Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 июня 2023 г. N 537н
"Об утверждении профессионального стандарта "Профконсультант"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Профконсультант".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2023 г.
Регистрационный N 74392
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 21 июня 2023 г. N 537н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Профконсультант
|
1631 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Содействие в осознанном и целенаправленном выборе профессионального и карьерного пути |
|
03.020 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи в выборе профессионального и карьерного пути гражданам всех возрастов на основе сравнения своих профессиональных предпочтений с потребностями рынка трудоустройства |
Группа занятий:
Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
Специалисты в области подбора и использования персонала |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Оказание помощи гражданам в осознанном профессиональном самоопределении и целенаправленном выборе профессионального и карьерного пути |
6 |
Предоставление информационной и профессиоведческой помощи гражданам всех возрастов |
А/01.6 |
6 |
Оказание консультационной и обучающей помощи гражданам в профессиональном самоопределении и выборе карьерного пути |
А/02.6 |
6 |
|||
В |
Управление деятельностью по профессиональному консультированию |
7 |
Организация деятельности по профессиональному консультированию |
В/01.7 |
7 |
Контроль деятельности по профессиональному консультированию |
В/02.7 |
7 |
|||
Мониторинг потребности в профессиональном консультировании и содействии гражданину в выборе профессионального и карьерного пути |
В/03.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание помощи гражданам в осознанном профессиональном самоопределении и целенаправленном выборе профессионального и карьерного пути |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Профконсультант Профконсультант (карьерный консультант) Ведущий профконсультант Профориентолог Профессиограф-профессиовед Психолог-профконсультант Специалист по профориентации |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет опыта практической работы профконсультантом или профориентологом или психологом-профконсультантом - для ведущего профконсультанта |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации (при работе с несовершеннолетними гражданами) 3 Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров 4 |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Специалисты в области подбора и использования персонала |
||
- |
||
Профконсультант |
||
Психология |
||
Социология |
||
Социальная работа |
||
Педагогическое образование |
||
Психолого-педагогическое образование |
||
Профессиональное обучение (по отраслям) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Предоставление информационной и профессиоведческой помощи гражданам всех возрастов |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Сбор и обработка информации о профессиональной деятельности, об особенностях профессий, в том числе новых, из средств массовой информации, интернет-порталов, периодических изданий различных министерств и ведомств |
Сбор и обработка информации о содержании профессий (специальностей) и должностей, о требованиях конкретных профессий к индивидуальным особенностям | |
Сбор сведений об организациях, сведений, входящих в базы вакансий, базы соискателей вакансий, информации о состоянии рынка трудоустройства и рынка образовательных услуг | |
Сбор и обработка информации о возможностях профессиональной реориентации и профпереподготовки выпускников образовательных организаций на основании соответствия требованиям конкретных вакансий и сформированных в процессе обучения профессионально важных качеств специалиста | |
Подготовка информационно-разъяснительных профессиоведческих материалов о профессиональном и карьерном развитии | |
Подготовка материалов для составления справочных картотек в кратком кодированном и цифровизированном виде и использование их в работе | |
Систематизация и размещение профессиоведческой информации на сайтах, информационных стендах и электронных табло | |
Информирование граждан о ситуации на рынке трудоустройства, об интересующих их профессиях, об их востребованности | |
Информирование граждан о возможности обучения и переобучения по различным профессиям (специальностям) | |
Информирование граждан о современных видах производства, состоянии рынка труда, потребностях организаций в квалифицированных кадрах, перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности | |
Информирование граждан о возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса | |
Ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами, требованиями к конкретным рабочим местам | |
Подготовка текстов бесед и публичных выступлений об изменениях на рынке трудоустройства, о состоянии спроса и предложения по интересующим гражданина профессиям, о возможностях и ограничениях в карьерном развитии в различных профессиях и их организация | |
Разработка и распространение профориентационных информационных и методических материалов | |
Подготовка информации для издания рекламно-справочных пособий о мире профессий | |
Подготовка публикаций и статей в специальные и профессиональные журналы | |
Ведение делопроизводства с соблюдением требований, правил, порядка и сроков представления отчетности на различных носителях информации | |
Необходимые умения |
Систематизировать информацию о содержании профессий и должностей, требований, предъявляемых к личностным особенностям, составлять справочные картотеки в кодированном и цифровизированном виде |
Анализировать данные о дефиците кадров в регионе, по отраслям, видам экономической деятельности, направлениям образования, по профессиям и должностям, в том числе в конкретной организации | |
Классифицировать профессии рабочих и должности служащих с целью организации профессиональной подготовки и переподготовки | |
Систематизировать и упорядочивать взаимное соответствие наименований профессиональной деятельности и направлений образования в соответствии с развитым комплексом профессионально-ценных склонностей и способностей | |
Использовать в работе сведения о структуре организации, расстановке и использовании кадров, вакантных рабочих местах, занятых выпускниками образовательных организаций, практике найма и закрепления кадров на рабочих местах | |
Разрабатывать тексты бесед и публичных выступлений профессиоведческого содержания, об изменениях на рынке трудоустройства, о возможностях и ограничениях карьерного развития | |
Осуществлять поиск информации профориентационного характера в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять навигацию по сайтам, применять в работе системы онлайн-консультирования | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базы данных, текстовые, табличные редакторы и иные информационные и информационно-поисковые системы | |
Вести электронный документооборот и оформлять отчетность | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Общероссийские классификаторы, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, справочные материалы о профессиях и их разрядах, о должностях разного уровня управления и подчинения, об уровнях профессионального образования | |
Правовые требования к организации труда и рабочего пространства инвалидов различных нозологических групп | |
Правила делового общения, этики и межкультурной коммуникации, особенности общения с различными категориями граждан, в том числе с инвалидами | |
Теория и методология психологии труда, психогигиены, психотехники и когнитивной эргономики | |
Основы сравнительного профессиоведения, эргатических функций и принципы организации данных в системах управления профессиологическими базами данных в экономике и психологии | |
Видеотехнологии в профессиологии и профориентации | |
Основы социальной психологии, педагогики взрослых и инклюзивной педагогики | |
Основы демографии и статистики в объеме, необходимом для работы | |
Основы этнопсихологии и географической психологии в объеме, необходимом для работы | |
Системы поиска документально-публицистических, художественных литературных и кинопроизведений, продукции блогосферы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", навигация по сайтам, приемы составления поисковых запросов о примерах успешных горизонтальных и вертикальных карьер | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Оказание консультационной и обучающей помощи гражданам в профессиональном самоопределении и выборе карьерного пути |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Рассмотрение запросов и формирование состава группы граждан, желающих обучиться методикам профессионального самоопределения, согласование даты и времени занятий |
Планирование консультативной помощи в конструктивном построении и выборе профессионального и карьерного пути | |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций, в том числе с помощью системы онлайн-консультирования, по осознанному и самостоятельному выбору профессионального и карьерного пути | |
Проведение тренингов по обучению граждан адекватному поведению на рынке трудоустройства | |
Проведение профессионального консультирования с использованием профессиограмм, информационных и справочных материалов, с применением методов психологической и профессиональной диагностики | |
Оказание помощи гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направлении профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда | |
Обучение методике выявления собственных профессиональных предпочтений, самостоятельного подбора списка профессий и выбора из этого списка наиболее подходящих вариантов самореализации | |
Составление и использование формул профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и актуализация формул профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда | |
Выявление верности и ошибочности индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул | |
Описание и фиксирование в графическом рисуночном виде ситуации профессионального самоопределения на момент обращения на консультацию и ее коррекция на всех последующих этапах вплоть до завершения профконсультирования | |
Обсуждение списка профессий, самостоятельно подобранных гражданином, и сравнение его с формулой профессиональных предпочтений и со списком, подобранным для него профконсультантом | |
Подбор вариантов профессиональной подготовки, образовательных организаций и направлений образования, соответствующих списку подходящих профессий | |
Информирование о кадровых подразделениях организаций, имеющих подходящие вакансии, а также о профориентационных службах образовательных учреждений по выбранным подходящим вариантам обучения | |
Обучение граждан составлению профессионального портфолио и резюме | |
Разработка и проведение тренингов для подготовки посещения кадровых и профориентационных подразделений организаций | |
Подготовка и проведение коррекционных мероприятий с гражданами, прошедшими консультации по конструктивному построению и выбору профессионального и карьерного пути | |
Информирование представителей различных организаций о формах и содержании помощи в выборе профессионального и карьерного пути гражданина | |
Проведение обучающих консультаций по проектированию и выбору профессионального и карьерного пути с гражданами из муниципальных, образовательных, социальных, производственных и других организаций | |
Составление психограммы и профессионально-личностной характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина | |
Определение степени профессионального соответствия граждан конкретной профессии (рабочему месту, должности), нормативным требованиям профессий | |
Организация работы по социальной и психологической адаптации граждан к условиям рынка труда | |
Обучение навыкам эффективного поиска работы | |
Разработка и применение программ развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан | |
Составление рекомендаций для работников с нозологическими особенностями здоровья о возможностях оптимизации их деятельности с помощью компенсаторных средств | |
Консультирование граждан по применению нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и профессионального консультирования | |
Ведение делопроизводства с соблюдением требований, правил, порядка и сроков представления отчетности на различных носителях информации | |
Необходимые умения |
Анализировать заявления желающих получить помощь в построении и выборе профессионального и карьерного пути на основании типологии индивидуальных запросов, с учетом специфики здоровья, профессиональных, образовательных, возрастных, гендерных и других особенностей |
Систематизировать информацию о содержании профессий и должностей, требований к работнику | |
Подготавливать материалы для составления справочных картотек в кодированном и цифровизированном виде | |
Анализировать данные о спросе/предложении на рынке труда, дефиците кадров в регионе (районе) по отраслям, видам экономической деятельности, направлениям образования, по профессиям и должностям в организациях | |
Анализировать физические, интеллектуальные и квалификационные требования, предъявляемые профессией к работникам, в том числе в соответствии с нозологическими особенностями здоровья работников | |
Пользоваться различными методиками тренинга профессионального самоопределения | |
Поддерживать контакт с гражданином в процессе профессионального консультирования, формировать устойчивый интерес к профконсультационной деятельности | |
Устанавливать контакты с различными категориями граждан, соблюдая правила этикета | |
Систематизировать и упорядочивать взаимное соответствие наименований профессиональной деятельности и направлений образования | |
Классифицировать профессии рабочих и должности служащих с целью организации профессиональной подготовки и переподготовки | |
Использовать в работе сведения о структуре организации, расстановке и использовании кадров, вакантных рабочих местах, занятых выпускниками образовательных организаций, практике найма и закрепления кадров на рабочих местах и другую вспомогательную информацию | |
Проводить индивидуальное и групповое консультирование по профессиональному самоопределению, построению и выбору профессионального и карьерного пути | |
Применять методы и методики консультирования по профессиональному и карьерному развитию | |
Применять методики генограммы, социограммы, объектограммы, хронограммы, развитиеграммы в обучении гражданина по самоизучению факторов, образующих ситуацию его профессионального самоопределения | |
Описывать и фиксировать в графическом рисуночном виде ситуацию профессионального самоопределения гражданина на момент его обращения на консультацию и дополнять ее развитие на всех последующих встречах, вплоть до завершения профконсультирования | |
Составлять психограммы, профессиограммы, профессионально-личностные характеристики для определения перспектив трудоустройства и кадрового продвижения гражданина | |
Составлять формулы профессий (классификация по типу, классу, отделу, группе профессии) в процессе профконсультаций и профдиагностики, актуализировать формулы профессий в связи с изменениями требований к профессиям, происходящими на рынке труда | |
Выявлять верность и ошибочность своей индивидуальной системы представлений об изучаемых профессиях, отраженных в модельном множестве формул, с использованием средств цифровизации | |
Разрабатывать программы профессионального самоопределения и развития профессионального самосознания, трудовой мотивации граждан и перепланирования работы | |
Разрабатывать и использовать оценочные инструменты для подбора, распределения, аттестации и карьерного продвижения | |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами | |
Вести деловые переговоры, консультации с различными категориями граждан и соблюдать правила этикета | |
Вести электронный документооборот и оформлять информационные материалы и отчетность | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Общероссийские классификаторы, квалификационные справочники, профессиональные стандарты, справочные материалы о профессиях и их разрядах, о должностях разного уровня управления и подчинения, об уровнях профессионального образования | |
Правовые требования к организации труда и рабочего пространства инвалидов различных нозологических групп | |
Правила делового общения, этики и межкультурной коммуникации, особенности общения с различными категориями граждан, в том числе с инвалидами | |
Теория и методология психологии труда, психогигиены, психотехники и когнитивной эргономики | |
Основы сравнительного профессиоведения, эргатических функций и принципы организации данных в системах управления профессиологическими базами данных в экономике и психологии | |
Видеотехнологии в профессиологии и профориентации | |
Основы социальной психологии, педагогики взрослых и инклюзивной педагогики | |
Основы этнопсихологии и географической психологии в объеме, необходимом для работы | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление деятельностью по профессиональному консультированию |
Код |
А |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Начальник отдела Начальник подразделения |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - магистратура, специалитет или Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет опыта практической работы ведущим консультантом |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
||
- |
||
Начальник службы (функциональной в прочих областях деятельности) |
||
Психология |
||
Психология служебной деятельности |
||
Социология |
||
Социальная работа |
||
Педагогическое образование |
||
Психолого-педагогическое образование |
||
Профессиональное обучение (по отраслям) |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация деятельности по профессиональному консультированию |
Код |
B/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование и оценка деятельности по профессиональному консультированию и принятие управленческих решений |
Организация деятельности по содействию в профессиональном самоопределении и конструктивном построении и в выборе карьерного пути | |
Подготовка предложений в текущие и перспективные планы работы по мероприятиям профессионального консультирования | |
Определение численности работников и ресурсов, необходимых для работы | |
Разработка положений и должностных инструкций | |
Комплектация штата работниками необходимой квалификации для проведения мероприятий профессионального консультирования | |
Распределение обязанностей, определение порядка действий, системы подчинения работников | |
Оценка эффективности программ обучения и развития с целью улучшения производительности труда и удовлетворенности работников | |
Координация деятельности подчиненных работников | |
Планирование кадрового резерва работников | |
Проведение мероприятий, направленных на достижение эффективности деятельности по профессиональному консультированию | |
Разработка предложений по совершенствованию работы | |
Создание безопасных условий труда для реализации мероприятий по профессиональному консультированию | |
Разработка мер поощрения и дисциплинарного взыскания, применяемых к работникам, участвующим в реализации мероприятий профессионального консультирования | |
Рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан, подготовка ответов на них | |
Необходимые умения |
Планировать реализацию мероприятий профессионального консультирования граждан |
Организовывать реализацию мероприятия профессионального консультирования | |
Применять принципы и методы управления работниками и непосредственными исполнителями, участвующими в реализации мероприятий профконсультирования | |
Определять потребности в специалистах для оказания профессиональной консультационной помощи | |
Разрабатывать показатели эффективности мероприятий профконсультирования, критерии их оценки и методы контроля | |
Организовывать оценку необходимой квалификации работников, участвующих в реализации мероприятий профконсультирования граждан | |
Анализировать потребности в организации мероприятий профконсультирования граждан | |
Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с организацией мероприятий профконсультирования | |
Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения | |
Проводить деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений | |
Создавать условия соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности | |
Организовывать взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, профессиональными союзами, коллегиальными органами работников, с представителями трудовых коллективов, со смежными специалистами по вопросам организации мероприятий профконсультирования | |
Работать с правовыми информационными системами, электронными цифровыми документами | |
Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн- консультирования | |
Анализировать и подготавливать проекты ответов на обращения граждан и работодателей по направлениям деятельности подразделения | |
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов | |
Необходимые знания |
Конституция Российской Федерации, гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере профконсультирования | |
Требования к защите персональных данных при обработке информации | |
Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления | |
Основные понятия и положения психологии управления конфликтами | |
Теория процесса профконсультирования и его методы | |
Основные принципы и методы управления | |
Методы определения потребности в работниках для оказания консультационной помощи | |
Правила делового общения, этикета и межкультурной коммуникации | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах, современные тенденции и направления развития рынка труда | |
Способы, средства и порядок взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, профессиональными союзами, коллегиальными органами работников, с представителями трудовых коллективов, со смежными специалистами по вопросам осуществления профессиональной деятельности | |
Техника проведения деловых переговоров и приемы публичных выступлений | |
Требования охраны труда и пожарной безопасности | |
Принципы и порядок организации сведений в системах управления цифровыми базами профессиологических данных | |
Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы, приемы составления поисковых запросов | |
Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики |
Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Контроль деятельности по профессиональному консультированию |
Код |
B/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль деятельности по оказанию консультационной помощи по содействию в профессиональном самоопределении и конструктивном построении и выборе карьерного пути |
Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность | |
Контроль соблюдения регламентов и последовательности действий при предоставлении профессиональной консультативной помощи | |
Контроль работы по адресному содействию в профессиональном самоопределении и конструктивном построении и выборе карьерного пути инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Контроль работы по формированию, оформлению и передаче документов на хранение в архив | |
Контроль использования методов и инструментов профконсультирования граждан | |
Контроль показателей эффективности результатов профконсультирования, систематизация полученных результатов | |
Контроль рассмотрения писем, заявлений и жалоб граждан, подготовки ответов на них | |
Контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности | |
Контроль электронного и бумажного документооборота структурного подразделения | |
Необходимые умения |
Анализировать результаты деятельности по профконсультированию |
Контролировать сроки реализации мероприятий профконсультирования | |
Контролировать достижение показателей эффективности процесса профконсультирования | |
Контролировать применение методов, процедур, инструментов профконсультирования | |
Контролировать результаты оценки квалификации работников и непосредственных исполнителей процесса профконсультирования | |
Контролировать применение методических рекомендаций по совершенствованию процесса профконсультирования | |
Контролировать исполнение управленческих решений по организации мероприятий профконсультирования | |
Контролировать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности | |
Работать с правовыми информационными системами, электронными цифровыми документами | |
Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования | |
Анализировать и подготавливать проекты ответов на обращения граждан и работодателей по профконсультированию | |
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов | |
Необходимые знания |
Конституция Российской Федерации, гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере профконсультирования | |
Требования к защите персональных данных при обработке информации | |
Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления | |
Основные понятия и положения психологии управления конфликтами | |
Теория процесса профконсультирования и его методы | |
Основные принципы и методы управления | |
Правила делового общения, этикета и межкультурной коммуникации | |
Особенности рынка труда и потребность в кадрах, современные тенденции и направления развития рынка труда | |
Техника проведения деловых переговоров и приемы публичных выступлений | |
Требования охраны труда и пожарной безопасности | |
Принципы и порядок организации сведений в системах управления цифровыми базами профессиологических данных | |
Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы, приемы составления поисковых запросов | |
Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики |
Соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Мониторинг потребности в профессиональном консультировании и содействии гражданину в выборе профессионального и карьерного пути |
Код |
B/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение целей и задач мониторинга потребностей граждан в информационно-аналитическом и профессиональном консультировании |
Сбор, обобщение и анализ статистической информации для последующего планирования деятельности | |
Составление сводных отчетов и подготовка аналитических материалов по направлению деятельности | |
Проведение мониторинга эффективности процесса профконсультирования граждан, систематизация полученных результатов | |
Мониторинг удовлетворенности деятельностью по профессиональному консультированию | |
Ведение учета статистических данных и подготовка отчетов по формам государственной и ведомственной статотчетности | |
Подготовка вышестоящему руководству сводных отчетов и аналитических материалов по направлению деятельности | |
Необходимые умения |
Собирать и обрабатывать статистическую информацию о деятельности по профконсультированию |
Систематизировать и обобщать информацию, касающуюся деятельности по профконсультированию | |
Производить статистический анализ данных мониторинга предоставления информационно-аналитической и профконсультационной помощи гражданам | |
Работать с правовыми информационными системами, электронными цифровыми документами | |
Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования | |
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов | |
Необходимые знания |
Конституция Российской Федерации, гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности |
Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере профконсультирования | |
Требования к защите персональных данных при обработке информации | |
Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления | |
Основы мониторинга потребностей обучающих консультативных продуктов подразделения и их продвижения | |
Особенности регионального и федерального рынков труда, потребность в кадрах, современные тенденции и направления развития рынка трудоустройства | |
Основные понятия и положения психологии управления конфликтами | |
Теория процесса профконсультирования и его методы | |
Основные принципы и методы управления | |
Основы демографии и статистики в объеме, необходимом для работы | |
Правила делового общения, этикета и межкультурной коммуникации | |
Техника проведения деловых переговоров и приемы публичных выступлений | |
Требования охраны труда и пожарной безопасности | |
Принципы и порядок организации сведений в системах управления цифровыми базами профессиологических данных | |
Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы, приемы составления поисковых запросов | |
Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции | |
Основы документоведения и ведения электронного делопроизводства | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва | |
Председатель |
Герций Юрий Викторович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Научно-практический центр профориентации и профотбора Вооруженных сил нового облика Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации, город Москва |
2 |
ООО "Рускадры", город Москва |
3 |
АНО "Экспертный центр ПОРА", город Москва |
4 |
ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", город Москва |
5 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий.
2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
4Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г.. регистрационный N 62278). действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), действует до 1 апреля 2027 г.
5Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
6Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден профстандарт "Профконсультант". Дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации. Установлены требования к образованию и обучению, а также особые условия допуска к работе. В числе возможных должностей - профконсультант, профориентолог и психолог-профконсультант.
Цель деятельности - помощь в выборе профессионального и карьерного пути на основе сравнения своих профессиональных предпочтений с потребностями рынка труда.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 июня 2023 г. N 537н "Об утверждении профессионального стандарта "Профконсультант"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2023 г.
Регистрационный N 74392
Вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 24 июля 2023 г. N 0001202307240088