г. Краснодар |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А32-3418/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Соколовского сельского поселения Гулькевичского района (ИНН 2329019746, ОГРН 1052316364077), ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570), третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", извещённых о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2018 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Новик В.Л., Баранова Ю.И., Шапкин П.В.) по делу N А32-3418/2018, установил следующее.
Администрации Соколовского сельского поселения Гулькевичского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на нежилые помещения площадью 94,1 кв. м, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Советская, дом N 2 (N 1 кабинет - 28,4 кв. м; N 2 архив - 2,7 кв. м; N 3 кабинет - 10,9 кв. м; N 4 кабинет - 11,6 кв. м; N 5 кабинет - 6,3 кв. м; N 9 коридор - 21,5 кв. м; N 11 кабинет - 12,7 кв. м (далее - нежилые помещения);
- внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН);
- признать право муниципальной собственности на нежилые помещения;
- оставить право собственности на нежилые помещения N 6 - 10, которые занимает филиал ФГУП "Почта России" (уточненные требования).
Решением суда от 26.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2018, требования удовлетворены частично. Суды признали право муниципальной собственности на нежилые помещения N 1 - 5 и 9, расположенные в административном здании площадью 152,90 кв. м с кадастровым номером 23:06:1102022:127, по адресу: Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Советская, дом N 2 и отсутствующим права федеральной собственности на указанные помещения. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, администрация не доказала факт законного владения нежилыми помещениями, суды не учли, что истцом заявлены взаимоисключающие требования, на регистрацию права федеральной собственности управлением представлен полный пакет документов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением главы администрации Гулькевичский район от 11.11.1992 N 771 администрации предоставлен земельный участок площадью 0,36 га, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как указано в перечне муниципальной собственности по Гулькевичскому району от 01.06.1999, здание администрации, расположенное по адресу: Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Советская, дом N 2, является муниципальной собственностью Гулькевичский район.
В 2006 году во исполнение Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1097-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Гулькевичский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Гулькевичский район, в состав которого они входят" по акту передачи от 10.11.2006 муниципальное образование Гулькевичский район передало вновь образованному Соколовскому сельскому поселению Гулькевичского района в собственность муниципальное имущество согласно утвержденному перечню, в том числе, здание администрации, расположенное по адресу: Гулькевичский район, с. Соколовское, ул. Советская, дом N 2.
Согласно данным технического паспорта спорный объект построен в 1969, состоит из 1 этажа, общая площадь здания 152,90 кв. м.
Спорное здание значится в реестре муниципальной собственности администрации, согласно выписке из реестра муниципальной собственности Соколовского сельского поселения Гулькевичского района от 30.12.2014 N 1457.
В здании расположен филиал ФГУП "Почта России" на основании договора аренды от 01.09.2010 N Д/1499, площадь арендуемых помещений 52 кв. м.
Администрации стало известно, что на здание администрации зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на здание зарегистрировано с 26.12.2014 на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
Полагая безосновательной регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные нежилые помещения, администрация обратилась с иском в суд.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку судебные акты в части отказа в удовлетворении требований администрации не обжалуются, в указанной части они судом кассационной инстанции не проверяются.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Приложением N 3 к постановлению N 3020-1 утвержден перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов.
Из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в период разграничения государственной и муниципальной собственности нежилые помещения N 1 - 5 и 9 занимала администрация, суды пришли к верному выводу о том, что право собственности на указанные помещения должно быть признано за муниципальным образованием Соколовское сельское поселение Гулькевичского района и правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2016 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.
Поскольку право федеральной собственности на помещения N 1 - 5 и 9 зарегистрировано без законных оснований и признано право муниципальной собственности, суд первой инстанции, верно указал в резолютивной части решения на отсутствие права ответчика на названные помещения.
Управление не представило доказательств, позволяющих отнести спорные объекты к объектам, являющимся исключительно федеральной собственность, и применить приложение N 1 постановления N 3020-1. Регистрация права государственной собственности Российской Федерации на спорные объекты проведена на основании выписки из реестра федерального имущества. Какие-либо иные документы подтверждающие возникновение права федеральной собственности, в том числе при разграничении государственной собственности на основании постановления N 3020-1, не представлены. Суды также отметили, что спорные объекты недвижимого имущества на момент разграничения государственной собственности находились в ведении местного органа самоуправления, то есть названные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А32-3418/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.
...
Управление не представило доказательств, позволяющих отнести спорные объекты к объектам, являющимся исключительно федеральной собственность, и применить приложение N 1 постановления N 3020-1. Регистрация права государственной собственности Российской Федерации на спорные объекты проведена на основании выписки из реестра федерального имущества. Какие-либо иные документы подтверждающие возникновение права федеральной собственности, в том числе при разграничении государственной собственности на основании постановления N 3020-1, не представлены. Суды также отметили, что спорные объекты недвижимого имущества на момент разграничения государственной собственности находились в ведении местного органа самоуправления, то есть названные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2018 г. N Ф08-8715/18 по делу N А32-3418/2018