Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 марта 2003 г. N КА-А40/1619-03
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рамета" (далее - ООО "Рамета") 5000 руб. штрафа за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет.
Решением от 14.01.03 в удовлетворении этого требования отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
В отзыве на жалобу ответчик возражал против ее удовлетворения, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и материалам дела.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отклонении жалобы по мотивам, приведенным в представленном отзыве. МРО ФСС России извещено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном законом порядке.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалованного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
ООО "Рамета", зарегистрированное МРП 19.04.02 в качестве юридического лица, 11.06.02 подало заявление в орган социального страхования о регистрации его в качестве страхователя.
МРО ФСС России 11.06.02 составило акт камеральной проверки N 229 по факту нарушения срока регистрации и 26.07.02 вынесло решение N 145 о привлечении общества к ответственности по ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 руб.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на несоблюдение установленного КоАП РФ порядка привлечения общества к административной ответственности, а также на прекращение действия на день рассмотрения дела Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающего ответственность за выявленное правонарушение, и отсутствие нового закона о привлечении к ответственности.
Утверждение суда о нарушении органом социального страхования установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Ст. 15.6 КоАП РФ, на которую ссылается суд в своем решении, определяет порядок привлечения к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не организации, а ее руководителя.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", которой установлено, что за указанное правонарушение применяются штрафные санкции в размере, установленном частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за аналогичное налоговое правонарушение (ч. 2). Названной нормой Закона также было определено, что взыскание штрафа осуществляется в порядке, установленном ч. 1 НК РФ для применения мер ответственности за налоговое правонарушение (ч. 4).
Применительно к НК РФ ответственность за нарушение срока постановки на учет предусмотрена ст. 116 этого Кодекса, включенной в г. 16 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил (п. 2), что ст. 2 вводного закона к указанному Кодексу признаны утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 НК РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами этой ответственности являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последующих к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока регистрации в исполнительном органе ФСС России производится по правилам, установленным НК РФ.
Утверждение суда об отсутствии в момент рассмотрения дела закона, регулирующего порядок привлечения к ответственности, также является неверным.
В 2002 году совершенное обществом правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков регистрации в исполнительном органе ФСС России, признавалось в качестве правонарушения и за него была предусмотрена ответственность.
Истечение на момент рассмотрения дела срока действия Закона N 17-ФЗ не свидетельствует об отмене ответственности как таковой.
Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2003 год" продлено на 2003 год действие ч. 2 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Таким образом, ответственность страхователя - юридического лица за указанное выше нарушение не устранена и не смягчена.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное.
В соответствии со ст. 115 НК РФ требование о взыскании санкций может быть заявлено в суд не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
Акт проверки составлен 11.06.02. С заявлением о взыскании штрафа орган социального страхования обратился в декабре 2002 г. Фактическая дата обращения в суд имеющимися в деле материалами не подтверждена.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать доказательства, подтверждающие соблюдение срока давности взыскания штрафа, проверить все имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить возникший спор.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.03 по делу N А40-50492/02-2-236 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 марта 2003 г. N КА-А40/1619-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании