Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - правительства),
принимая во внимание положения Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года от 28 октября 2016 года, Соглашения о сотрудничестве в развитии и использовании систем сотовой подвижной связи от 17 января 1997 года,
выражая свою приверженность положениям Регламента международной электросвязи Международного союза электросвязи, резолюций 29, 61 и 65 Всемирной ассамблеи по стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи, рекомендаций исследовательских комиссий Сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (Рекомендации МСЭ - Т),
признавая, что современное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, связанное с предоставлением новых видов услуг связи и созданием цифровой экономики, сопровождается таким негативным явлением на международных сетях электросвязи, как мошенничество (фрод) в части изменения маршрута прохождения международного вызова,
будучи заинтересованными в создании эффективной системы, позволяющей ограничивать пропуск несанкционированного (мошеннического) трафика по международным сетям электросвязи,
понимая международный характер проблемы и необходимость обеспечения борьбы с мошенничеством (фродом) на сетях электросвязи,
намереваясь расширить взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом в сфере противодействия мошенничеству (фроду) на сетях электросвязи,
пришли к взаимопониманию о нижеследующем:
1. Для целей настоящего Меморандума используются следующие термины:
антифродовые системы - совокупность аппаратных средств и программного обеспечения, предназначенных для выявления и противодействия на сетях связи общего пользования деятельности или действиям физических и юридических лиц, являющихся абонентами (пользователями) услуг связи или операторами связи, направленным на получение выгоды лицом, их осуществляющим, или нанесение ущерба (неудобства) другим абонентам и/или операторам связи посредством неправомерного пользования услугами и/или ресурсами связи и/или услугами присоединения и услугами по пропуску трафика, в том числе осуществляемого с нарушением норм законодательства государств - участников СНГ;
международная сеть телефонной связи - совокупность сетей связи общего пользования двух и/или более государств, предназначенных для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территориях двух и/или более государств, и включающая сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах соответствующей территории и ресурса нумерации;
международная сеть передачи данных - совокупность сетей связи двух и/или более государств, определяемых по технологии реализации оказания услуг связи и предназначенных для оказания услуг связи по передаче данных, в том числе для целей передачи голосовой информации;
мошенничество (фрод) на сетях электросвязи - осуществление несанкционированного и неправомерного пользования ресурсами и услугами на международных сетях электросвязи, проявляющееся в искажении данных:
о номере вызывающего абонента/IP-адреса, в том числе в действиях, связанных с имитацией, искусственной генерацией вызовов и подавлением (подменой или непредставлением) передачи информации о нем;
об идентификации линии вызывающего абонента и идентификации происхождения вызова, в частности кода страны и национального (значащего) телефонного разговора;
несанкционированный (мошеннический, фродовый) вызов и несанкционированное (мошенническое, фродовое) сообщение - вызов и короткое сообщение (SMS), совершаемые, направляемые абонентом сети электросвязи одного государства - участника СНГ на номер абонента в сети электросвязи другого государства - участника СНГ, совершаемый, направляемый в обход санкционированных легальных маршрутов терминации международного траффика, в том числе с подстановкой номера абонента локального оператора связи или подменой номера международного оператора связи, идентифицируемый абонентским номером местного оператора связи этого другого государства - участника СНГ;
несанкционированный (мошеннический, фродовый) трафик - трафик, при котором вызов абонента, инициировавшего соединение, осуществляется с использованием неоригинальных (подмененных) номеров А и/или пропуск международного трафика под видом междугородного или местного трафика путем использования специальных технических средств и/или программного обеспечения, а также несанкционированного использования оборудования операторов связи и прочих методов, применяемых с целью обхода установленного законодательством и/или организованного оператором санкционированного порядка пропуска трафика, а также других действий, приводящих к нарушению прав третьих лиц, а также нарушению целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети электросвязи;
номер А (абонентский номер абонента, инициировавшего вызов) - абонентский номер, присваиваемый оператором связи абоненту в соответствии с международными принципами формирования абонентских номеров, а также правилами построения системы и плана нумерации на сетях электросвязи, идентифицирующий оконечное устройство, подключенное к сети оператора связи, в процессе установления соединений, в целях его однозначной идентификации и обеспечения установленного законодательством и/или организованного оператором санкционированного порядка пропуска трафика;
Региональное содружество в области связи - межгосударственный координирующий орган, обеспечивающий сотрудничество государств - участников СНГ в сфере цифровизации, информационно-коммуникационных технологий и связи, созданный Соглашением о создании Регионального содружества в области связи от 17 декабря 1991 года.
2. Целями настоящего Меморандума являются:
создание условий для противодействия мошенничеству (фроду) на сетях электросвязи, базирующихся в том числе на положениях соответствующих резолюций и рекомендаций Международного союза электросвязи, предусматривающих инструменты снижения экономических стимулов для распространения мошенничества (фрода), механизмы выявления и предотвращения распространения мошенничества (фрода) на сетях электросвязи государств - участников СНГ, а также ужесточение административной и уголовной ответственности за мошенничество (фрод);
сотрудничество и обмен положительным опытом по используемым механизмам предотвращения распространения мошенничества (фрода) между операторами электросвязи государств - участников СНГ;
определение правительствами ответственных организаций (компаний, операторов связи) за проведение и организацию работ по выявлению и пресечению международного мошенничества (фрода) для дальнейшего взаимодействия между операторами электросвязи;
создание условий для устойчивого функционирования и эффективного развития рынка услуг международной электросвязи в интересах конечных потребителей и защиты экономических интересов операторов электросвязи;
совершенствование законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения безопасности на сетях электросвязи.
3. Для целей настоящего Меморандума правительства определяют следующие виды мошенничества (фрода), распространенные на международных сетях электросвязи региона (сеть связи общего пользования, в том числе сеть передачи данных):
пропуск трафика через шлюзы на сетях фиксированной связи или на устройствах SIM-box, подключенных к сетям подвижной радиотелефонной связи, с подменой номера абонента, инициировавшего соединение;
пропуск третьим лицом трафика путем получения несанкционированного доступа к коммутационному оборудованию оператора связи либо к абонентскому оборудованию (в том числе корпоративных клиентов), что обеспечивает третьему лицу возможность бесплатного пропуска трафика за счет оператора электросвязи или абонента;
искусственная генерация трафика под видом абонентского трафика с сети другого оператора электросвязи на свою сеть с целью получения оплаты в рамках межоператорских взаиморасчетов;
Spoofing - подмена идентификатора (абонентского номера) вызывающего абонента (подмена номера А) на другой произвольный номер;
пропуск трафика коротких сообщений (SMS) через шлюзы (SIM-box, мобильное приложение), подключенные к сетям подвижной радиотелефонной связи, с подменой номера абонента (в том числе A2P-сервиса), инициировавшего передачу короткого сообщения (SMS).
4. Правительства признают, что мошенничество (фрод) на сетях электросвязи способствует искажению конкуренции на рынке путем причинения экономического ущерба операторам электросвязи, ухудшая качество оказываемых услуг электросвязи.
5. Правительства выражают готовность содействовать недопущению формирования ключевых предпосылок возникновения мошенничества (фрода) на сетях электросвязи, обусловленных:
недостаточной защищенностью средств связи от несанкционированного доступа третьих лиц;
разными подходами государств - участников СНГ к регулированию порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, а также к порядку взаимодействия национальных сетей передачи данных и сетей телефонной связи в государствах - участниках СНГ.
6. Правительства выражают готовность стремиться к созданию на территориях своих государств условий, направленных на предотвращение мошенничества (фрода) на сетях электросвязи, включая:
обязанность операторов электросвязи по доставке без изменения информации о номере абонента (номера А), инициировавшего установление телефонного соединения, до абонента, которому указанное соединение адресовано, включая международные соединения, с введением соответствующего контроля;
способы выявления, в том числе с использованием сертифицированного оборудования, несанкционированного трафика, содержащего мошеннические (фродовые) вызовы;
возможность ограничения пропуска трафика, содержащего признаки мошенничества (фрода) на сетях электросвязи (в случае выявления);
установление порядка выделения (присвоения), идентификации и передачи номера вызывающего абонента с осуществлением соответствующего контроля за соблюдением операторами связи установленных обязанностей, в том числе в рамках сети электросвязи одного государства - участника СНГ;
обеспечение защиты (персональных) данных в соответствии с международными стандартами и национальным законодательством государств - участников СНГ;
обеспечение единообразных подходов по ограничению доступа к интернет-ресурсам, оказывающим услуги по распространению фрод-приложений, систем пропуска фродового трафика, анти антифрод-систем, а также информационных ресурсов, на которых проводится обучение по созданию фродовых систем, рекламируются такие услуги или обсуждаются методы по противодействию работе антифрод-систем операторов электросвязи.
7. Правительства выражают готовность оказывать содействие применению операторами связи государств - участников СНГ на своих сетях антифродовых систем для использования на сети электросвязи в целях выявления несанкционированного трафика и его блокирования.
8. Правительства выражают готовность осуществлять мероприятия, направленные на борьбу с мошенничеством (фродом) на сетях электросвязи, включая:
проведение анализа существующей ситуации в данной сфере;
разработку соответствующих концепций, стратегий и программ;
формирование необходимых организационных, методических и нормативно-правовых механизмов борьбы с мошенничеством (фродом) на сетях электросвязи;
подготовку предложений по техническому обеспечению мероприятий в области борьбы с мошенничеством (фродом) на сетях электросвязи;
обмен опытом и налаживание контактов между заинтересованными ведомствами;
обмен информацией в рабочем порядке между ответственными организациями (компаниями, организациями связи).
9. Правительства выражают готовность содействовать обмену информацией в вопросах противодействия мошенничеству (фроду) на сетях электросвязи, а также проведению совместных встреч по обсуждению итогов проведенных работ с учетом национального законодательства государств - участников СНГ.
10. Правительства выражают готовность сотрудничать при проведении исследований и разработок в области противодействия мошенничеству (фроду) на сетях электросвязи, в том числе в рамках международных проектов, с учетом национального законодательства государств - участников СНГ.
11. В целях регулирования вопросов, касающихся применения положений настоящего Меморандума, правительствами будут проводиться консультации и совещания с участием представителей компетентных органов, в том числе в рамках Регионального содружества в области связи.
12. Настоящий Меморандум вступает в силу с даты подписания и действует неопределенный срок.
Каждая Сторона, подписавшая настоящий Меморандум, вправе выйти из настоящего Меморандума, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении.
Настоящий Меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом.
Совершено в городе Сочи 8 июня 2023 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Меморандум, его заверенную копию.
За Правительство
Азербайджанской Республики
А. Асадов
За Правительство
Республики Армения
Н. Пашинян
За Правительство
Республики Беларусь
Р. Головченко
За Правительство
Республики Казахстан
А. Смаилов
За Правительство
Кыргызской Республики
А. Жапаров
За правительство
Республики Молдова
За Правительство
Российской Федерации
М. Мишустин
За Правительство
Республики Таджикистан
К. Расулзода
За правительство
Туркменистана
-
За Правительство
Республики Узбекистан
А. Арипов
За Правительство
Украины
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Меморандум о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области противодействия мошенничеству (фроду) на сетях электросвязи (Сочи, 8 июня 2023 г.)
Вступает в силу с 8 июня 2023 г.
Опубликование:
-