Решение Свердловского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-317/2023
Свердловский областной суд в составе:
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи,
с участие прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство N 3а-317/2023 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
решением Думы муниципальное образование Алапаевское от 28 июля 2022 года N 124 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Алапаевское" (далее - Решение N 124) утвержден генеральный план МО Алапаевское" (далее - Генеральный план) в составе материалов, согласно приложения, включающего в себя тестовые материалы и графические материалы проекта.
Решение N 124 опубликовано в газете "Алапаевская искра" N 31 от 04 августа 2022 года, а также размещено на официальном сайте муниципальное образование Алапаевское.
На момент рассмотрения дела в суде изменения в нормативный правовой акт не вносились.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - административный истец, Департамент) обратился с административным иском, уточнив который, просил признать не действующими:
- подп. 60 таблицы 2.3.2 "Сведения о сохраняемых и изменяемых границах населенных пунктов МО Алапаевское" пункта 2.3 Тома 1 "Проект "Генеральный план муниципального образования Алапаевское". Положение о территориальном планировании";
- Карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
- Карту границ населенного пункта. Карта функциональных зон. Карта планируемых объектов местного значения п. Самоцвет.
Решения N 124 применительно к территории поселка Самоцвет в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда: части выделов 13, 16, 17 квартала 89, части выделов 2, 6, 15-17 квартала 94 Коптеловского участка Коптеловского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым Решением N 124 лесные участки части - выделы 13, 16, 17 квартала 89, части выделов 2, 6, 15-17 квартала 94 Коптеловского участка Коптеловского участкового лесничества Алапаевского лесничества включены в границы п. Самоцвет с нарушением процедуры предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку согласования проекта Генерального плана с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза, не было.
Таким образом, в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) было изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Представитель административного истца Перевозчикова Е.О. в судебном заседании доводы административного иска, письменных объяснений и дополнений поддержала, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Думы муниципального образования Алапаевское (далее - административный ответчик) Левочкин А.В. в судебном заседании возражал против административного искового заявления по доводам письменных возражений.
Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом в пределах компетенции и с соблюдением установленной законом процедурой его принятия, по проекту Генерального плана получено положительное заключение Правительства Свердловской области.
В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей ( / / ) 8 ( / / ) 8 (кадастровый инженер ООО "С-Проект") и ( / / ) 9 (главный инженер ООО "С-Проект"), которые после предупреждения их об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации пояснили, что принимали участие в разработке Генерального плана МО Алапаевское. Целью разработки действующего Генерального плана МО Алапаевское было объединение всех Генеральных планов населенных пунктов МО Алапаевское в единую редакцию с разработкой цифровой векторной модели. Применительно к п. Самоцвет МО Алапаевское было принято решение взять за основу действующую границу, но в южной части были добавлены садовые земельные участки, которые были включены в границы населенного пункта. Лесной участок, на котором находятся спорные кварталы и выделы имел декларированную площадь, то есть границы этого участка нормативно не были определены. Со стороны разработчиков Генерального плана была запрошена информация в Росреестре Свердловской области на спорную территорию, по результатам которого была получена информация о границах территорий земель, переданных в ведение Самоцветного сельского совета в 1993 году. При сравнении конфигурации границ ранее принятого Генерального плана и полученной информации - граница совпадала. При согласовании Генерального границы МО Алапаевское в отношении п. Самоцвет от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области замечаний не поступило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, пояснения свидетелей ( / / ) 4 и ( / / ) 5, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 ГрК РФ).
Содержание генерального плана, порядок его подготовки и утверждения предусмотрены статьями 9, 23, 24 ГрК РФ.
Подготовка генерального плана предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана; обязательное согласование проекта, в случаях, предусмотренных статьей 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статьи 24 ГрК РФ).
Дума МО Алапаевское в силу пунктов 1 и 2 статьи 22 Устава муниципального образования Алапаевское является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
К полномочиям Думы также относится утверждение генерального плана (пункт 26 части 1 статьи 5 Устава).
Дума муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается его опубликование в газете "Алапаевская искра".
В состав территории муниципального образования Алапаевское входит поселок Самоцвет (статья 2 Устава).
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, подлежат опубликованию и размещению на официальном сайте городского округа в сети "Интернет" (статья 47 Федерального закона N 131-ФЗ, часть 3 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что на основании постановления главы муниципального образования Алапаевское N 347 от 27 апреля 2020 года орган местного самоуправления приступил к подготовке проекта единой редакции Генерального плана муниципальное образование Алапаевское.
Проведение общественных обсуждений по проекту Генерального плана назначено постановлением главы муниципального образования Алапаевское N 8 от 10 июня 2022 года.
Постановление опубликовано в газете "Алапаевская искра" N 24 от 16 июня 2022 года.
Общественные обсуждения состоялись 01 июля 2022 года, по результатам которых оформлен протокол и заключение.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана опубликовано в газете "Алапаевская искра" N 27 от 07 июля 2022 года.
Проект Генерального плана направлен в Думу муниципального образования Алапаевское 06 июля 2022 года для принятия решения об его утверждении.
Решение N 124 принято административным ответчиком в правомочном составе; подписано председателем Думы и Главой муниципального образования Алапаевское.
Указанное Решение опубликовано в газете "Алапаевская искра" N 31 от 04 августа 2022 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования Алапаевское.
Таким образом, оспариваемый нормативный муниципальный правовой акт принят уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме и официально опубликован.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверяя соблюдение процедуры согласования проекта Генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, когда предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).
Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, в части 8 которой предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Из представленного в материалы административного дела заключения судом установлено, что по результатам выполненного Уральским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения материалов лесоустройства с границами населенного пункта п. Самоцвет подтверждается включение в границы п. Самоцвет МО Алапаевское земельного участка, расположенного на землях лесного фонда Коптеловского участкового лесничества Алапаевского лесничества в указанных в административном иске кварталах и выделах.
Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненными Уральским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" картами-схемами пересечения границ земельных участков иной категории с землями лесного фонда.
Из представленного в материалы административного дела свидетельства о государственной регистрации права от 31 октября 2003 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 октября 2003 внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым (условным) номером 66:01:0000000:16, категория - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - ведение лесного хозяйства, местоположение: Свердловская область, р-н Алапаевский.
Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и таксационное описание лесных участков, включены в государственный лесной реестр.
При этом отсутствие в спариваемой текстовой части Генерального плана МО Алапаевское сведений о включении в границы населенного пункта п. Самоцвет лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергается доказательствами, представленными Департаментом.
В период подготовки Генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривается направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Согласно пункту 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О федеральном агентстве лесного хозяйства", Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет, в том числе, рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, отраслевым федеральным органом, осуществляющим рассмотрение генеральных планов поселений с подготовкой заключений, является Рослесхоз.
Представленные документы подтверждают, что проект Генерального плана МО Алапаевское не согласован с Рослесхозом в порядке статьи 25 ГрК РФ, однако был внесен на рассмотрение административного и утвержден решением N 124.
Доводы административного ответчика о том, что граница п. Самоцвет совпадает с границей земель, находящихся в ведении Самоцветного сельского совета народных депутатов Алапаевского района 1993 года, и сведений о границах Коптеловского участкового лесничества в Едином государственном реестре недвижимости не содержалось, не могут быть приняты судом во внимание.
Лесные участки, включенные оспариваемым Решением N 124 в границы п. Самоцвет муниципального образования Алапаевское, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства, и как уже было отмечено судом выше в силу закона являются федеральной собственностью.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно действующим на момент рассмотрения данного административного дела положениям статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого, участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Принимая во внимание, что имеется документальное подтверждение наложения границ земель населенного пункта п. Самоцвет на границы находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что при подготовке проекта Генерального плана МО Алапаевское нарушена процедура предусмотренная статьей 25 ГрК РФ согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части включения в границы населенного пункта участков, расположенных на землях лесного фонда.
Установленные обстоятельства свидетельствует о наличии безусловных и достаточных оснований для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта в указанной части, поскольку они привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшего на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем, суд находит заявленные административным истцом требования обоснованными.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом того, что нормативный правовой акт в оспариваемый части до вынесения настоящего решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан и юридических лиц, суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.
Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- подп. 60 таблицы 2.3.2 "Сведения о сохраняемых и изменяемых границах населенных пунктов МО Алапаевское" пункта 2.3 Тома 1 "Проект "Генеральный план муниципального образования Алапаевское". Положение о территориальном планировании",
- Карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа,
- Карту границ населенного пункта. Карта функциональных зон. Карта планируемых объектов местного значения п. Самоцвет
Решения Думы муниципального образования Алапаевское от 28 июля 2022 года N 124 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Алапаевское" применительно к территории поселка Самоцвет в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда: части выделов 13, 16, 17 квартала 89, части выделов 2, 6, 15-17 квартала 94 Коптеловского участка Коптеловского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликованию в газете "Алапаевская искра".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2023 года.
Судья |
Полевщикова С.Н |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 21 июня 2023 г. N 3а-317/2023
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)