Решение Свердловского областного суда от 7 июня 2023 г. N 3а-304/2023
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства N 3а-304/2023;
по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Свердловской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
Указом Губернатора Свердловской области от 19.10.2001 N 787-УГ "О мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области", опубликованным в "Областной газете" от 02.11.2001 N 219, создан в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области природный парк областного значения "Река Чусовая" (далее - Природный парк) с выделением в его составе зоны особой охраны рыбных ресурсов в местах нагула и нереста рыб.
Постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" постановлено организовать особо охраняемую природную территорию областного значения Природный парк площадью 104394,666 га. на территории, расположенной в границах муниципальных образований город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, Шалинский городской округ и городской округ Староуткинск.
В отношении Природного парка указанным выше Постановлением утверждено Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Постановление Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" опубликовано в изданиях "Областная газета", N 157, 23.06.2004 (опубликован без приложений), "Собрание законодательства Свердловской области", 10.09.2004, N 6-2, ст. 874.
Правительством Свердловской области 21.10.2021 принято Постановление N 698-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" (далее - Постановление N 698-ПП, нормативный правовой акт).
Постановление N 698-ПП опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 22.10.2021.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим с момента принятия Постановление N 698-ПП в части:
- пункта 1;
- подпункты 2, 3, 4, 5 пункта 3 в части слов "слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "поселки Висимо-Уткинск и Ёква, села Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка;
В обоснование административного иска указано, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта произведено изменение площади, границ, а также режима особой охраны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) Природного парка без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что является нарушением пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон N 33-ФЗ).
В судебном заседании Прокурор доводы административного иска поддержал.
Представители Правительства Свердловской области Григорьев В.В. (административный ответчик) и Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьев С.В. (заинтересованное лицо) просили отказать в удовлетворении административного иска.
Сослались на то, что изменение границ Природного парка осуществлено в пределах полномочий Правительства Свердловской области и в установленном порядке.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан согласовывать с Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды РФ) только решения о создании ООПТ регионального значения и об изменении режима их охраны.
Поскольку проектом Постановления N 698-ПП режим охраны Природного парка не изменялся; а изменения коснулись только границы и площади Природного парка в связи с исключением из его территории земельных участков, согласования в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ, с Минприроды РФ не требовалось.
Представители Администрации г. Нижний Тагил, ГБУ СО "Природный парк "Река Чусовая" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые нормативные положения, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2);
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2);
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2);
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2);
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
В силу части 9 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Обращение Заместителя прокурора Свердловской области в суд с административным иском в интересах Российской Федерации соответствует части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, вправе принимать нормативные правовые акты, правила введения нормативных правовых актов в действие, суд установил следующее.
На федеральном уровне правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом N 33-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации ООПТ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1); положения этой статьи распространяются в числе прочих субъектов Российской Федерации на области (часть 2).
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).
В силу статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в числе прочего принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 того же Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 и пунктом 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ природные парки, составляющие одну из категорий ООПТ, могут иметь региональное значение; ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В Свердловской области отношения в сфере организации, функционирования (в том числе охраны, использования, изменения границ) и упразднения ООПТ областного значения регулируются Законом Свердловской области от 21.11.2005 N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" (далее - Закон N 105-ОЗ).
Согласно статье 12 Закона N 105-ОЗ природные парки создаются решением Правительства Свердловской области; в решении Правительства Свердловской области о создании природного парка должны быть указаны наименование, место расположения и площадь территории природного парка, и предусмотрено утверждение положения о природном парке.
В силу статьи 9 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04.11. 1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" оно является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Правительство Свердловской области принимает свои решения в форме постановлений или распоряжений на заседаниях (статья 22 Областного закона от 04.11. 1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Принятию оспариваемого нормативного акта предшествовало проведение общественных обсуждений по проекту "Материалы обоснования внесения изменений в Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", по результатам которых составлен протокол.
В материалы административного дела приложены: Заключение по итогам проведения общественных обсуждений; Технико-экономическое обоснование изменения границ ООПТ Природного парка, содержащее вывод об исключении ряда участков населенных пунктов; Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования изменения границ ООПТ Природного парка, содержащее вывод о необходимости (возможности) изменения границы Природного парка путем исключения из его состава участков населенных пунктов общей площадью 956,106 га, в результате чего общая площадь Природного парка составит 83603,894 га; Пояснительная записка к проекту Постановления "Об изменении границ особо охраняемой природной областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Оценив представленные в дело доказательства, суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт, принят в пределах полномочий Правительства Свердловской области, на заседании Правительства Свердловской области 21.10.2021 при наличии кворума в надлежащей форме; в установленном порядке нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 22.10.2021
Однако порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушен.
Особенности правового положения природных парков установлены статьей 20 Закона N 33-ФЗ, а статьей 21 установлен режим особой охраны их территорий.
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
Пунктом 6 ст. 21 Закона N 33-ФЗ установлено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Аналогичное положение содержится и в пункте 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".
Согласно статье 2 Закона N 105-ОЗ, ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; природные парки - ООПТ областного значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
В силу статьи 6 Закона N 105-ОЗ к полномочиям Правительства Свердловской области отнесено принятие решений об изменении режима, границ, об упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 3-2 Закона N 105-ОЗ Правительство области в соответствии с федеральным законом согласовывает принимаемые им решения о создании особо охраняемых природных территорий областного значения, об изменении режима их особой охраны с:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности государства, если предполагается, что в - границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды является Минприроды РФ в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства РФ от 11.11.2015 N 1219.
Заместитель Прокурора Свердловской области оспаривает отдельные положения Постановления N 698-ПП, которым изменены границы ООПТ Природного парка и внесены изменения в Положение об ООПТ Природного парка.
В частности оспариваются:
Пункт 1 "Изменить границы особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" путем уменьшения общей площади на 956,106 гектара на территории города Нижний Тагил";
- подпункт 1 пункта 2 "в пункте 1 число "104394,666" заменить числом "103438,56";
- подпункт 2 пункта 3 "Внести в Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП, следующие изменения:
2) главу 1 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: "5-1. Мероприятия по сохранению, восстановлению, учету, использованию, регулированию численности охотничьих ресурсов, оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства, организации охоты и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории Парка, за исключением охотничьих хозяйств "Харенское", "Серебрянское", "Черноисточинское", "Нижнетагильское" и "Демидовское", осуществляются Учреждением в соответствии с Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".";
- подпунктом 3 пункта 3 "пункт 6 дополнить подпунктом 11 следующего содержания: "11) проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов.";
- подпунктом 4 пункта 3 "в пункте 7 число "104394,666" заменить числом "103438,56", число "81062,666" - числом "80106,56";
- подпункт 5 пункта 3 "в пункте 10 слова ",утвержденных в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации" исключить, слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "поселки Висимо-Уткинск и Ёква, села Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка";
- подпункт 6 пункта 3 "пункт 14 дополнить абзацем седьмым следующего содержания: "зона любительской и спортивной охоты.";
- подпункт 7 пункта 3 "в части второй пункта 18 слова "муниципальных образованиях город Нижний Тагил: село Сулем, деревня Усть-Утка, деревня Баронская, поселок Еква, поселок Висимо-Уткинск, и Горноуральский городской округ: деревня Харенки," заменить словами "Горноуральском городском округе: деревня Харёнки и";
Подпункт 8 пункта 3 "дополнить пунктом 18-2 следующего содержания:
"18-2. Зона любительской и спортивной охоты.
К зоне любительской и спортивной охоты относятся:
1) Чусовской и Висимский участки:
Нижне-Тагильское лесничество:
Усть-Уткинское участковое лесничество, Усть-Уткинский участок - кварталы 85 - 87, 99, 100, 123 - 126, 136, 137, 139 - 143, 154, 155, 166 - 172, 180 - 190, 196 - 199, 204, 205, 209, 212, 218 - 220;
Висимское участковое лесничество, Висимо-Уткинский участок - кварталы 64, 70, 76, 82 - 85;
Висимское участковое лесничество, Висимский участок - кварталы 2, 3 - 15, 16 - 18 (часть), 23 (часть);
Висимское участковое лесничество, урочище ООО "Усть-Утка" - кварталы 2, 3, 10 - 13, 18, 19, 21 - 26, 28, 29, 31, 32, 36 - 39, 46, 49, 53 - 59, 61, 64;
Висимское участковое лесничество, урочище ГЗЗ "Висимский" - кварталы 17, 22, 23 (часть), 28 (часть);
Шалинское лесничество:
Илимское участковое лесничество, Илимский участок - кварталы 26, 33, 34, 42, 47, 53, 54, 57, 67, 72, 83 - 85, 93 - 95, 103, 104, 113, 115, 116, 124, 126, 133;
Староуткинское участковое лесничество, Староуткинский участок - кварталы 85, 96, 97, 100, 109, 110, 121 (выделы 13 - 15), 122 - 125, 136 (выделы 24 - 27, 29 - 31, 34 - 51), 137, 148 (выделы 2 - 4, 7 - 9, 15, 16, 18 - 23), 149 - 151, 162 (выделы 5 - 11, 14 - 16, 18, 23 - 25), 163 (выделы 1 - 23, 25 - 28), 164, 178 (выделы 3 - 8), 179, 233;
Восточное участковое лесничество, урочище СКП "Новая жизнь" - кварталы 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 13 - 17, 22 - 26, 33, 39 (нелесной участок), 40, 46 - 48, 58 - 60, 64, 65, 68;
Восточное участковое лесничество, урочище подсобного хозяйства "Староуткинское" - кварталы 5 - 23, 26 - 29;
2) охотничьи хозяйства "Харенское", "Серебрянское", "Черноисточинское", "Нижнетагильское" и "Демидовское", расположенные на территории Парка в пределах границ правоустанавливающих документов охотничьего угодья и иной территории, являющейся средой обитания охотничьих ресурсов:
Нижне-Тагильское лесничество:
Усть-Уткинское участковое лесничество, Усть-Уткинский участок - кварталы 64 - 66, 76 - 78, 88, 89, 101 - 104, 110 - 117, 127 - 133, 144 - 151, 156 - 161, 173, 174, 191, 200, 201;
Висимское участковое лесничество, Сулемский участок - кварталы 1, 30, 31, 46, 47, 72;
Висимское участковое лесничество, Висимо-Уткинский участок - кварталы 98 - 100, 106;
Висимское участковое лесничество, Висимский участок - кварталы 16 - 18 (часть), 19, 22, 23 (часть), 24, 27 - 30, 33 - 37, 39 - 42, 44 - 50;
Висимское участковое лесничество, урочище ООО "Усть-Утка" - кварталы 4 - 6, 14 - 17, 20, 33 - 35, 40, 41, 47, 48, 50 - 52;
Висимское участковое лесничество, урочище ГЗЗ "Висимский" - кварталы 14 - 16, 18 - 20, 21 (выдел 25), 23 (часть), 24, 27, 28 (часть), 29, 30;
Красноуральское участковое лесничество, Красноуральский участок - кварталы 38 - 40, 49 - 52, 83, 96, 104;
Серебрянское участковое лесничество, Чусовской участок - кварталы 1 - 3, 8, 13 - 18, 27 - 66, 116, 124;
Серебрянское участковое лесничество, ГЗЗ "Чусовской" - кварталы 1, 3, 13, 14, 16 - 21, 29 - 33, 39 - 60;
Шалинское лесничество:
Илимское участковое лесничество, Илимский участок - кварталы 1 - 13, 16 - 18, 21 - 23, 27, 30, 35, 55, 56.";
- подпункт 11 пункта 3 "главу 5 дополнить пунктом 22-1 следующего содержания: "22-1. Основными видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Парка, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", являются: 1) деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0); 2) благоустройство территории (код 12.0.2). Вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Парка, являются: 1) природно-познавательный туризм (код 5.2); 2) историко-культурная деятельность (код 9.3); 3) резервные леса (код 10.4).".
Представитель Правительства Свердловской области Григорьев В.В. не согласен с заявленными требованиями, пояснив, что изменение границ и площади ООПТ Природного парка связано с исключением из его территории земельных участков, что само по себе не изменяет режима охраны ООПТ Природного парка, устанавливающей ограничения и запреты хозяйственной или иной деятельности на ООПТ.
Разделение территории Природного парка на зоны по режиму использования и охраны природных ресурсов, не относится к режиму особой охраны, а их изменение (в настоящем случае дополнение новой зоной) не влечет за собой изменение режима особой охраны.
Таким образом, при изменении границы Природного парка путем исключения из его состава земельных участков, меняется правовой режим земельных участков ввиду того, что на них перестает распространяться режим особой охраны.
При этом говорить о том, что изменился сам режим особой охраны неверно, поскольку изменилась только территория, на которую он распространяется, а не те ограничения и запреты хозяйственной или иной деятельности.
Соглашаясь с возражениями административного ответчика, представитель заинтересованного лица Ананьев С. В. дополнительно пояснил, что любое изменение границ ООПТ и исключение из территории Природного парка земельных участков не меняет существующий режим особой охраны ООПТ Природный парк.
Суд не может согласиться с суждениями административного ответчика и заинтересованного лица на основании следующего.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) установлено, что ООПТ и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закон N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 года.
Судом установлено, что Природный парк был образован на основании постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", то есть до 30 декабря 2013 года.
Как следует из структуры Положения об ООПТ областного значения Природного парка, последнее включает в себя 7 глав.
Оспариваемые Заместителем прокурора Свердловской области положения Постановления N 698-ПП внесли изменения в следующие главы постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП: глава 1 "Общие положения", глава 2 "Задачи парка", глава 3 "Территория и границы парка, глава 4 "Зонирование территории парка", глава 5 "Режим особой охраны парка".
Из представленных в материалы дела доказательств, в частности, протокола проведения общественных обсуждений по внесению изменений в Положение об ООПТ Природного парка, а также из устных пояснений представителя ГБУ СО "Природный парк "Река Чусовая" следует, что инициатива по исключению ряда земельных участков населенных пунктов общей площадью 945 га из границ Природного парка исходила от администраций муниципальных образований, располагающихся в границах Природного парка, к должностным лицам, которых обращалось население с просьбой вывести из границ территории Природного парка земельные участки, на которых находятся строения, и которые жители спорных территорий не могут приватизировать.
Согласно выводам Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования изменения границ ООПТ Природного парка, предлагаемые изменения в границы, зонирование Природного парка и установленный режим природопользования на территории Природного Парка, направлено на повышение привлекательности Парка как рекреационной и экологически защищенной территории, а также развития Парка в направлении экологического познавательного туризма с учетом нужд местного населения, и сложившейся хозяйственной деятельности.
Судом установлено, что внесенными в Постановление Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП изменениями, Постановлением N 698-ПП была изменена площадь Природного парка. В связи с изменением общей площади, произошло уменьшение Природного парка с 104394,666 га до 103438,56 га.
Соответственно, уменьшение площади Природного парка, повлекло изменение границы Природного парка, что повлияло на изменение зонирования территории Природного парка, путем добавления новой зоны, приведшего к изменению режима особой охраны Природного парка.
Таким образом, суд считает доказанным представленными в административное дело доказательствами, что изменение площади и границы Природного парка, привело к утрате этой территории особой охраны и изменило режим ее особой охраны.
Между тем, реализация правовых механизмов, закрепленных федеральным законодателем по согласованию с уполномоченным федеральным органом изменений режима особой охраны, направлена на сохранение объектов общенационального достояния.
Однако, не согласовывая проект оспариваемого Постановления N 698-ПП с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Правительство Свердловской области нарушило установленную федеральным законодателем процедуру, что в итоге привело к фактическому снятию запретов и ограничений с территории, исключенной из состава Природного парка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска; оспариваемые положения Постановления N 698-ПП подлежат - признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия:
подпункт 5 пункта 3 в части слов "слова "село Верхняя Ослянка, деревни Заречная и Нижняя Ослянка" заменить словами "поселки Висимо-Уткинск и Ёква, села Верхняя Ослянка и Сулём, деревни Баронская, Заречная, Нижняя Ослянка и Усть-Утка;
подпункты 6, 7, 8, 11 пункта 3;
Постановления Правительства Свердловской области от 21.10.2021 N 698-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в "Областной газете".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 7 июня 2023 г. N 3а-304/2023 (ключевые темы: природные парки - особо охраняемые природные территории - изменение границ - охранная зона - административное судопроизводство)
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 22 ноября 2023 г.
"Областная газета" от 22 ноября 2023 г. N 264 (9779)