г. Краснодар |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А63-21251/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ИНН 2302046936, ОГРН 1042300667727), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 (судья Галушка В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-21251/2017, установил следующее.
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении ООО "Южная нефтяная компания" (далее - общество) к ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за невыполнение предписания.
Решением суда от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.07.2018, общество привлечено к ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа за невыполнение предписания в части требований технических регламентов.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдением управлением норм процессуального права в ходе рассмотрения административного дела и сроков привлечения к административной ответственности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.02.2018 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2018, в удовлетворении требований управления отказать. Заявитель жалобы считает, что срок давности по рассматриваемой категории споров составляет 3 месяца, поскольку предписанием от 13.06.2017 N 08-27/18 обществу необходимо устранить нарушения в срок до 23.10.2017, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение требований предписания подлежит исчислению с 24.10.2017 и окончен по истечению трех месяцев - 24.01.2018.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 20.10.2017 N 01-30/1148 управление 07.11.2017 провело внеплановую выездную проверку общества с целью оценки ранее выданных предписаний в связи с истечением сроков их исполнения, в ходе которой установило невыполнение в установленный срок (до 23.10.2017) предписания от 13.06.2017 N 08-27/18, выданного в рамках технического регулирования на основании акта плановой выездной проверки от 13.06.2017 N 08-26/67: дизельное топливо ДТ-Л-К5 не соответствует требованиям безопасности - завышено содержание массовой доли серы (по норме не более 10 мг/кг, фактически установлено 16,6 мг/кг), что является нарушением пункта 4.4, приложение N 3 Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 013/2011. Требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011). То есть обществом при реализации дизельного топлива не устранены нарушения требований ТР ТС 013/2011.
По данному факту управление выдало обществу повторное предписание от 28.11.2017 N 08-27/49 со сроком исполнения до 14.05.2018, составило протокол об административном правонарушении от 28.11.2017 N 08-30/05 по части 15 статьи 19.5 Кодекса и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, связанные с невыполнением изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 Кодекса, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектами указанного нарушения в том числе являются изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является неисполнение указанными лицами в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов.
Удовлетворяя требование управления и привлекая общество к административной ответственности. судебные инстанции, руководствуясь пунктом 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011, приложением N 3 ТР ТС 013/2011, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", сделали правильный вывод о неисполнении обществом ранее выданного предписания, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса.
Не оспаривая факт совершения правонарушения, общество в кассационной жалобе приводит довод о пропуске трехмесячного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса, который суд проверил и правомерно отклонил как несостоятельный и не основанный на нормах права.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает исчисляться с момента его наступления.
В рассматриваемом случае, как правильно указали суды, объектом посягательства по части 15 статьи 19.5 Кодекса являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 303-АД16-16011, пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение в данном случае составляет один год, а не три месяца, как ошибочно полагает общество. Принимая во внимание, что срок исполнения предписания, невыполнение которого вменено обществу, установлен до 23.10.2017, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, соблюден.
Нарушения процедуры, а также основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса о малозначительности правонарушения судебные инстанции не установили.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции части 15 статьи 19.5 Кодекса.
Несогласие общества с толкованием судом норм Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что суды допустили существенные нарушения норм права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А63-21251/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение в данном случае составляет один год, а не три месяца, как ошибочно полагает общество. Принимая во внимание, что срок исполнения предписания, невыполнение которого вменено обществу, установлен до 23.10.2017, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел, соблюден.
Нарушения процедуры, а также основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса о малозначительности правонарушения судебные инстанции не установили.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции части 15 статьи 19.5 Кодекса.
Несогласие общества с толкованием судом норм Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что суды допустили существенные нарушения норм права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2018 г. N Ф08-7324/18 по делу N А63-21251/2017