г. Краснодар |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А32-42653/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" (ИНН 2361007343, ОГРН 11112361001609) - Латышева А.В. (доверенность от 14.09.2018), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Исаева М.Р. (доверенность от 21.03.2018), Таракановской Н.С. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Восход", публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", администрации муниципального образования Щербиновский район, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А32-42653/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными отказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 21.08.2017, 21.09.2017 в заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:36:0801002:1, общей площадью 1113,8318 га, местоположение: участок расположен в 10 километрах по направлению на северо-запад относительно ориентира: станица Новощербиновская, Щербиновский район, Краснодарский край, СПК (колхоз) им. Димитрова, участок N 33, расположенного за пределами участка; возложении на департамент обязанности в течение месяца с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду данного земельного участка, подготовить и направить в его адрес проект договора аренды.
Решением от 01.12.2017 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным отказа департамента от 21.08.2017, возложения на данный орган обязанности принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0801002:1, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды земли. Судебный акт мотивирован тем, что общество как сельскохозяйственная организация имеет статус участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Правомерность требований общества в порядке пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) подтверждена материалами дела. Решение департамента от 21.08.2017 незаконно, нарушает права заявителя, так как действие обеспечительных мер, являющихся основанием отказа, прекратилось 30.03.2017 (за несколько месяцев до обращения с заявлением об аренде земли). Департамент 26.07.2017, получив заявление общества, обнаружив наличие обременения (ограничения), препятствующего предоставлению земельного участка заявителю, не предпринял своевременных мер по снятию. Относительно второго отказа департамента (от 21.09.2017) суд первой инстанции указал, что он не должен был состояться ввиду необоснованности первого (от 21.08.2017). В тридцатидневный срок с момента поступления первого заявления иные претенденты отсутствовали (заявка ООО "Восход" имела место по истечении данного срока от первичного обращения заявителя).
Определением от 25.04.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции ввиду выявленных процессуальных нарушений. Этим же судебным актом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Кубаньэнерго" (т. 2, л. д. 157 - 163).
Постановлением апелляционного суда от 27.06.2018 решение от 01.12.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что общество является участником программы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" (далее - постановление N 944), которое предоставляет ему право на получение земель сельскохозяйственного назначения в льготном порядке. Вне зависимости от мотивов оспариваемых отказов, приведенных краевым собственником, оснований для удовлетворения заявления не имелось. Окончание действия мер по обеспечению иска связано не только с моментом вступления решения в законную силу, но и с соответствующим отражением этого в резолютивной части судебного акта либо отдельном определении по данному вопросу. Указание на совершение процессуальных действий в судебных актах по делу N А32-12585/2016 отсутствовало, общество могло обратиться в суд с ходатайством об отмене обеспечительных мер. На момент принятия департаментом решения по результатам повторного обращения заявителя имелось заявление второго претендента на спорный участок - ООО "Восход".
В кассационной жалобе общество просит апелляционное постановление от 27.06.2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, указывая, что 24.07.2018 обратилось за разъяснением в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство), которое сообщило, что право на получение земельного участка в льготном порядке имеет крестьянское (фермерское) хозяйство или юридическое лицо, "участвующее" в государственной программе. Понятие "участник государственной программы" подразумевает под собой государственный орган, для которого должен разрабатываться и утверждаться конкретный паспорт государственной программы, определяться подпрограмма и основные мероприятия. Общество является "участвующим" в государственной программе и подпадает под категорию льготников на получение земельного участка, минуя процедуру торгов. Для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц министерство и администрацию Краснодарского края - разработчиков и координаторов государственной программы. Податель жалобы также отмечает, что принятые по делу N А32-12585/2016 обеспечительные меры не могли влиять на оборотоспособность земельного участка, основание отказа департамента, изложенное в сообщении от 21.08.2017, необоснованно. Опубликование информации о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности является правом, а не обязанностью уполномоченного органа.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции от 27.06.2018, отмечая, со ссылкой на письмо министерства от 28.02.2018 N 206-03-02-1745/18, что в 2017 году общество не являлось получателем мер государственной поддержки в соответствии с постановлением N 944, не является данное лицо участником программ государственной поддержки и в 2018 году, поэтому не может претендовать на предоставление земли в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Действия общества направлены на обход законодательно установленной публичной процедуры. Обеспечительные меры в рамках дела N А32-12585/2016 приняты по заявлению общества (отменены 22.08.2017). Признание незаконным отказа от 21.08.2017 не восстановит права заявителя.
ПАО "Кубаньэнерго" в отзыве просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, жалобу общества - без удовлетворения, заявив ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представители спорящих сторон пояснили доводы кассационной жалобы и отзыва. Третьи лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 26.07.2017 общество, руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды сроком на 5 лет в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:36:0801002:1, общей площадью 1113,8318 га, местоположение: участок расположен в 10 километрах по направлению на северо-запад относительно ориентира: станица Новощербиновская, Щербиновский район, Краснодарский край, СПК (колхоз) им. Димитрова, участок N 33, расположенного за пределами участка (т. 1, л. д. 17 - 20).
21 августа 2017 года департамент письмом N 52-28237/2017-32-20 в оказании государственной услуги отказал, мотивируя наличием обременения (ограничения) права в виде запрета на совершение регистрационных действий по распоряжению спорным земельным участком (т. 1, л. д. 44).
24 августа 2017 года (после отмены обеспечения) общество повторно обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по приведенным основаниям.
21 сентября 2017 года департамент письмом N 52-33357/17-32-20 отказал обществу в оказании государственной услуги по мотиву поступления еще одного заявления и необходимости предоставления участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса - через процедуру публичных торгов (т. 1, л. д. 45, 46).
Считая решения департамента об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка незаконными, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Часть 1 статьи 198 Кодекса предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом N 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7).
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением N 944 утверждена государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Согласно письму министерства от 28.02.2018 N 206-03-02-1745/18 в 2017 году общество не являлось участником и получателем мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с постановлением N 944, следовательно, как верно указал апелляционный суд, данное лицо в 2017 году не могло претендовать на предоставление земельного участка в льготном порядке (в соответствии с положениями пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 дополнена пунктом 8 Закона N 101-ФЗ, который закрепляет, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В то же время возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Материалы дела свидетельствуют, что после повторного обращения общества (24.08.2017) в департамент поступило заявление ООО "Восход" от 21.09.2017 о предоставлении в аренду посредством торгов спорного земельного участка (т. 1, л. д. 72).
Более того, на момент первого (26.07.2017) и последующего (24.08.2018) обращений общества основания для предоставления в аренду спорного участка (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ) отсутствовали, ввиду чего необходимая совокупность условий (статья 198 Кодекса), для удовлетворения заявления не доказана.
Таким образом, отказы департамента, выраженные в письмах от 21.08.2017, 21.09.2017, в заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:36:0801002:1, общей площадью 1113,8318 га, надлежит признать не нарушающими права и законные интересы общества.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в апелляционном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А32-42653/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.