г. Краснодар |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А32-26064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Зотовой И.И. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Лантуха А.В. (доверенность от 20.03.2023), ответчиков: акционерного общества "Специализированный застройщик "ЦЕНТР М" - Александрова М.С. (доверенность от 10.03.2023), общества с ограниченной ответственностью "Зима" (ИНН 7743305559, ОГРН 1197746401654) - Мищенко С.В. (доверенность от 05.05.2023), в отсутствие третьих лиц: Муселимяна Месропа Вартановича, Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье"", акционерного общества "Международный аэропорт Сочи", Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Сочитоннельдорстрой", Осипьяна Артемия Артемьевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы акционерного общества "Специализированный застройщик "Центр М"" и общества с ограниченной ответственностью "Зима" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А32-26064/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования городского округа города-курорта Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края (после передачи дела по подсудности из Хостинского районного суда г. Сочи) с иском к АО "Специализированный застройщик "Центр М" (далее - АО "СЗ "Центр М") и ООО "Зима" (после привлечения в качестве соответчика определением от 18.01.2023) со следующими требованиями:
- признать объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1085, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6, самовольной постройкой;
- обязать ООО "Зима" снести объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1085, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6;
- признать объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1156, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6, самовольной постройкой;
- обязать АО "Специализированный застройщик "Центр М" снести объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1156, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6,
- признать объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 и частично на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:35 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, шоссе Новороссийское 2/1;
- обязать АО "Специализированный застройщик "Центр М" снести объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 и частично на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:35 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, шоссе Новороссийское 2/1;
- аннулировать записи о государственной регистрации права собственности АО "Специализированный застройщик "Центр М" на сооружения с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1578; 23:49:0303020:1585; 23:49:0303020:1579; 23:49:0303020:1580; 23:49:0303020:1583; 23:49:0303020:1581; 23:49:0303020:1582; 23:49:0303020:1584;
- взыскать с ООО "Зима" и с АО "Специализированный застройщик "Центр М" в пользу администрации судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 5 тыс. рублей в день за каждый день просрочки исполнения (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, ООО "Зима" предъявило встречный иск к администрации о признании права собственности на нежилое здание (гостевой дом) общей площадью 925,6 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 по адресу: г. Сочи, ул. Новороссийское шоссе, д. 2/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муселимян М.В., ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" (далее - учреждение), АО "Международный аэропорт Сочи" (далее - аэропорт), Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление), ООО "Сочитоннельдорстрой" и Осипьян А.А.
Решением от 23.06.2023, оставленным без изменения постановлением от 27.10.2023, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска ООО "Зима" отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорные объекты возведены с нарушением градостроительных и строительным норм и правил, не соответствуют разрешению на строительство, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В кассационной жалобе АО "СЗ "Центр М" просит решение от 23.06.2023 и постановление от 27.10.2023 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Податель жалобы привел следующие доводы. Судом апелляционной инстанции не разрешен вопрос по приобщению дополнительных доказательств по делу, а именно, заключения эксперта-специалиста от 21.09.2023 N 86-09-23 по исследованию судебной строительно-технической экспертизы от 30.03.2023 N 23-23, выполненной ООО "Новая экспертиза". Также не решен вопрос о назначении по делу повторной судебной экспертизы. Судом апелляционной инстанции не исследованы представленные ответчиками письменные доказательства, в частности, акт проверки от 29.03.2010 N 14-16Х-Ю-75-АВ; заключение эксперта-специалиста от 21.09.2023 N 86-09-23, в котором содержатся замечания к судебной экспертизе, положенной в основу оспариваемых судебных актов.
Суд апелляционной инстанции неправомерно указал на то, что АО "СЗ "Центр М" обратилось со встречным иском о признании права собственности на спорные объекты. Данные сведения не являются достоверными. Суды при разрешении спора неправильно применили положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку не учли, что на момент регистрации права собственности на спорные строения, они соответствовали всем предъявляемым законом требованиям. Выводы суда апелляционной инстанции о возведении объектов с отступлениями от разрешения на строительство противоречат нормам материального права; администрация неправомерно отменила ранее выданное разрешение на строительство. Администрация, предъявляя данный иск, злоупотребляет правом, поскольку, аннулировав записи о праве собственности на подпорные стены (сооружения с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1578; 23:49:0303020:1585; 23:49:0303020:1579; 23:49:0303020:1580; 23:49:0303020:1583; 23:49:0303020:1581; 23:49:0303020:1582; 23:49:0303020:1584), администрация получает данные сооружения в качестве улучшений земельного участка.
В кассационной жалобе ООО "Зима" просит решение от 23.06.2023 и постановление от 27.10.2023 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. Податель жалобы привел следующие доводы. Суды двух инстанций фактически ушли от исследования доводов добросовестного поведения ООО "Зима" и недобросовестного поведения администрации. Как на начало строительства объектов, так и на момент окончания их строительства действовала разрешительная документация, которая отменена администрацией только в ходе рассмотрения данного спора. ООО "Зима" не предоставило доступ к объекту исследования ввиду того, что не знало о своем статусе в качестве ответчика по делу.
ООО "Зима" приобрело объект недвижимого имущества, полагаясь на данные ЕГРН, право на которое зарегистрировано с 2009 года. Администрация в 2019 году заключила с ООО "Зима" договор аренды земельного участка для эксплуатации спорного объекта. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что срок исковой давности не применяется по заявленным администрацией требованиям, поскольку объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, несостоятельны.
У администрации не имелось правовых оснований для отмены разрешения на строительство. Экспертное заключение неправомерно принято в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку выводы судебной экспертизы содержат противоречия. Выводы, содержащиеся в судебных актах по делу N А32-16296/2022, не имеют преюдициального значения по иску, предъявленному администрацией к ООО "Зима", поскольку ООО "Зима" не привлекалось к участию в данном деле.
В отзыве на жалобы администрация сослалась на несостоятельность их доводов и просила судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представители ООО "Зима" и АО "СЗ "Центр М" настаивали на доводах жалоб. В свою очередь, представитель администрации просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты отмене не подлежат.
Как установили суды, Прокуратура Хостинского района г. Сочи провела проверку земельного участка площадью 20 992 кв. м с кадастровым номером 23:49:0303020:6, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район. Новороссийское шоссе, 2/1.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303020:6, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - гостиничное обслуживание, расположен по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Новороссийское шоссе, 2/1, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи и передан в пользование по договору аренды от 18.07.2019 N 4900010925 ООО "Зима", Муселимяна М.В., Рыбалко О.В.
Выпиской из ЕГРН от 22.02.2022 N КУВИ 002/2022-24996120 подтверждается, что права и обязанности по вышеуказанному договору перешли к АО "СЗ "Центр М" и ООО "Зима".
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 за АО "СЗ "Центр М" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023, имеющий следующие характеристики: площадь 674,2 кв. м, степень готовности 24%, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.03.2022 N КУВИ 002/2022-37286153.
Согласно постановлению от 04.04.2019 N 452 объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023 ранее принадлежал на праве собственности Муселимяну М.В.
В ходе проведения проверки установлено, что вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023 имеет площадь застройки 705 кв. м. Согласно схеме МУП г. Сочи "МИГ" объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0303020:1023 частично расположен (площадью 24 кв. м) на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:35, который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.02.22 N КУВИ 002/2022-24996119.
Также, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 расположен объект незавершенный строительством с кадастровым номером 23:49:0303020:1156, принадлежащий АО "СЗ "Центр М", а также объект незавершенный строительством с кадастровым номером 23:49:0303020:1085, принадлежащий ООО "Зима".
Обращаясь в суд с иском о сносе не завершенных строительством зданий с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1023, 23:49:0303020:1156 и 23:49:0303020:1085, администрация указала, что указанные объекты являются самовольными, возведенными в отсутствие разрешения на строительство, а также на земельном участке, не предоставленном ответчикам для строительства спорных объектов.
В свою очередь, ООО "Зима", полагая, что имеются основания для признания права собственности на нежилое здание (гостевой дом) общей площадью 925,6 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303020:6 по адресу: г. Сочи, ул. Новороссийское шоссе, д. 2/1, предъявило встречный иск к администрации.
Кроме того, администрация просит аннулировать записи о государственной регистрации права собственности АО "Специализированный застройщик "Центр М" на сооружения с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1578; 23:49:0303020:1585; 23:49:0303020:1579; 23:49:0303020:1580; 23:49:0303020:1583; 23:49:0303020:1581; 23:49:0303020:1582; 23:49:0303020:1584, указывая на то, что данные сооружения - подпорные стены - не обладают квалифицирующими объект недвижимости характеристиками, ввиду чего их государственная регистрация в ЕГРП незаконна.
Удовлетворяя исковые требования администрации и отказывая во встречном иске ООО "Зима", суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из признаков, приведенных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса.
С иском о сносе самовольной постройки в силу статьи 222 Гражданского кодекса вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Кроме того, с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Как установили суды, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0303020:6 и 23:49:0303020:35 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
На указанных земельных участках расположены три незавершенных строительством здания с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1023, 23:49:0303020:1156 и 23:49:0303020:1085, а также сооружения (подпорные стены) с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1578; 23:49:0303020:1585; 23:49:0303020:1579; 23:49:0303020:1580; 23:49:0303020:1583; 23:49:0303020:1581; 23:49:0303020:1582; 23:49:0303020:1584.
Возражая против исковых требований, ответчики указывали, что спорные объекты возведены на основании разрешительной документации; объекты были зарегистрированы в ЕГРН в период приобретения ответчиками права собственности на незавершенные строительством здания; ответчики являются добросовестными лицами.
Как установили суды, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303020:6 находится в границах первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, в зоне сейсмической интенсивности 9 балов, в районе массового и активного развития оползней, в водоохранной зоне Черного моря, а также частично в границах памятника природы регионального значения "Сосновая роща". Возведенные строения не соответствуют выданному администрацией города Сочи разрешению от 27.12.2006 N RU-23309/138/X-11-156/023-Г на строительство объекта "Пансионат с лечебной базой по ул. Новороссийское шоссе 2/1 в г. Сочи" 1 очередь строительства - строительный объем - 16 298,76 куб. м, площадь застройки - 1565,96 кв. м, этажность - 5, общая площадь - 4277,12 кв. м, 2 очередь строительства - строительный объем - 41 883,47 куб. м, площадь застройки - 1629.4 кв. м, этажность - 11, общая площадь - 10 878,74 кв. м, сроком действия - до 01.07.2010 (продлен до 1 января 2013 года).
Таким образом, суды правомерно указали, что строительство объектов выполнялось без разрешения на строительство, поскольку велось с существенными отклонениями от проектных решений, указанных в проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы от 2006 года, и послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство от 27.12.2006 N RU23309/138/X-11-/156/023-Г.
В рамках дела проведена судебная экспертиза, которой, с учетом пояснений экспертов, данных в судебном заседании, установлено следующее:
- незавершенное строительством здание с кадастровым 23:49:0303020:1023 не соответствует разрешению на строительство, проектной документации, сводному экспертному заключению, строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, а также требованиям сейсмобезопасности; нарушает требования ПЗЗ в части отступов от границ земельного участка и требованиям защитных природных зон;
по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания обнаружены дефекты, а именно: трещины в несущих конструкциях (колоннах и перекрытиях), оголенная арматура в железобетонных конструкциях, разрушение железобетонных конструкций; на момент проведения натурного осмотра, находится в неудовлетворительном (неработоспособное) состоянии (4-я категория технического состояния), со-гласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам"; требуется капитальный ремонт несущих конструкций; здание находится в неудовлетворительном (неработоспособное) состоянии (4-я категория технического состояния), несет угрозу жизни и здоровью граждан;
- здание с кадастровым номером 23:49:0303020:1156 не соответствует разрешению на строительство, проектной документации, сводному экспертному заключению, строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, а также требованиям сейсмобезопасности; нарушает требования ПЗЗ в части требованиям защитной приаэродромной зоны; по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания обнаружены дефекты, а именно: трещины в несущих конструкциях (колонны и перекрытия), оголенная арматура в железобетонных конструкциях, разрушение железобетонных конструкций (трещины, сколы до заполнителя и т.п.), разрушение конструкции крыши, разрушение наружных стен, разрушение наружной отделки здания. Здание на момент проведения натурного осмотра, находится в аварийном состоянии (5-я категория технического состояния), согласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам", следовательно, несет угрозу жизни и здоровью граждан;
- здание с кадастровым номером 23:49:0303020:1085 не соответствует разрешению на строительство, проектной документации, сводному экспертному заключению, градостроительным, противопожарным нормам и правилам; нарушает требования ПЗЗ в части требований защитной приаэродромной зоны. Определить соответствие правилам и требованиям сейсмобезопасности объекта не представляется возможным, так как доступ в здание не предоставлен, шурфы не выполнены, в материалах дела отсутствуют результаты геологических изысканий. В части соблюдения требований пожарной безопасности, эксперты пояснили, что с учетом высоты гостевых домов (16,5-м) и их класса функциональной пожарной опасности (Ф1.2 - гостиницы), подъезд пожарной техники для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, согласно СП 4.13130.2013, должен обеспечиваться с двух продольных сторон. При этом проезд, согласно положениям, того же СП4, с учетом высоты гостевых домов, должен обладать шириной не менее 4,2 м. Однако, местность вокруг гостевых домов характеризуется пологими склонами с устройством подпорных стен. Указанные условия лишают возможность подъезда и развертывания пожарной техники с двух продольных сторон гостевых домов с кадастровым номером 23:49:0303020:1085 и 23:49:0303020:1156. Это является нарушением требований СП 4.13130.2013 и ФЗ РФ N 123". Достоверно определить техническое состояние объекта не представляется возможным, так как доступ во внутренний объект на момент натурного осмотра не предоставлен и в материалах дела отсутствует техническая документация на данное здание; по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания дефекты не обнаружены; здание, на момент проведения натурного осмотра, находится в удовлетворительном работоспособном состоянии (2-я категория технического состояния), согласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам"; находится в удовлетворительном состоянии (2-я категория технического состояния);
- подпорные стены с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1583, 23:49:0303020:1580, 23:49:0303020:1579, 23:49:0303020:1585, 23:49:0303020:1578, 23:49:0303020:1581, 23:49:0303020:1582, 23:49:0303020:1584 являются отдельными вспомогательными сооружениями с пониженным уровнем ответственности и классом "КС-1". По фактическому состоянию конструктивных элементов обладают дефектами (сваи подпорных стен частично оголены, имеется коррозия бетона, сколы до заполнителя). Следовательно, рассматриваемые сооружения (подпорные стены), на момент проведения натурного осмотра, находятся в не совсем удовлетворительное, ограниченно работоспособном состоянии (3-я категория технического состояния), согласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам" (см. Раздел 8.2). Подпорные стены с к.н. 23:49:0303020:1583, 23:49:0303020:1585, 23:49:0303020:1584, расположенные на земельном участке с к.н. 23:49:0303020:6, не соответствуют строительным, градостроительным нормам и правилам, а также требованиям сейсмобезопасности. Подпорные стены с кадастровыми номерами 23:49:0303020:1580, 23:49:0303020:1579, 23:49:0303020:1579, 23:49:0303020:1578, 23:49:0303020:1581, 23:49:0303020:1582 не соответствуют строительным нормам и правилам, а также требованиям сейсмобезопасности. Находятся в ограниченно работоспособном состоянии (3-я категория технического состояния) и угрожают жизни и здоровью граждан. Подпорные стены являются объектами незавершенного строительства. Имеются дефекты, которые формируют вероятность обрушения отдельных элементов конструкций или подпираемых ими слоев местного грунта в случае изменения геологических условий.
Приняв во внимание исследовательскую и итоговую части судебной экспертизы, оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что объекты возведены без разрешительной документации, с отступлением от проектной документации и ранее выданного разрешения на строительство, надлежащие меры к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорных объектов, так и во время проведения работ не принимались; спорные объекты возведены на земельном участке, частично расположенном в особо охраняемой природной территории - памятник природы регионального значения "Сосновая роща", какие-либо зарегистрированные права ответчиков в отношении земельного участка на момент разрешения спора отсутствуют; незавершенные строительством здания находятся в аварийном, заброшенном состоянии, не эксплуатируются, не соответствуют техническим, градостроительным и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности, имеют дефекты в конструктивных элементах, создают угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому подлежат сносу.
Доводы заявителей жалоб о несогласии с судебной экспертизой проверены судами и обоснованно отклонены. Суд первой инстанции с целью устранения неточностей в формулировках выводов экспертов опросил их в судебном заседании, письменные пояснения экспертов приобщил к материалам дела.
Оценка экспертного заключения произведена судом в соответствии с требованиями правил оценки доказательств, наряду с иными доказательствами по делу (часть 2 статьи 64, часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Само по себе несогласие с выводами эксперта по экспертизе при отсутствии мотивированного опровержения существа экспертного исследования не является основанием для исключения экспертного заключения из числа доказательств по делу либо необходимости в проведении повторной экспертизы в порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, ссылки кассатора на то, что судом апелляционной инстанции не разрешен вопрос по приобщению дополнительных доказательств по делу, а именно, заключения эксперта-специалиста от 21.09.2023 N 86-09-23 по исследованию судебной строительно-технической экспертизы от 30.03.2023 N 23-23, выполненной ООО "Новая экспертиза"; также не решен вопрос о назначении по делу повторной судебной экспертизы; судом апелляционной инстанции не исследованы представленные ответчиками письменные доказательства, в частности, акт проверки от 29.03.2010 N 14-16Х-Ю-75-АВ; заключение эксперта-специалиста от 21.09.2023 N 86-09-23, в котором содержатся замечания к судебной экспертизе, положенной в основу оспариваемых судебных актов, подлежат отклонению, поскольку указанное не привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора.
Ошибочное указание судом апелляционной инстанции на то, что АО "СЗ "Центр М" обратилось со встречным иском о признании права собственности на спорные объекты, может быть исправлено в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы подателей жалоб о неправильном применении судами норм о самовольной постройке, сроке исковой давности по заявленным требованиям, злоупотреблении администрацией правом на предъявление данного иска проверены судом кассационной инстанции и отклонены как несостоятельные.
Администрация является собственником земельных участков, на которых расположены спорные объекты, иск предъявлен в защиту права собственности, администрация действует рамках предоставленных ей законом полномочий в области градостроительной деятельности. Несоблюдение ответчиками условий договора аренды земельного участка, разрешительной документации на строительство, возведение объектов, техническое состояние которых угрожает жизни и здоровью граждан, возлагает на таких лиц обязанность по сносу объектов строительства.
Доводы жалобы не свидетельствуют о нарушении норм права при принятии обжалуемых судебных актов, касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, что выходит за пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
В связи с окончанием кассационного производства меры, принятые определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2023, по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов с момента принятия судом кассационной инстанции настоящего постановления утрачивают силу на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А32-26064/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2023, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания обнаружены дефекты, а именно: трещины в несущих конструкциях (колоннах и перекрытиях), оголенная арматура в железобетонных конструкциях, разрушение железобетонных конструкций; на момент проведения натурного осмотра, находится в неудовлетворительном (неработоспособное) состоянии (4-я категория технического состояния), со-гласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам"; требуется капитальный ремонт несущих конструкций; здание находится в неудовлетворительном (неработоспособное) состоянии (4-я категория технического состояния), несет угрозу жизни и здоровью граждан;
- здание с кадастровым номером 23:49:0303020:1156 не соответствует разрешению на строительство, проектной документации, сводному экспертному заключению, строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, а также требованиям сейсмобезопасности; нарушает требования ПЗЗ в части требованиям защитной приаэродромной зоны; по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания обнаружены дефекты, а именно: трещины в несущих конструкциях (колонны и перекрытия), оголенная арматура в железобетонных конструкциях, разрушение железобетонных конструкций (трещины, сколы до заполнителя и т.п.), разрушение конструкции крыши, разрушение наружных стен, разрушение наружной отделки здания. Здание на момент проведения натурного осмотра, находится в аварийном состоянии (5-я категория технического состояния), согласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам", следовательно, несет угрозу жизни и здоровью граждан;
- здание с кадастровым номером 23:49:0303020:1085 не соответствует разрешению на строительство, проектной документации, сводному экспертному заключению, градостроительным, противопожарным нормам и правилам; нарушает требования ПЗЗ в части требований защитной приаэродромной зоны. Определить соответствие правилам и требованиям сейсмобезопасности объекта не представляется возможным, так как доступ в здание не предоставлен, шурфы не выполнены, в материалах дела отсутствуют результаты геологических изысканий. В части соблюдения требований пожарной безопасности, эксперты пояснили, что с учетом высоты гостевых домов (16,5-м) и их класса функциональной пожарной опасности (Ф1.2 - гостиницы), подъезд пожарной техники для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, согласно СП 4.13130.2013, должен обеспечиваться с двух продольных сторон. При этом проезд, согласно положениям, того же СП4, с учетом высоты гостевых домов, должен обладать шириной не менее 4,2 м. Однако, местность вокруг гостевых домов характеризуется пологими склонами с устройством подпорных стен. Указанные условия лишают возможность подъезда и развертывания пожарной техники с двух продольных сторон гостевых домов с кадастровым номером 23:49:0303020:1085 и 23:49:0303020:1156. Это является нарушением требований СП 4.13130.2013 и ФЗ РФ N 123". Достоверно определить техническое состояние объекта не представляется возможным, так как доступ во внутренний объект на момент натурного осмотра не предоставлен и в материалах дела отсутствует техническая документация на данное здание; по фактическому, техническому состоянию конструктивных элементов здания дефекты не обнаружены; здание, на момент проведения натурного осмотра, находится в удовлетворительном работоспособном состоянии (2-я категория технического состояния), согласно классификации, принятой в "Рекомендациях по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам"; находится в удовлетворительном состоянии (2-я категория технического состояния);
...
Оценка экспертного заключения произведена судом в соответствии с требованиями правил оценки доказательств, наряду с иными доказательствами по делу (часть 2 статьи 64, часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2024 г. N Ф08-12682/23 по делу N А32-26064/2022