьих лиц - Федерального бюджетного учреждения "Нижегородский ЦСМ", акционерного общества "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.07.2017 (судья Маирова А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А20-2027/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Стандарт спирт" (далее - организация) о взыскании 251 797 769 рублей 16 копеек задолженности по оплате поставленного газа и 7 390 798 рублей 49 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Организация заявила встречный иск о наложении на общество обязанности произвести перерасчет стоимости потребленного газа с августа по декабрь 2015 года и январь 2016 года, исключив из начисленной за август - декабрь 2015 года, январь 2016 года общей суммы в размере 251 797 769 рублей 16 копеек и процентов в сумме 7 390 798 рублей 49 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "Нижегородский ЦСМ" и АО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина".
Решением от 14.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.05.2018, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречный иск удовлетворен. Суды указали, что общество не представило надлежащих доказательств безучетного потребления газа ответчиком в спорном периоде.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, выводы судов основаны на экспертных заключениях, в которых содержатся неполные, недостоверные и недостаточные ответы на поставленные вопросы в отношении объема потребленного газа. Кроме того, суды не учли довод истца о том, что сведения, содержащиеся на поверительных клеймах, проставленных в паспорте счетчика и на самом средстве измерения, не соответствуют друг другу. Заявитель также указывает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о процессуальной замене лица на стороне истца.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 11.11.2013 общество (поставщик) и организация (потребитель) заключили договор поставки газа N 15-2-7003/14 (в редакции дополнительных соглашений от 07.11.2014 N 1/15 и от 30.10.2015 N 1/16; далее - договор), по условиям которого поставщик принял на себя обязательство поставлять природный газ до выхода ГРС, а потребитель - равномерно отбирать газ и производить его оплату.
Цена газа устанавливается Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Прием-передача газа оформляется сторонами ежемесячно путем подписания актов о количестве поданного - принятого газа.
В соответствии с пунктом 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
При отсутствии узла учета газа у поставщика количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, исходя из 24 часов работы их в сутки, за весь период неисправности. Под неисправностью узла учета газа стороны согласовали такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
В пункте 4.2 договора стороны установили, что определение количества газа производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанных в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4 к договору), в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, 8.741-2011, 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ISO 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ISO 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение срока действия договора.
Период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя, исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается: в случае отсутствия у покупателя узла учета газа - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности установления времени начала работы оборудования - с момента последней проверки; в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа;
в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета; в случае неисправности любого из средств измерений, входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика - с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с даты начала текущего расчетного периода; в случае недопущения представителей поставщика к проверке узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с даты начала текущего расчетного периода; при непредставлении покупателем сведений о ежесуточном расходе газа поставщику на бумажном носителе за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца - с даты начала текущего расчетного периода (пункт 4.4 договора).
Покупатель не имеет права без разрешения поставщика вводить в эксплуатацию дополнительное газоиспользующее оборудование, в том числе бытовые приборы, не предусмотренные проектом. Поставка газа осуществляется только на оборудование, указанное в техническом соглашении (приложение N 4), по точкам подключения. Любые изменения в составе газопотребляющего оборудования (в том числе и бытовые приборы) и/или в составе узла учета газа производятся только на основании проекта (внесения изменений в проект) и последующего согласования (пересогласования) с поставщиком газа (пункт 4.7 договора).
В соответствии с пунктом 4.8 договора узел учета считается принятым после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан представлять поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией Ростехнадзора на газопотребляющее оборудование. Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика возможность проверки правильности работы средств измерения расхода газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
В целях исполнения условий договора ответчику в ноябре и декабре 2015 года поставлялся природный газ.
19 ноября 2015 года поставщик провел в отношении потребителя проверку состояния средств измерений узла учета газа и их применения. По результатам проведенной проверки составлен акт от 19.11.2015, в котором зафиксировано следующее:
- отсутствует акт метрологической экспертизы;
- узел учета газа не соответствует требованиям статьи 9 пункта 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ГОСТ Р 8740-2011;
- отсутствует проектная документация на фактически установленные средства измерения.
По результатам проверки истец направил ответчику корректировочные счета-фактуры и товарные накладные, из которых следует, что общество произвело расчет объема потребленного газа по мощности, исходя из 24 часов работы оборудования, за периоды:
- с 11.08.2015 (дата начала работы предприятия, архив СПГ - 742 зав. N 00020) по 20.11.2015 (дата опломбировки ГПО) - 102 суток;
- с 20.11.2015 (дата отключения котлов БКЗ-75-39 - 2 ед.) по 30.11.2015 (дата окончания расчетного периода) - 10 суток.
Общество, полагая, что за ответчиком образовалась задолженность за поставленный с ноября 2015 года по январь 2016 года газ, обратилось в арбитражный суд с иском.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа в спорный период регулировались Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Пунктом 21 Правил поставки газа и пунктом 2.1 Правил учета газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что общество не доказало безучетного потребления газа ответчиком.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции исходил из обстоятельств, установленных повторной метрологической экспертизой и представленного на основании указанного исследования экспертного заключения от 22.02.2018 N 149. Из названного заключения следует, что пломба, установленная на счетчике СГ16 МТ-4000 N 1123154 соответствует свидетельству о первичной проверке счетчика; замена пломбы, установленной на счетчике СГ 16МТ-4000 N 1123154 с момента проведения первичной поверки не производилась; вмешательств в работу прибора учета газа и искажение данных в результате вмешательства в работу прибора учета газа СГ 16МТ-4000 N 1123154 не имеется; применение в качестве средств измерений индикаторов ИПД-80РАСКО N 20106 на СГ16МТ-4000 N 1123154 не предусмотрено, однако применение конкретного индикатора ИРД-80 РАСКО с заводским номером 20106 на СГ МТ-4000 N 1123154 возможно, и не противоречит нормам Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; искажение данных работы прибора учета газа СГ16МТ-4000 N 1123154 при установке на нем ИПД-80РАСКО N 20106 невозможно.
Таким образом, при недоказанности вмешательства, механического воздействия, несанкционированного вскрытия средства учета и иных действий потребителя, вызвавших (способных вызвать) его неисправность, искажение информации о фактическом потреблении газа, и при наличии на нем установленных целых пломб суды пришли к правильному выводу об отсутствии безучетного потребления газа организацией.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность решения и постановления либо опровергали выводы судов.
Суды двух инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.07.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А20-2027/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.