Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 12 июля 2023 года информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко о мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко о мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.Ю. Орловой.
3. Поддержать внесение в установленном порядке в Государственную Думу и обеспечить приоритетное рассмотрение Государственной Думой:
1) законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", направленных на сокращение сроков оказания отдельных государственных услуг по лицензированию видов деятельности и упрощение взаимодействия заявителей и лицензирующих органов;
2) законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", направленных на введение обязательного профилактического визита, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий исключительно в отношении объектов контроля, сведения о которых внесены в единый реестр видов контроля, проведение обязательных профилактических визитов в отношении отдельных групп контролируемых лиц, определение юридической силы данных в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в целях отказа от необходимости оформления решений в письменной форме;
3) законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на введение системы досудебного обжалования в сфере разрешительной деятельности.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) поддержать расширение практики проведения обязательных профилактических визитов вместо плановых проверок на новые группы объектов контроля;
2) поддержать продление до 1 января 2026 года моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий на территориях новых субъектов Российской Федерации;
3) обеспечить применение упрощенного (уведомительного) порядка лицензирования видов деятельности на территориях новых субъектов Российской Федерации;
4) обеспечить увеличение доли внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований;
5) обеспечить дальнейшее совершенствование системы досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
6) осуществлять дальнейшее развитие системы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и замещение контрольных (надзорных) мероприятий профилактическими мероприятиями;
7) проанализировать и подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, направленные на исключение полномочий полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях, если полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наделены контрольные (надзорные) органы;
8) проработать вопросы использования критериев добросовестности в рамках систем управления рисками при планировании контрольных (надзорных) мероприятий в целях отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба);
9) продолжить внедрение цифровых решений в деятельность контрольных (надзорных) органов (личный кабинет контролируемого лица в рамках единого портала государственных и муниципальных услуг, единый реестр видов контроля, типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности);
10) проработать возможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в удаленном режиме с использованием мобильного приложения;
11) обеспечить приоритетное принятие индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении отдельных видов продукции (алкогольная продукция, табачная продукция, никотинсодержащая продукция);
12) представить предложения по совершенствованию регионального контроля (надзора) за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, а также государственного контроля за соблюдением обязательных требований к розничной продаже никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
13) проработать вопрос о совершенствовании нормативных механизмов, исключающих привлечение к административной ответственности бюджетных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования и их руководителей в случаях, если нарушение обязательных требований вызвано отсутствием финансирования либо если руководителями указанных учреждений вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на выполнение учреждениями уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись (часть 4 статьи 24 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
14) провести анализ практики осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного пожарного надзора в сфере детского и молодежного туризма (детские и молодежные кемпинги, палаточные лагеря, туристские тропы, экспедиционная деятельность, походная деятельность) с последующей выработкой предложений по устранению необоснованных обязательных требований и ограничений;
15) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации проработать вопрос о применении риск-ориентированного подхода при организации проверок работодателей, трудоустраивающих молодежь от 14 до 18 лет;
16) проработать вопрос о совершенствовании антимонопольного законодательства в отношении организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, в целях внедрения системы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и расширения практики проведения обязательных профилактических мероприятий;
17) направить в Государственную Думу предложения по снижению административной нагрузки на бизнес в сферах лицензирования и разрешительной деятельности.
5. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Государственной Думы по контролю.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
25 июля 2023 г.
N 4708-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 июля 2023 г. N 4708-8 ГД "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко о мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации"
Вступает в силу с 25 июля 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2023 г. N 31 (часть III) ст. 6017