Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Оценка текущего состояния транспортной системы Костромской области
1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры. Среди 18 регионов Центрального федерального округа Костромская область одна из самых крупных по протяженности дорожной сети, которая составляет около 13 861,5 тыс. км (включая улично-дорожную сеть). Развитие многих ведущих отраслей экономики Костромской области: лесопромышленного комплекса, ювелирной промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Костромской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, единство экономического пространства, решение социальных задач. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. В последние годы оживление производства и повышение уровня доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р (далее - Транспортная стратегия Российской Федерации), развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
В настоящее время социально-экономическое развитие Костромской области во многом сдерживается из-за отставания в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров, неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации населения Костромской области.
3. В транспортной системе Костромской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 85 процентов объема перевозок пассажиров.
4. В Костромской области сложились следующие основные проблемы в дорожной отрасли:
1) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения Костромской области;
2) прочностные характеристики региональных дорог и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств. Существующая дорожная сеть Костромской области, в основном, формировалась по старым нормативам;
3) значительное количество сельских населенных пунктов не имеет связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно, население этих населенных пунктов в межсезонье становится отрезанным от автодорог с твердым типом покрытия;
4) недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства Костромской области за счет бюджетных средств.
В Костромской области отмечается недостаточность финансовых ресурсов как для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, так и для строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами консолидированного областного бюджета Костромской области существенно меньше по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа Российской Федерации;
5) недостаточное развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей;
6) недостаток квалифицированных кадров как инженерно-технических, так и рабочих. Средний возраст трудящихся в организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.
5. В Костромской области сложились следующие основные проблемы в транспортной отрасли:
1) высокий уровень социальной нагрузки (высокая доля граждан, обладающих правом льготного проезда) и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к убыточности пассажирских перевозок.
Кроме того, убыточность транспортной отрасли объясняется ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, потребляемые транспортом. Рост количества личного транспорта с уменьшением спроса на пассажирские перевозки привел к снижению объемов перевозок пассажиров, сокращению доходов автотранспортных предприятий, росту числа нелегальных перевозчиков, которые наносят значительный экономический ущерб транспортным компаниям;
2) отсутствие персонифицированного учета поездок пассажиров;
3) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры. В настоящее время 29 процентов населенных пунктов региона не имеют устойчивой связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Более 190 населенных пунктов не имеют автодорог с асфальтобетонным покрытием.
Последствиями указанных проблем являются:
недостаток предложений транспортных услуг;
неудовлетворенность населения качеством перевозок;
отсутствие регулярных рейсов на большинстве пригородных маршрутов при снижении пассажиропотока в вечернее время;
возраст подвижного состава большинства перевозчиков Костромской области за пределами амортизационного срока, что непосредственно влияет на качество предоставляемых услуг.
6. Основными направлениями решения проблем в транспортной системе Костромской области являются:
1) обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Костромской области в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения и создания мультипликативного эффекта от развития дорожной сети в других отраслях;
2) преодоление инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети Костромской области и высоким уровнем аварийности по сопутствующим дорожным условиям;
3) совершенствование системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ;
4) обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
5) разработка системы электронного персонифицированного учета поездок пассажиров;
6) совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства и транспорта;
7) реализация мероприятий региональных проектов "Региональная и местная дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
7. К основным показателям уровня развития транспортной системы Костромской области относятся (по состоянию на 1 января 2023 года):
общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - 3 688,2 км;
общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, - 2 075,7 км;
общее количество сельских населенных пунктов - 3 489 единиц, в том числе имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона - 1 376 км;
количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом общего пользования, - 1 952,8 тыс. человек;
количество пассажиров, перевезенных автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, - 4 347,7 тыс. человек;
количество пассажиров, перевезенных внутренним водным транспортом, - 108,2 тыс. человек;
количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, - 4,0 тыс. человек.
8. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей государственной программы Костромской области "Развитие транспортной системы Костромской области" (далее - Государственная программа), предусматривается в консолидированном бюджете Костромской области, в том числе за счет предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, в соответствии:
1) с порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) Костромской области на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов, согласно приложению N 1 к Государственной программе;
2) с порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на основе общественных инициатив согласно приложению N 2 к Государственной программе;
3) с порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения с привлечением внебюджетных источников согласно приложению N 3 к Государственной программе;
4) с методикой распределения и правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" согласно приложению N 4 к Государственной программе.
9. Общий перечень объектов капитального строительства (реконструкции), включенных в Государственную программу, представлен в приложении N 6 к настоящей Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.