г. Краснодар |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А53-6141/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Губенко М.И.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Армавирская межрайонная аптечная база" (ИНН 2372015339, ОГРН 1162372050015) - Исаакова С.П. (доверенность от 07.12.2017), от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Хомяковой Ж.А. (доверенность от 02.08.2018), рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2018 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-6141/2018, установил следующее.
ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление) о признании незаконными действий по наложению 17.01.2018 ареста на товары общества, проведенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Тоннельная, 24, и оформленные протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24, обязании управления устранить допущенные нарушения прав и интересов общества путем снятия ареста, наложенного протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24.
Решением суда от 11.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2018, заявленные требований удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконными действия управления по наложению 17.01.2018 ареста на товары общества, проведенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Тоннельная, 24, и оформленные протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества путем снятия ареста, наложенного протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24. С управления в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что производимая обществом продукция не является фармацевтической субстанцией в значении пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), соответственно, реализация данного лекарственного препарата не попадает под действие Закона N 171-ФЗ, а регулируется специальными правовыми нормами, установленными Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.04.218 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что с 01.01.2017 производители спиртосодержащих лекарственных средств обязаны использовать при их изготовлении только фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол), включенную в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), на них распространяются требования Закона N 171-ФЗ. Общество закупает спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. В качестве действующего вещества при производстве лекарственных препаратов выступает фармацевтическая субстанция спирт этиловый, общество неизбежно осуществляет стадию производства фармацевтической субстанции (этанола), сведения об объеме производства и оборота которой, в силу статьи 8 Закона N 171-ФЗ производители фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) обязаны фиксировать в ЕГАИС с 01.01.2017. Подача деклараций о производстве спирта этилового по фармакопейным статьям подтверждает факт производства обществом фармацевтической субстанции этилового спирта (этанола) для производства лекарственных препаратов. Позиция общества о том, что оно не является производителем фармацевтической субстанции, а сразу производит лекарственные препараты, противоречит пункту 4 статьи 45 Закона N 61-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в ходе административного расследования по делу, возбужденному 16.01.2018 в отношении общества по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), управление 17.01.2018 по месту осуществления обществом лицензированной деятельности: г. Армавир, ул. Тоннельная, 24 наложило арест на товары общества (этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70 % и 95 %, объемом 15 723,544 дал, в полиэтиленовых канистрах в количестве 256 647 единиц), находившиеся по указанному адресу, о чем составило протокол ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24.
Арестованная протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24 продукция оставлена на ответственное хранение генеральному директору общества Семенову П.К.
Не согласившись с действиями управления по наложению ареста, оформленного протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24, общество обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
При этом учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ (пункт 2 статьи 14 Закона 171-ФЗ).
Из взаимосвязанных положений статьи 14 Закона N 171, Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, пунктов 4 - 7, 15, 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, следует, что несоблюдение требований данных норм (в части учета оборота алкогольной продукции) означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса, в соответствии с которой установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе арест товаров, транспортных средств и иных вещей (пункт 8 части 1 статьи 27.1 Кодекса).
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест (часть 1 статьи 27.14. Кодекса).
Судебные инстанции, признавая незаконными действия управления по наложению ареста на лекарственные препараты, выпускаемые обществом (ограничение введения их в оборот), правомерно указали, что по смыслу приведенных положений действующего законодательства применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если ее применение осуществлялось хотя и в рамках установленных законом полномочий соответствующего должностного лица, но в нарушение принципов разумности и соразмерности при отсутствии достаточных фактических оснований либо не соответствовало целям, на достижение которых могут быть направлены такие меры, а сама мера не являлась необходимой в данных условиях.
Материалами дела подтверждается, что арест готовой продукции произведен сотрудниками управления в рамках административного расследования по возбужденному в отношении общества делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса.
Судом кассационной инстанции установлено, что Ворошиловским районным судом г. Ростова-на-Дону рассматривалось заявление управления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса.
Поводом для обращения управления в арбитражный суд с данным заявлением послужили результаты вышеуказанного административного расследования.
Постановлением Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 13.06.2018, оставленным без изменения решением Ростовского областного суда от 13.08.2018 по делу N 7.1-810/2018, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса. При этом в указанных судебных актах сделан вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку производимая обществом продукция является лекарственным препаратом, и не отнесена к фармацевтической субстанции и, соответственно, реализация данного лекарственного препарата не попадает под действие Закона N 171-ФЗ, а регулируется специальными правовыми нормами, установленными Законом N 61-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171 установлено, что действие данного Закона не распространяется на обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в ГРЛС, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
В силу положении статьи 4 Закона N 61-ФЗ под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
При этом лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
ГРЛС содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов (пункт 1 статьи 33 Закона N 61-ФЗ).
При производстве лекарственных средств используются фармацевтические субстанции, включенные в ГРЛС (статья 34 Закона N 61-ФЗ). Следовательно, из буквального толкования приведенных положений закона N 61-ФЗ следует, что фармацевтическая субстанция является составляющим звеном лекарственного препарата.
Общество на основании лицензии от 31.10.2017 N 00306-ЛС, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, осуществляет производство лекарственных средств.
В материалы дела представлены регистрационные удостоверения лекарственных препаратов для медицинского применения, выданные обществу Министерством здравоохранения Российской Федерации на продукцию: Р N 002413/01 - торговое наименование - этанол, лекарственная форма - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм, дозировка - 95%, форма выпуска - флакон 100 мл х 1 (пачка картонная), канистра 10.0/21. Л (для производственных отделов аптек) и N ЛП-000763 - торговое наименование - медицинский антисептический раствор, этанол, дозировка - 70%, бутылка/флакон 100 мл х 1 (пачка картонная).
Перечисленные лекарственные препараты внесены в ГРЛС.
Доводы жалобы о том, что общество неизбежно осуществляет стадию производства фармацевтической субстанции (этанола), проверен судами и отклонен со ссылкой на письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр экспертизы средств медицинского применения от 22.02.2018 N 2873 о том, что производство лекарственных препаратов общества осуществляется из спирта этилового ректификованного из пищевого сырья; общество не осуществляет производство фармацевтической субстанции спирт этиловый.
При этом пунктом 4.1 статьи 45 Закона N 61-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности, перечень лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, а также требования к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения, требования к объему тары лекарственных препаратов для ветеринарного применения определяются соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела регистрационным удостоверениям N ОП-000763 и Р N 002413/01 к лекарственным препаратам, производимым обществом, установлены требования к таре выпускаемой продукции.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что производимая обществом продукция является лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией в значении пункта 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, соответственно, деятельность общества регулируется не Законом N 171-ФЗ, а специальными правовыми нормами - Законом N 61-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу и окончанием кассационного производства приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2018 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу, принятое определением от 11.09.2018 подлежит отмене в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А53-6141/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А53-6141/2018 в части снятия с товара ареста, наложенного протоколом ареста товаров и иных вещей от 17.01.2018 N 07-10-18/24, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.