г. Краснодар |
|
02 октября 2018 г. |
Дело N А32-17476/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Импульс" - Бобрицкого И.В. (доверенность от 02.04.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края - Алексеева С.С. (доверенность от 02.04.2018), в отсутствие третьих лиц: акционерного общества "Кущевскаярайгаз", администрации муниципального образования Кущевский район, администрации Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импульс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-17476/2017, установил следующее.
ООО "Импульс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 в выкупе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 927 084 кв. м с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, расположенного по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ, и возложении на департамент обязанности направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Кущевскаярайгаз", администрация муниципального образования Кущевский район (далее - администрация района) и администрация Краснодарского края (далее - администрация края).
Решением от 08.02.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 07.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на момент публикации (19.09.2006) и подачи обществом заявления о предоставлении в аренду земельного участка (27.09.2006) полномочиями по распоряжению спорным земельным участком сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края обладал департамент, передавший по договору поручения от 28.03.2006 администрации района полномочия на совершение отдельных юридических действий, в том числе подписание от имени департамента договора аренды, но не полномочия на принятие соответствующих решений по распоряжению земельными участками. Доказательства принятия департаментом решения о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка отсутствуют. Полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в Кущевском районе, администрация района была наделена после вступления в силу Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" (далее - Закон от 10.10.2006 N 1101-КЗ). Договор аренды заключен 14.09.2007 после вступления в силу данного Закона, однако, в период наличия у администрации района полномочий по распоряжению спорным земельным участком, последняя сообщение о наличии свободного земельного участка в средствах массовой информации не публиковала, в связи с чем не была соблюдена обязательная публичная процедура предоставления земельного участка. Публикация в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) осуществлена департаментом и в указанный период администрация района не обладала полномочиями на принятие решения о предоставлении земельного участка. Таким образом, постановление администрации района от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении земельного участка в аренду обществу, на основании которого заключен договор аренды, принято с нарушением действовавшего на тот момент законодательства и является недействительным, а договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 - ничтожным. Отсутствие правовых оснований для владения спорным земельным участком лишает заявителя права на приобретение его в собственность.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, сообщение, опубликованное департаментом в краевой газете "Кубанские новости" (19.09.2016) о предстоящей передаче в аренду спорного земельного участка, отвечало установленным требованиям. При обращении общества в администрацию района, заявитель использовал информацию, полученную из публикации, согласно которой заявления следует подавать в муниципальное образование Кущевский район. Повторная публикация, на необходимость которой указывают суды, от администрации района не требовалась. Договор аренды от 24.09.2007 N 8817000238 соответствует закону. На протяжении срока действия договора аренды департамент не заявлял о его недействительности.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель департамента возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 11.10.2004 зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 927 084 кв. м с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, расположенный по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ.
24 сентября 2007 года общество и Управление муниципальным имуществом администрации района заключили договор N 8817000238 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 92,71 га с кадастровым номером 23:17:0804007:0005, расположенного по адресу: Кущевский район, Шкуринский сельский округ, для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (до 24.09.2017). Договор зарегистрирован в установленном порядке.
27 декабря 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:17:0804007:0005 за плату в порядке пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В письме от 15.02.2017 N 52-4351/17-32-20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги, указав, что договор аренды земельного участка от 24.09.2007 N 8817000238 является недействительной (ничтожной) сделкой.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участка в собственность не соответствуют закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что на момент публикации департаментом сообщения о предоставлении земельного участка (19.09.2006) и подачи обществом заявления о его предоставлении (27.09.2006) полномочиями по распоряжению спорным земельным участком обладал департамент, который свои полномочия на совершение отдельных юридических действий, в том числе подписание от имени департамента договора аренды, но не полномочия на принятие соответствующих решений по распоряжению земельными участками, передал администрации района по договору поручения от 28.03.2006. Доказательства принятия департаментом решения о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка отсутствуют. Полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в Кущевском районе, администрация района была наделена после вступления в силу Закон от 10.10.2006 N 1101-КЗ. Вместе с тем, договор аренды заключен 14.09.2007 после вступления в силу данного Закона, однако, в период наличия у администрации района полномочий по распоряжению спорным земельным участком, последний сообщение о наличии свободного земельного участка в средствах массовой информации не публиковал, в связи с чем не была соблюдена обязательная публичная процедура предоставления земельного участка. Публикация в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) осуществлена департаментом и в указанный период администрация района не обладала полномочиями на принятие решения о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем судебные акты приняты без учета следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 нданной статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
На основании пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса (в редакции, действующей в спорный период) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Такой способ предоставления обеспечивает публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Судами установлено, что представитель собственника земельного участка - департамент опубликовал в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:5. В публикации указано, что граждане и юридические лица, изъявившие желание приобрести земельный участок в аренду, обращаются в адрес департамента с заявлением о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, по установленной форме, за исключением участков, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, с которыми заключено соглашение по оперативному управлению и распоряжению земельными участками из фонда перераспределения земель Краснодарского края. В таком случае заявление необходимо направлять в соответствующий орган местного самоуправления (ст. Кущевская, пер. им. Москвича, 67).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ полномочия по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края были переданы органам местного самоуправления.
Согласно статье 11 Закона от 10.10.2006 N 1101-КЗ он вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2007 года.
Законом от 10.10.2006 N 1101-КЗ установлен перечень муниципальных образований, в том числе Кущевский район, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края.
Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в Кущевском районе, администрация района была наделена после вступления в силу Закона от 10.10.2006 N 1101-КЗ.
Как видно из материалов дела, постановление от 14.09.2007 N 1209 о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка вынесено администрацией района в соответствии с Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ, Законом от 10.10.2006 N 1101-КЗ и пунктами 3.1 и 3.2 постановления главы администрации района от 25.06.2007 N 745 на основании единственной заявки, поданной обществом после публикации департаментом в краевой газете "Кубанские новости" от 19.09.2006 N 142 (3869) сообщения о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе участка с кадастровым номером 23:17:0804007:5 (т. 1, л. д. 54).
В свою очередь договор N 8817000238 аренды указанного земельного участка заключен Управлением муниципальным имуществом администрации района и обществом 27.09.2017, то есть в период действия Закона от 10.10.2006 N 1101-КЗ, предоставляющего муниципальному образованию право на принятие решение по предоставлению земельного участка и заключения договора аренды. При этом вопреки выводам судов повторного выполнения администрацией района обязанности по предварительному и заблаговременному опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, не требовалось, поскольку данная обязанность реализована департаментом. При этом названная публикация содержала все необходимые сведения и соответствовала требованиям статьи 34 Земельного кодекса и пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Таким образом, довод департамента о том, что оспариваемый отказ является законным ввиду ничтожности договора аренды от 27.09.2017, несостоятелен, поскольку он заключен с соблюдением публичной процедуры лицом, обладавшим соответствующими полномочиями. Доказательства наличия иных лиц, претендующих на данный земельный участок, департамент в нарушение статей 9 и 65 Кодекса в материалы дела не представил.
Неправильное применение норм материального права влечет отмену решения и апелляционного постановления (части 1 и 2 статьи 288 Кодекса). В то же время дело необходимо направить на новое рассмотрение в силу следующего.
Как следует из представленного ГУК Краснодарского края "Куьаньземконтроль" в материалы дела сообщения от 19.01.2017 N 141/17-03-20, а также акта обследования земельного участка от 17.01.2017 N 4, на земельном участке с кадастровым номером размещаются подземный подводящий газопровод высокого давления к пос. Заводскому АО "Кущевскаярайгаз", подземный водопровод В6 администрации района, а также курган (т. 1, л. д. 85 - 88). Названные доказательства суды не исследовали, вопрос о наличии ограничений в обороте земельного участка не обсудили.
При таких обстоятельствах решение от 08.02.2018 и апелляционное постановление от 07.06.2018 не может быть признано законным, основанным на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, а при их недостаточности предложить представить дополнительные доказательства, на основании их оценки в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса установить все имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства, определить правовые последствия нахождения в границах спорного земельного участка объекта археологического наследия (кургана), объектов газопровода и водопровода, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Согласно пункту 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 по делу N А32-17476/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.