г. Краснодар |
|
04 октября 2018 г. |
Дело N А63-16985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) - Поляковой Т.В. (доверенность от 20.03.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305) - Зиенко Д.В. (доверенность от 20.11.2017), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Южному военному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2018 (судья Ващенко А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-16985/2017, установил следующее.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Главное управление жилищным фондом" (далее - общество) о взыскании 1 898 920 рублей 74 копеек задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 22.06.2017 N 02-06-26-02-15 с 01.04.2017 по 30.06.2017 и 57 917 рублей 04 копеек неустойки с 16.07.2017 по 30.09.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее - РТК СК).
Решением от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2018, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в спорный период учреждение не имело установленный тариф на холодное водоснабжение и водоотведение, а при осуществлении расчетов стоимости оказанных услуг применяло тариф предыдущей организации - АО "ГУ ЖКХ". Таким образом, с учетом отсутствия обоснованного расчета задолженности и установленного в спорный период тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение истец не доказал стоимость оказанных услуг.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что при расчете использованы тарифы, установленные для предыдущей организации (АО "ГУ ЖКХ"), которые ниже тех, что были утверждены для учреждения с 01.07.2016. Кроме того, отсутствие тарифа на холодное водоснабжение не лишает истца права требовать возмещение расходов, понесенных при оказании услуг.
В отзыве на жалобу ответчик указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.06.2017 ООО "ГУЖФ" (исполнитель) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (организация ВКХ, ресурсоснабжающая организация) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 02-06-26-02-15, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать через присоединенную водопроводную сеть исполнителю холодную питьевую воду установленного качества и в объеме в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, а исполнитель - соблюдать режимы потребления воды и оплачивать принятую воду.
В силу пункта 3.1 договора стоимость поставленной холодной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством. Тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение вводятся в действие со дня вступления в силу решений органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.01.2018 по делу N А63-13151/2017 урегулированы разногласия, возникшие у сторон при заключении договора от 22.06.2017 N 02-06-26-02-15, в том числе вышеуказанный пункт.
Во исполнение обязательств по договору ресурсоснабжающая организация оказала исполнителю услуги в период с 01.04.2017 по 30.06.2017. Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг составляет 1 898 920 рублей 74 копейки, что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг и счетами-фактурами.
Истец направил ответчику претензию от 18.08.2017 N 370/О/5/6-828 с требованием оплатить задолженность. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суды, отказывая в иске, руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По смыслу части 7 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). Частью 10 статьи 31 Закона N 416-ФЗ установлено, что перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
Пунктом 3.1 договора установлено, что оплата коммунальных услуг осуществляется исполнителем по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - Правила регулирования тарифов, Основы ценообразования) регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом N 416-ФЗ, указанным документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.
Пунктом 13 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных правилами.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что тариф на холодное водоснабжение и водоотведение для учреждения установлен органом регулирования только с 01.07.2017. Таким образом, в спорный период организация ВКХ не имела установленный тариф на холодное водоснабжение и водоотведение, а при осуществлении расчетов стоимости оказанных услуг применяла тариф предыдущей организации - АО "ГУ ЖКХ".
В пункте 1 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 07.07.2014 N СЗ-7270/5 "По вопросу применения тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в порядке правопреемства" указано, что в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.
Переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организацией-правопреемником при соблюдении указанных в пункте 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения условий применяются тарифы, установленные для организации-предшественника, с момента приобретения в полном объеме прав и обязанностей регулируемой организации.
В иных случаях применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем водоснабжения и (или) водоотведения, не представляется возможным.
Из писем от 07.03.2017 N 157/249 и 22.02.2017 N 370/ЖЭК/1/1/35 следует, что учреждению переданы функции АО "ГУ ЖКХ", при этом истец не является правопреемником АО "ГУ ЖКХ".
РТК СК в отзыве на иск также указало, что применение в расчетах с обществом тарифов, установленных для АО "ГУ ЖКХ", невозможно, поскольку сведения о приобретении учреждением прав и обязанностей последнего в порядке универсального правопреемства отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о необоснованном применении истцом в отношениях с ответчиком тарифов на холодное водоснабжение, установленных для АО "ГУ ЖКХ".
Вместе с тем суды не учли следующее.
Факт оказания истцом ответчику услуг в спорный период подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и никем не оспаривается.
Действительно, в силу совокупности положений статьи 426, пункта 4 статьи 539, статьи 548, пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Закона N 416-ФЗ, пунктов 4, 17, 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правил регулирования тарифов, Основ ценообразования, стоимость спорных услуг рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и, как следствие, в отсутствие утвержденного тарифа на коммунальный ресурс, начисление населению стоимости коммунальных услуг не является допустимым.
Однако из пояснений истца следует, что тарифы, установленные для предыдущей организации (АО "ГУ ЖКХ"), ниже тех, что были утверждены для учреждения с 01.07.2016 на основании поданного в орган тарифного регулирования заявления.
Требования к составу затрат предусмотрены Основами ценообразования, их включение обусловлено не только представлением регулируемой организацией определенных нормативными актами документов, но и проверкой обоснованности фактических значений расходов (цен) с использованием источников информации, предусмотренных законодательством.
Отсутствие в спорный период времени тарифа, утвержденного уполномоченным органом конкретно в отношении истца, в рассматриваемом случае не могло быть квалифицировано как отсутствие тарифа вовсе, препятствующее начислению стоимости коммунальных услуг и освобождающее потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса, что в противном случае влечет на стороне последнего неосновательное обогащение.
Примененный истцом в спорный период тариф, установленный для предыдущей ресурсоснабжающей организации, в данном случае может быть расценен как применение цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные товары, работы, услуги.
При новом рассмотрении судам необходимо установить, осуществлял ли истец деятельность по поставке коммунального ресурса и оказанию коммунальных услуг в спорный период на тех же объектах и на том же имуществе, что и ранее АО "ГУ ЖКХ", и в зависимости от установленного принять решение.
Поскольку суды не исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения названных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А63-16985/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.