г. Краснодар |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А20-4208/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Станкевича Д.К. (доверенность от 31.07.2018), третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037339877295) - Гах Т.В. (доверенность от 23.01.2018), в отсутствие ответчиков - Кабардино-Балкарской Республики в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711036614, ОГРН 1020700741709) и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229), третьих лиц - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору и Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2018 (судья Паштова М.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 (судьи Луговая Ю.Б., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А20-4208/2016, установил следующее.
Акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - правительство) и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о взыскании за счет казны Кабардино-Балкарской Республики 30 266 700 рублей убытков, возникших у общества в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (далее - комитет по тарифам) и Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (далее - комитет по транспорту и связи).
Решением суда от 23.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2018, в иске отказано со ссылкой на то, что общество не доказало наличие оснований для взыскания убытков. Являясь коммерческой организацией и осуществляя на свой риск предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, общество добровольно исполняло обязанности по заключенному с правительством договору на организацию транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики железнодорожным транспортом в пригородном сообщении от 13.02.2013 N 14 (далее - договор N 14), будучи осведомленным о размере предельного уровня тарифов на перевозку, установленных на территории Кабардино-Балкарской Республики. Нормативный правовой акт об утверждении тарифа на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики не признан судом недействующим. Невыплата компенсации в заявленном обществом размере не является противоправным поведением субъекта Российской Федерации с учетом того, что обществу в полном объеме уплачены субсидии на возмещение затрат по перевозке в размере, согласованном и зафиксированном договором N 14.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, в случаях и порядке, установленными законом. Законодательством Российской Федерации предусмотрено возмещение потерь в доходах перевозчиков, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, установленных на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации, за счет соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Суды не учли, что основным методом регулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат; величина убытков общества в 2013 году составила 39 346 376 рублей и образовались убытки в результате государственного регулирования тарифов и перевозок, вследствие чего они подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
В отзывах на кассационную жалобу правительство и комитет по транспорту и связи просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "РЖД", министерство и комитет по тарифам не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "РЖД" просил удовлетворить кассационную жалобу общества.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 N 384, и в целях осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении создано открытое акционерное общество "Дон-Пригород", которое в январе 2011 года переименовано в акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (общество).
Приказом ФСТ России от 28.12.2010 N 651-т общество внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 6/1/2.
Общество заключило с правительством договор N 14, по условиям которого общество обязуется обеспечивать установленный объем вагонокилометровой работы пригородных поездов на определенных в приложении к договору пригородных маршрутах на территории Кабардино-Балкарской Республики в размере 829 280 вагонокилометров, правительство - компенсировать потери в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2013 год, на компенсацию потерь на пригородном железнодорожном транспорте.
По утверждению общества, компенсация, полученная по договору N 14, не покрыла экономически обоснованные затраты общества как перевозчика на осуществление перевозочного процесса, в результате чего общество понесло 30 266 700 рублей убытков.
Поскольку претензию общества от 01.06.2015 N 173СД с требованием возмещения убытков в виде разницы между установленным экономически обоснованным тарифом и фактически понесенными расходами по организации перевозок пассажиров на территории Кабардино-Балкарской Республики с 01.01.2013 по 31.12.2013 правительство оставило без ответа, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суды обоснованно отказали обществу в иске, правомерно исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение N 643).
Во исполнение Положения N 643 Федеральная служба по тарифам издала приказ от 28.09.2010 N 235-Т/1, которым утвердила Методику расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации. В соответствии с данной Методикой при установлении тарифов на пассажирские перевозки органы регулирования могут применять не только метод экономически обоснованных затрат, но и иные методы, и в частности, метод ценового регулирования в целях обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения.
Суды установили, что в 2013 году общество осуществляло перевозку населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Кабардино-Балкарской Республики по межсезонному тарифу, установленному постановлениями правительства от 29.03.2013 N 9 (8 рублей за каждую зону), от 28.06.2013 N 33 (9 рублей за каждую зону) и от 30.09.2013 N 41 (10 рублей за каждую зону).
Согласно отчету ООО "Энкаунтинг Менеджмент" (аудиторская организация) совокупная величина доходов общества, полученных от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году, составила 14 664 642 рубля (без учета субсидии), величина экономически обоснованных и фактических затрат общества составила 54 591 018 рублей 08 копеек, потери в доходах общества, вызванные применением тарифа, ниже экономически обоснованного, - 39 946 376 рублей (без учета субсидии), потери в доходах общества с учетом субсидии - 26 466 988 рублей.
Суды приняли во внимание, что согласно отчету аудиторской организации потери в доходах общества, вызванные применением тарифного регулирования, с учетом субсидии составили 26 466 988 рублей, однако общество заявило требование о возмещении 30 266 700 рублей, не обосновав причины завышения суммы убытков.
Суды указали, что согласно заключению эксперта Автономной некоммерческой организации "Лаборатория судебной экспертизы и оценки" от 23.11.2017 N 8/фин совокупная величина доходов общества, полученных от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году, составила 14 664 643 рубля, величина экономически обоснованных и фактических затрат общества составила 51 651 713 рублей 92 копейки, величина экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год по маршрутам, определенным Правительством Кабардино-Балкарской Республики, составляет 27 рублей 82 копейки за 1 тарифную зону; правительство возместило обществу 13 364 535 рублей 31 копейки; убытки общества за 2013 год составили 23 642 535 рублей 61 копейку. Правительство возместило обществу 14 520 982 рубля убытков.
Суды установили, что все расчеты убытков составлены обществом, подписаны генеральным директором и начальником планового отдела общества и согласованы с министерством и комитетом по тарифам в соответствии с условиями договора N 14. В установленном законом порядке общество не оспорило постановления правительства об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год по маршрутам на территории Кабардино-Балкарской Республики. Акты об установлении тарифа не признаны судом незаконными.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что общество знало о размере тарифа и добровольно осуществляло пассажирские перевозки железнодорожным транспортом по территории Кабардино-Балкарской Республики на основании договора с правительством, согласившись на возмещение расходов в установленном в договоре N 14 размере субсидии.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По смыслу приведенных норм права требование о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) государственных органов, подлежит удовлетворению в случае, когда доказаны одновременно факт причинения убытков, их размер, незаконность действий (бездействия), повлекших убытки, а также причинная связь между такими действиями и возникшим вредом.
Такие факты общество документально не подтвердило.
Оценив по правилам норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в дело доказательства, суды обоснованно указали, что общество заключило с правительством договор на условиях компенсации ему потерь доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов при перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Кабардино-Балкарской Республики, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2013 год, на компенсацию потерь на пригородном железнодорожном транспорте; получило из бюджета указанную компенсацию, не обращалось с заявлением об установлении экономически обоснованного тарифа с документальным его обоснованием. Заявив иск о взыскании с Кабардино-Балкарской Республики 30 266 700 рублей убытков, общество не указало, в чем состоит противоправность действий правительства, которое уплатило обществу согласованную договором N 14 компенсацию, каким образом надлежащее исполнение правительством условий договора N 14 причинило обществу вред.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества, основанный на положениях статьи 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, т. к. требования статьи 16.1 Кодекса не нарушены, доказательства неисполнения правительством обязательств по договору N 14 общество не представило.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А20-4208/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.