В соответствии с требованиями части 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия за 2022 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Отделу контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере образования (Челеева М.М.) разместить Доклад о правоприменительной практике на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня 2023 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Мацакову Э.М., заместителя министра.
Министр образования и науки |
Б.Б. Ангирова |
Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 19.05.2023 N 815
Доклад
о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия за 2022 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Введение
Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) за 2022 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение требований статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.
Доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики Министерства по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 года и основан на реализации положений:
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования;
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования".
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю (надзору), в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Министерство о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;
разъяснения, полученные Министерством от органов прокуратуры и иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий;
результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
- соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
- соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется Министерством в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) в сфере образования со стороны Министерства, на начало отчетного периода составило 369 объектов, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - 14.
Обобщение правоприменительной практики в форме доклада проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
I. Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований законодательства Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерством осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) стимулировании добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного надзора;
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного надзора.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722, на официальном сайте Министерства размещен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации 21.09.2021.
Решения о проведении контрольных надзорных мероприятий готовятся Министерством в соответствии с формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", в которой указывается предмет проверки с учетом видов реализуемых контролируемым лицом образовательных программ, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В 2022 году в соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенного сопоставления к категории высокого риска не отнесено ни одного объекта контроля, к категории среднего риска отнесено 6 объектов контроля, остальные объекты контроля отнесены к категории низкого риска (приказ Министерства от 15.09.2022 N 1434).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных и выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проведение Министерством профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Фактов поступления в Министерство жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну не зафиксировано.
II. Краткие сведения о проведенных мероприятиях по контролю и принятых мерах реагирования
В 2022 году Министерством было проведено 2 плановых выездных проверки юридических лиц и 1 плановая проверка органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные (надзорные) мероприятия после 10.03.2022 не осуществлялись.
Вышеуказанные проверки юридических лиц были проведены в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - общеобразовательная организация). Выявлено 52 нарушения обязательных требований законодательства об образовании.
Кроме того, в период проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, должностными лицами Министерства осуществлены контрольные выходы в пункты проведения экзаменов, составлено 26 протоколов в отношении лиц, нарушивших требования Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512.
Административные протоколы были составлены по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ (умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации), в том числе:
25 протоколов составлены в основной период, 1 протокол - в досрочный период проведения государственной итоговой аттестации;
18 протоколов составлено в отношении выпускников текущего года, 3 протокола - в отношении выпускников прошлых лет, 5 протоколов - в отношении привлекаемых лиц.
Материалы дел об административных правонарушениях направлены на рассмотрение в судебные органы и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В отношении лиц, допустивших нарушения обязательных требований, судебными органами и муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав приняты постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа и объявления устного замечания.
Общая сумма наложенных административных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Министерством, за 2022 год составила 57 000 рублей.
В 2022 году Министерством осуществлялось проведение таких мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, как
наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") в Министерство образования и науки Республики Калмыкия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
наблюдение за соблюдением обязательных требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По итогам проведенной работы Министерством объявлены предостережения руководителям 10 образовательных организаций дополнительного образования.
Сведения
о принятых за 2022 год мерах реагирования по фактам выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора)
N п/п |
Показатели |
Количество |
1. |
Общее количество возбужденных дел об административных правонарушениях |
26 |
2. |
Количество нарушений, выявленных в ходе проведения контроля соблюдения установленного Порядка проведения ГИА |
26 |
3. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам ГИА |
26 |
4. |
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях |
26 |
5. |
Количество дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых назначено административное наказание |
26 |
6. |
Доля назначенных наказаний от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях |
100% |
III. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Министерством в 2022 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства об образовании:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ):
части 1 статьи 28, части 1 статьи 30 - принимаются локальные нормативные акты не в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
части 3 статьи 30 - при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, не учитывается мнение Совета обучающихся образовательной организации или их представителей;
части 2 статьи 30 - не принимаются локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
части 2 статьи 45 - не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
части 6 статьи 45 - не принимается локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
части 2 статьи 49 - аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится с нарушениями сроков.
2. Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования":
пунктов 17, 31 - не соблюдаются сроки издания распорядительного акта о приеме на обучение ребенка после приема заявления о приеме на обучение;
пункта 24 - форма заявления родителей (законных представителей) о приеме в образовательную организацию не соответствует требованиям законодательства об образовании;
пункта 29 - факт приема заявления о приеме на обучение и перечень документов, представленных родителем(ями) (законным(ыми) представителем(ями) ребенка или поступающим, не регистрируются в журнале приема заявлений о приеме на обучение в общеобразовательную организацию, после регистрации заявления о приеме на обучение и перечня документов, представленных родителем(ями) (законным(ыми) представителем(ями) ребенка или поступающим, родителю(ям) (законному(ым) представителю(ям) ребенка или поступающему не выдается документ, заверенный подписью должностного лица общеобразовательной организации, ответственного за прием заявлений о приеме на обучение и документов, содержащий индивидуальный номер заявления о приеме на обучение и перечень представленных при приеме на обучение документов.
3. Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.04.2014 N 276:
пункта 9 - нарушены сроки ознакомления педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации;
пункта 12 - нарушены сроки ознакомления педагогических работников с представлением.
4. Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825:
пункта 5 - не в полном объеме внесены сведения о документах о квалификации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
5. Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831:
пункта 3 - на сайте образовательной организации отсутствует обязательная информация (либо информация представлена на сайте не в полном объеме).
6. Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309:
пункта 7 - не составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
7. Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 N 546:
пункты 18, 19 - не соблюдается порядок заполнения Книг регистрации выданных аттестатов об основном общем и среднем общем образовании при выдаче аттестатов и приложений к аттестатам.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Министерством были проведены 8 обязательных профилактических визитов в целях информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В целях недопущения и устранения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2022 году Министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Республики Калмыкия на 2022 год, утвержденной приказом от 10.12.2021 N 1637:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проведение консультаций, личных приемов представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий;
информирование подконтрольных субъектов;
проведение мониторинга действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования по направлениям деятельности Министерства и доведение до сведения подконтрольных субъектов;
выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
IV. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности - это жизнь и здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, сохранность животных, растений, окружающей среды и объектов культурного наследия, оборона страны и безопасность государства, а также иные охраняемые законом ценности.
В 2022 году должностными лицами Министерства в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены факты, которые могут привести к причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- непредоставление права обучающимся и их родителям (законным представителям) на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном уставом и локальными нормативными актами;
- непредоставление права обучающимся, их родителям (законным представителям), работникам образовательной организации права на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
Источниками и факторами риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
ошибки при организации управленческой деятельности и распределении должностных обязанностей между членами администрации и работниками образовательной организации;
низкий уровень знания руководящими и педагогическими работниками норм законодательства об образовании, неправильное их толкование и применение.
V. Заключительные положения
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований после получения предостережения. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность проведения профилактического мероприятия в виде объявления предостережения. Предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
В целях недопущения и устранения нарушений обязательных требований в сфере образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предлагается:
принять меры по приведению локальных нормативных актов в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования;
усилить контроль за оформлением образовательных отношений с обучающимися, а также строго соблюдать и исполнять обязанности, отнесенные к компетенции образовательной организации при приеме на обучение;
обеспечить соблюдение нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих порядок реализации соответствующих образовательных программ, осуществление образовательной деятельности, оформление и выдачу аттестатов и дипломов, внесение сведений о выданных документах в ФИС ФРДО;
провести анализ официальных сайтов образовательных организаций на предмет соответствия установленным требованиям к структуре и содержанию;
обеспечить наличие необходимого материально-технического обеспечения образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо соблюдать нормативные правовые акты в сфере образования, выполнять предписания, предостережения и иные решения должностных лиц Министерства, разрабатывать и осуществлять меры правового самоконтроля.
Министр образования и науки |
Б.Б. Ангирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 19 мая 2023 г. N 815 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике Министерства образования и науки Республики Калмыкия за 2022 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Вступает в силу с 19 мая 2023 г.
Опубликование:
-