г. Краснодар |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А63-23175/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635071150, ОГРН 1032600964758), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) и третьего лица - администрации города Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2018 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-23175/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ управления Росреестра от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277;
- обязать управление Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 общей площадью 1176 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7.
Требования мотивированы следующим. В 1992 году государственное предприятие "Красный металлист" приватизировано на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 в акционерное общество "Красный металлист", которое приобрело (выкупило) долю в уставном капитале, принадлежащую государству. За АО "Красный металлист" закреплялись на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:022405:18 и 26:12:022404:51, из последнего в дальнейшем был образован участок с кадастровым номером 26:12:022404:525. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость (далее - ЕГРН) в отношении образованного земельного участка государственная регистрация не проводилась. Объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия "Красный металлист" принадлежали на праве собственности Российской Федерации. Земельные участки, занятые ранее приватизированным из федеральной собственности имуществом, являются собственностью Российской Федерации в силу статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Поэтому отказ управления Росреестра от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 в государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок не соответствует действующему законодательству и нарушает права (интересы) Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды при разрешении спора учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2017 по делу N А63-3470/2017. В рамках названного дела территориальному управлению в иске к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1176 кв. м с кадастровым номером 26:12:022404:525. Судами при разрешении данного спора установлено, что АО "Красный металлист", выкупившему на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 долю, принадлежащую государству в уставном капитале, выдано свидетельство от 23.07.1992 N 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие. В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО "Красный металлист", указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7. На основании постановления администрации от 02.09.1998 N 3098 для вспомогательной территории станкостроительного завода в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Красный металлист" предоставлен земельный участок площадью 31 513 кв. м по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, которому выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:51 поставлен на кадастровый учет на основании свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 площадью 1176 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7, образованный из участка с кадастровым номером 26:12:022404:51, поставлен на временный кадастровый учет 24.12.2013. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН; выписка от 20.02.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-3575) на земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:022404:155 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:161 (склад), 26:12:022404:171 (склады), 26:12:022404:176 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:178 (склады). Указанные объекты находятся в собственности Федотова Игоря Вячеславовича, что подтверждается выписками из ЕГРН от 20.02.2018 NN 26-0-1-54/4006/2018-3574, 26-0-1-54/4006/2018-3572, 26-0-1-54/4006/2018-3573, 26-0-1-54/4006/2018-3570, 26-0-1-54/4006/2018-3567. Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 и участок с кадастровым номером 26:12:022404:51 в ЕГРН отсутствуют. Доказательства обратного лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлены. Территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525. В сообщении от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности, указав, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о возникновении права собственности Российской Федерации на земельный участок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307. Кроме того, в ЕГРН отсутствуют сведения о принадлежности названного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, федеральным учреждениям и предприятиям. При этом расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:525 объекты недвижимости принадлежат физическому лицу, с которым администрацией заключен договор от 24.08.2017 N 6603 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:022404:525. Договор аренды заключен в связи с обращением Федотова И.В. как собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, на основании статей 22, 39.1, 39.6, 39.7, 39.8, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Территориальное управление, ссылаясь на незаконность отказа управления Росреестра, не соответствующего нормам действующего законодательства и нарушающим права (интересы) Российской Федерации, оспорило его в арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 1, 14, 18, 21, 27, 55 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), нормами Законов N 101-ФЗ и N 137-ФЗ. Суды признали недоказанными заявителем основания для отнесения спорного земельного участка к землям, на которые у Российской Федерации в силу закона (при разграничении) возникло право собственности. Поэтому оснований для признания незаконным сообщения управления Росреестра от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 об отказе в совершении регистрационного действия и обязания его осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 не имеется.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса государственного предприятия "Красный металлист" находились в собственности Российской Федерации. Государственная собственность на земельные участки, занятые названными объектами и необходимые для их использования, в силу закона разграничена в пользу федерального собственника. Отсутствие земельного участка в перечне участков, государственная собственность на которые разграничивается в пользу Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации, не влечет возникновение права собственности на этот участок у субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При таких обстоятельствах, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебные инстанции при разрешении данного спора учли обстоятельства, ранее установленные судами по делу N А63-3470/2017, в рамках которого территориальному управлению отказано в удовлетворении иска о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1176 кв. м с кадастровым номером 26:12:022404:525, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7. Судами по названному делу установлено, что АО "Красный металлист", выкупившему на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 N 590 долю, принадлежащую государству в уставном капитале, выдано свидетельство от 23.07.1992 N 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие. В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО "Красный металлист", указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7. На основании постановления администрации от 02.09.1998 N 3098 для вспомогательной территории станкостроительного завода в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "Красный металлист" предоставлен земельный участок площадью 31 513 кв. м по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 7, которому выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1999 N 17. На основании свидетельства от 19.03.1999 N 17 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:51, из которого образован земельный участок площадью 1176 кв. м с кадастровым номером 26:12:022404:525, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 7, поставленный на кадастровый учет 24.12.2013. По сведениям ЕГРН (выписка от 20.02.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-3575) на данном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 26:12:022404:155 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:161 (склад), 26:12:022404:171 (склады), 26:12:022404:176 (производственное нежилое здание), 26:12:022404:178 (склады). Указанные объекты недвижимости находятся в собственности Федотова Игоря Вячеславовича, что подтверждается выписками из ЕГРН от 20.02.2018 NN 26-0-1-54/4006/2018-3574, 26-0-1-54/4006/2018-3572, 26-0-1-54/4006/2018-3573, 26-0-1-54/4006/2018-3570, 26-0-1-54/4006/2018-3567. Сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 (исходный участок с кадастровым номером 26:12:022404:51) в ЕГРН отсутствуют.
Территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525.
В сообщении от 03.11.2017 N 26/054/001/2017-10277 управление Росреестра отказало в совершении регистрационного действия, указав, что на государственную регистрацию не представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении права собственности Российской Федерации на земельный участок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307. Кроме того, в ЕГРН отсутствуют сведения о принадлежности данного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, федеральным учреждениям и предприятиям. При этом расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022404:525 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:022404:155, 26:12:022404:161, 26:12:022404:171, 26:12:022404:176, 26:12:022404:178 находятся в частной собственности (принадлежат физическому лицу).
Полагая, что отказ управления Росреестра не соответствует нормам действующего законодательства, а также нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Управление Росреестра отказало территориальному управлению в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 в связи с непредставлением надлежащих документов, подтверждающих право федеральной собственности на данный участок.
В статье 56 Закона N 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. В заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (часть 1). Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2).
В настоящее время действует Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307.
К заявлению о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в регистрирующий орган предоставляются: правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти) - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 1); правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 2).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что территориальным управлением не представлены надлежащие документы, подтверждающие возникновение права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525. Судебные инстанции, проанализировав правовые нормы, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, исходили из того, что на момент введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ спорный (исходный) земельный участок не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ. В границах спорного земельного участка отсутствуют объекты (здания, строения, сооружения), находящиеся в федеральной собственности, он занят исключительно частным (находящимся в собственности физического лица) недвижимым имуществом. Поэтому судебные инстанции признали недоказанными территориальным управлением обстоятельства, свидетельствующие о разграничении государственной собственности на спорный земельный участок в пользу Российской Федерации в силу закона. Учтены судами при разрешении спора и обстоятельства, установленные судебными инстанциями (судебные выводы) по делу N А63-3470/2017, которым территориальному управлению отказано в иске о признании права федеральной собственности на земельный участок кадастровым номером 26:12:022404:525.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии отказа управления Росреестра в осуществлении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525 положениям Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы о доказанности территориальным управлением оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 26:12:022404:525 к собственности Российской Федерации в силу закона окружным судом отклоняется. Нормы права, а также обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы, были проверены (проанализированы) и отвергнуты (не приняты) судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа управления Росреестра.
По правилам части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Правомерно учтены судами и результаты разрешения спора по делу N А63-3470/2017, в рамках которого территориальному управлению отказано в иске к администрации о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022404:525. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 по делу N А63-23175/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.