г. Краснодар |
|
02 октября 2018 г. |
Дело N А32-33203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033) и ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2018 (судья Григорьева Ю.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-33203/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (далее - общество, взыскатель) обратилось в арбитражный суд к администрации города Сочи (далее - администрация, должник) с иском о взыскании 600 848 рублей 83 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 11.07.2015 по 24.07.2017.
Требования основаны на положениях статей 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением администрацией вступившего в законную силу постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу N А32-23552/2016, которым обществу присуждено неосновательное обогащение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017, иск удовлетворен. С администрации в пользу общества взыскано 600 848 рублей 83 копейки процентов, а также 15 017 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде.
23 января 2018 года Арбитражным судом Краснодарского края взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 019420606.
17 апреля 2018 года от администрации поступило заявление об отсрочке исполнения решения от 15.09.2018, мотивированное следующим. Текущие поступления в бюджет города Сочи не позволяют исполнить судебные акты о взыскании в пользу общества процентов (об обращении взыскания на средства бюджета города Сочи). С учетом фактического исполнения муниципального бюджета, судебный акт о взыскании в пользу общества процентов за пользование чужими денежными средствами может быть исполнен не ранее 01.11.2018.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018, в удовлетворении заявления отказано.
При проверке доводов должника суды руководствовались положениями статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), а также разъяснениями, изложенными в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2005 N С1-7/уп-1145. Суды пришли к выводу об отсутствии (недоказанности должником) обстоятельств, затрудняющих исполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда о взыскании в пользу общества процентов за пользование чужими денежными средствами. Факт израсходования ранее запланированных в бюджете муниципального образования город-курорт Сочи (далее - муниципальное образование) денежных средств на исполнения решений по искам к казне муниципального образования, к числу исключительных обстоятельств не относится. Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для погашения перед обществом задолженности, не является основанием для предоставления администрации отсрочки исполнения судебного акта.
Администрация обжаловала определение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Кассационная жалоба повторяет доводы, изложенные в заявлении должника о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, а также в апелляционной жалобе, и мотивирована следующим. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного решения возможно по итогам 9 месяцев 2018 года, но не ранее 01.11.2018. При формировании проекта бюджета на 2018 год (постановление от 22.05.2012 N 1057 "О порядке составления проекта бюджета города Сочи на очередной финансовый год и плановый период") муниципальному образованию предъявлены исполнительные листы на взыскание 29 670 069 рублей 82 копеек за счет средств муниципальной казны. В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.12.2017 N 216 в муниципальном бюджете города Сочи на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на исполнение судебных актов по искам к казне муниципального образования в сумме 30 млн. рублей, которые полностью освоены по состоянию на 08.02.2018. Департамент экономики и стратегического развития администрации г. Сочи в письме от 31.01.2018 сообщил об отсутствии источников выделения бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования. Данное обстоятельство дает органу местного самоуправления право на получение в установленном порядке отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
От общества отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 16 Кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Кодекса отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта может быть предоставлена судом при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Указанная норма не содержит перечень оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливает критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. В каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд устанавливает конкретные обстоятельства его исполнения. При этом арбитражные суды оценивают реальность исполнения решения по окончании срока, на который предоставляется отсрочка исполнения судебного акта.
Статьей 37 Закона N 229-ФЗ также закреплено право должника на обращение в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.
В пунктах 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление от 17.11.2015 N 50) разъяснено следующее. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Основаниями для предоставления отсрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (часть 3 статьи 8 Кодекса).
Изучив доводы, приведенные администрацией в заявлении об отсрочке исполнения, оценив представленные должником в обоснование заявления доказательства, приняв во внимание возражения общества, судебные инстанции признали, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, действительно затрудняющих исполнение судебного акта. Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии неустранимых на момент обращения в арбитражный суд обстоятельств, препятствующих исполнению администрацией исполнительного документа в установленный срок. Отсутствие (израсходование) денежных средств, заложенных в муниципальном бюджете на исполнение в 2018 году судебных актов (в том числе, погашения задолженности перед обществом), само по себе не может служить основанием для предоставления администрации отсрочки исполнения. В рассматриваемом случае должник не доказал, что испрашиваемое время отсрочки так повлияет на его имущественную сферу (администрация предпримет ряд конкретных действенных по своему содержанию мер, направленных на улучшение финансового состояния), что это позволит ему исполнить решение суда. Признав, что основания для предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта документально не подтверждены (обстоятельства, объективно затрудняющие исполнение решения, органом местного самоуправления не доказаны), суды первой и апелляционной инстанций отказали администрации в удовлетворении заявления.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы администрации не опровергают выводы судебных инстанций, основанных на законе (статья 324 Кодекса, статья 37 Закона N 229-ФЗ), разъяснениях, изложенных в постановлении от 17.11.2015 N 50, а также соответствующих установленным ими обстоятельствам и доказательствам, представленным в материалы дела. Поэтому оснований для отмены определения и апелляционного постановления не имеется. Правильность судебных выводов по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Кассационный суд также учитывает, что судебный акт исполнен должником в полном объеме (задолженность погашена платежным поручением от 15.05.2018 N 270 на сумму 615 865 рублей 83 копейки), о чем имеется соответствующая отметка в исполнительном листе серии ФС N 019420606 (т. 2, л. д. 21 - 24).
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушений норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с положениями статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на судебные акты о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки исполнения судебного акта государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу N А32-33203/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление от 17.11.2015 N 50) разъяснено следующее. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Основаниями для предоставления отсрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 октября 2018 г. N Ф08-7844/18 по делу N А32-33203/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7844/18
26.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9963/18
03.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-952/18
18.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17392/17
15.09.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-33203/17