Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел VI
Социально-экономические условия рождения и воспитания детей в Тверской области
28. Информация о доступности услуг, предоставляемых дошкольными образовательными организациями Тверской области, осуществляющими присмотр и уход за детьми, представлена данными таблицы 22 Программы:
Таблица 22
Наименование показателя |
2016/17 учебный год |
2017/18 учебный год |
2018/19 учебный год |
2019/20 учебный год |
2020/21 учебный год |
2021/22 учебный год |
2022/23 учебный год |
Количество дошкольных образовательных организаций Тверской области, осуществляющих присмотр и уход за детьми (далее - ДОО) |
450 |
435 |
433 |
423 |
420 |
419 |
417 |
Численность детей в ДОО и дежурных группах |
63 266 |
63 024 |
64 911 |
60 139 |
59 251 |
57 589 |
56 256 |
Численность детей, не обеспеченных местом в ДОО |
1 739 |
1 287 |
1 699 |
1 618 |
1 286 |
679 |
0 |
Численность детей, поставленных на учет в ДОО |
21 399 |
21 015 |
20 410 |
17 195 |
13 453 |
12 301 |
11 236 |
Количество детей дошкольного возраста, посещающих ДОО, в 2022 - 2023 учебном году снизилось на 7 010 человек (11%) с 63 266 человек до 56 256 человек по сравнению с 2016 - 2017 учебным годом. В г. Тверь за аналогичный период наблюдается рост числа детей дошкольного возраста на 1 097 (4,96%) с 22 092 в 2016/17 учебном году до 23 189 человек в 2022/23 учебном году.
В 2016/17 учебном году в 278 ДОО были организованы ясельные группы, которые посещали 10 464 человек, в 2022/23 учебном году 8 544 ребенка посещали 273 ДОО с организованными ясельными группами.
В г. Тверь возросло количество ДОО с организованными ясельными группами с 35 ДОО в 2016/17 учебном году до 46 ДОО в 2022/23 учебном году.
29. Информация о доступности услуг, оказываемых группами продленного дня в ДОО представлена следующими данными таблицы 23 Программы:
Таблица 23
Наименование показателей |
2017/18 учебный год |
2019/20 учебный год |
2020/21 учебный год |
2021/22 учебный год |
2022/23 учебный год |
Количество ДОО, имеющих группы продленного дня, (ед.) |
289 |
285 |
284 |
255 |
253 |
Количество обучающихся в ДОО, посещающих группы продленного дня, (чел.) |
16 932 |
16 398 |
15 864 |
13 718 |
13 351 |
Доля обучающихся в ДОО, посещающих группы продленного дня (%) |
13,0 |
12,4 |
12,0 |
10,0 |
9,8 |
Количество обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Тверской области в 2022/23 учебном году по сравнению с 2017/18 учебным годом возросло на 5,1% с 130 174 человек до 136 852 человек. Наибольшие показатели по количественному приросту обучающихся в г. Тверь с 43 852 (2017/18 учебный год) до 52 417 (2022/23 учебный год), увеличение на 19,5%.
30. Доля детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Тверской области и посещающих группы продленного дня представлена в таблице 24 Программы:
Таблица 24
Наименование муниципалитета |
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
2021-2022 учебный год |
2022-2023 учебный год |
г. Тверь |
6,6 |
5,9 |
5,2 |
3,8 |
3,7 |
2,9 |
г. Кимры |
29,7 |
30,0 |
31,1 |
26,2 |
28,4 |
26,7 |
г. Ржев |
16,6 |
14,9 |
15,5 |
14,0 |
15,0 |
14,7 |
г. Торжок |
13,9 |
14,5 |
13,2 |
12,7 |
13,5 |
13,8 |
Андреапольский муниципальный округ |
44,9 |
45,5 |
44,2 |
44,2 |
40,6 |
40,3 |
Бежецкий муниципальный округ |
26,6 |
25,8 |
24,0 |
26,9 |
26,9 |
25,5 |
Бельский муниципальный округ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Бологовский муниципальный округ |
7,5 |
7,9 |
6,2 |
4,7 |
5,1 |
5,6 |
Весьегонский муниципальный округ |
17,3 |
11,5 |
11,5 |
6,8 |
5,0 |
4,9 |
Вышневолоцкий городской округ |
6,6 |
5,7 |
6,4 |
7,0 |
5,4 |
5,3 |
Жарковский муниципальный округ |
21,8 |
21,1 |
26,1 |
13,6 |
13,9 |
18,4 |
Западнодвинский муниципальный округ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Зубцовский муниципальный округ |
20,6 |
15,0 |
22,4 |
22,3 |
21,1 |
20,6 |
Калининский муниципальный округ |
18,3 |
18,4 |
19,1 |
15,2 |
15,5 |
12,5 |
Калязинский муниципальный округ |
6,2 |
7,7 |
8,3 |
4,2 |
5,2 |
5,6 |
Кашинский городской округ |
28,3 |
27,6 |
25,2 |
20,1 |
25,0 |
23,9 |
Кесовогорский муниципальный округ |
36,6 |
30,2 |
31,6 |
30,2 |
31,1 |
32,3 |
Кимрский муниципальный округ |
40,3 |
38,4 |
131,4 |
35,6 |
37,2 |
36,3 |
Конаковский муниципальный округ |
7,5 |
7,8 |
7,4 |
5,9 |
6,3 |
5,8 |
Краснохолмский муниципальный округ |
30,5 |
29,3 |
26,0 |
26,7 |
26,3 |
23,7 |
Кувшиновский муниципальный округ |
5,7 |
6,2 |
10,3 |
7,5 |
11,7 |
11,3 |
Лесной муниципальный округ |
44,1 |
40,1 |
40,5 |
40,0 |
41,3 |
37,5 |
Лихославльский муниципальный округ |
9,5 |
8,6 |
7,5 |
7,1 |
7,3 |
7,3 |
Максатихинский муниципальный округ |
19,7 |
16,8 |
8,9 |
4,7 |
4,3 |
2,0 |
Молоковский муниципальный округ |
32,0 |
31,3 |
31,5 |
31,2 |
33,2 |
26,5 |
Нелидовский городской округ |
10,6 |
13,3 |
18,5 |
14,7 |
12,4 |
11,6 |
ЗАТО Озерный |
16,5 |
16,0 |
18,3 |
13,9 |
14,0 |
13,6 |
Оленинский муниципальный округ |
12,5 |
13,8 |
14,6 |
13,6 |
14,1 |
14,9 |
Осташковский городской округ |
11,9 |
11,5 |
11,6 |
9,2 |
10,7 |
13,9 |
Пеновский муниципальный округ |
8,4 |
3,3 |
8,4 |
4,9 |
7,8 |
9,6 |
Рамешковский муниципальный округ |
19,5 |
18,2 |
17,0 |
11,0 |
12,5 |
14,6 |
Ржевский муниципальный округ |
42,9 |
41,5 |
40,0 |
38,6 |
38,2 |
38,6 |
Сандовский муниципальный округ |
10,3 |
10,4 |
9,9 |
9,9 |
10,4 |
10,6 |
Селижаровский муниципальный округ |
10,4 |
6,5 |
8,7 |
5,1 |
6,9 |
7,8 |
ЗАТО Солнечный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сонковский муниципальный округ |
25,2 |
23,9 |
21,7 |
17,1 |
19,2 |
16,2 |
Спировский муниципальный округ |
27,8 |
27,4 |
28,3 |
27,2 |
27,6 |
29,2 |
Старицкий муниципальный округ |
22,2 |
26,0 |
27,0 |
23,5 |
26,9 |
29,8 |
Торжокский район |
28,6 |
31,1 |
28,7 |
36,7 |
36,2 |
37,4 |
Торопецкий муниципальный округ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Удомельский городской округ |
20,3 |
19,8 |
7,7 |
6,9 |
6,6 |
6,9 |
Фировский муниципальный округ |
28,3 |
35,5 |
37,5 |
38,4 |
42,5 |
36,3 |
В 4 муниципальных образованиях Тверской области (Бельский, Западнодвинский, Торопецкий муниципальные округа, ЗАТО Солнечный Тверской области) группы продленного дня в ДОО не открывались в связи с отсутствием потребности.
31. Динамика уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста за период 2019 - 2021 годы: представлена в таблице 25 Программы:
Таблица 25
% | ||||
Субъект Российской Федерации |
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
Уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста |
71,8 |
66,5 |
64,6 |
Российская Федерация |
Уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста |
67 |
66 |
67,1 |
По данным Федеральной службы государственной статистики в Тверской области в период с 2019 по 2021 годы уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста в Тверской области снизился на 7,2% в 2019 году - 71,8%, в 2020 году - 66,5%, в 2021 году - 64,6%.
При этом в 2019 - 2020 годах значение данного показателя по Тверской области складывалось выше значения аналогичного показателя по Российской Федерации в целом на 4,8% и 0,5% соответственно (в 2019 году: Тверская область - 71,8%, Российская Федерация - 67,0%; в 2020 году: Тверская область - 66,5%, Российская Федерация - 66,0%). В 2021 году уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста в Тверской области снизился по отношению к общероссийскому значению на 2,5% (Тверская область - 64,6%, Российская Федерация - 67,1%).
Сведения о численности граждан указанной категории, обратившихся в службу занятости в период 2019 - 2021 годов, признанных безработными и трудоустроенных, отображены в таблице 26 Программы.
Таблица 26
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Обратилось в службу занятости (чел.) |
2 102 |
7 388 |
4 513 |
1 654 |
Доля от общей численности обратившихся (%) |
5,5 |
13,8 |
11,6 |
6,2 |
Признано безработными (чел.) |
1 297 |
6 539 |
1 592 |
939 |
Доля от общей численности безработных (%) |
10,1 |
18,1 |
12,5 |
9,2 |
Трудоустроено при содействии службы занятости (чел.) |
821 |
1 410 |
1 249 |
713 |
Доля трудоустроенных от числа обратившихся (%) |
39,1 |
19,1 |
27,7 |
43,1 |
Высокая обращаемость женщин с детьми дошкольного возраста в 2020 году обусловлена введением ограничительных мер, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и оказанием в связи с этим мер федеральной поддержки гражданам, имеющим несовершеннолетних детей.
По мере восстановления рынка труда в Тверской области в 2022 году ситуация значительно улучшилась и по ряду показателей достигла допандемических значений.
Следует отметить, что все граждане указанной категории, обратившиеся в органы службы занятости, получили услуги в сфере содействия занятости населения, направленные на эффективное трудоустройство.
Так, в соответствии с законодательством о занятости органы службы занятости населения Тверской области оказывают государственную услугу по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан (далее - обучение), признанных в установленном порядке безработными.
32. Сведения о женщинах, имеющих детей дошкольного возраста, прошедших обучение по направлению органов службы занятости из числа безработных граждан, представлены в таблице 27 Программы.
Таблица 27
Год |
Численность безработных женщин, приступивших к обучению, имеющих несовершеннолетних детей дошкольного возраста, (чел.) |
Показатель уровня доступности государственной услуги по обучению женщин, имеющих детей дошкольного возраста,*(1)% |
Трудоустройство женщин, имеющих детей дошкольного возраста, прошедших обучение по направлению органов службы занятости, (чел.) |
2019 |
238 |
17,2 |
178 |
2020 |
312 |
4,5*(2) |
198 |
2021 |
342 |
20,3 |
169 |
В 2019 году в рамках государственной программы Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2017 - 2022 годы осуществлялась реализация мероприятия по обучению женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Обучение женщин данной категории было направлено на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
В 2019 году обучение за счет средств областного бюджета Тверской области прошли 307 женщин в период отпуска по уходу за ребенком. В 2020 году обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости (далее - женщины с детьми), осуществлялось в рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" (далее - региональный проект) путем предоставления и использования образовательного сертификата.
В течение года органами службы занятости Тверской области было выдано 233 сертификата для прохождения обучения женщин с детьми. Все 233 участницы проекта успешно завершили обучение. Обучение женщин данной категории осуществлялось на учебно-производственной базе организаций среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В перечень направлений обучения вошли более 50 образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Сразу после завершения обучения возобновили трудовую деятельность 150 женщин. Остальные женщины приступили к трудовой деятельности после завершения отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
С 2021 года обучение женщин с детьми осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" и от 27.05.2021 N 800 "О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года". Обучение организовано некоммерческими организациями, определенными Правительством Российской Федерации, которым на эти цели предоставлены средства из федерального бюджета (далее - федеральные операторы). В 2021 году для обучения граждан тверского региона федеральные операторы предлагали более 300 образовательных программ и компетенций. Всего в течение 2021 года 354 женщины с детьми воспользовались возможностью пройти обучение в рамках федерального проекта.
33. Динамика общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя Тверской области (в расчете на конец года) в целом по Тверской области и по Российской Федерации, и в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годы представлена в таблице 28 Программы.
Таблица 28
кв. м | |||||||
Субъект Российской Федерации |
Тип поселения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
Всего |
30,8 |
31,3 |
32 |
32,77 |
33,74 |
34,59 |
Город |
27,2 |
27,7 |
28,2 |
28,66 |
29,3 |
30,1 |
|
Сельская местность |
41,7 |
42,7 |
44,1 |
45,87 |
48,03 |
49,08 |
|
Российская Федерация |
Всего |
24,9 |
25,2 |
25,8 |
26,28 |
24,9 |
27,78 |
Город |
24,5 |
24,8 |
25,4 |
25,93 |
26,72 |
27,62 |
|
Сельская местность |
26,1 |
26,6 |
26,9 |
27,33 |
27,5 |
28,25 |
По показателю общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в Тверской области с 2016 по 2021 годы, наблюдается положительная динамика по сравнению с Российской Федерацией, показатель выше в среднем на 25%.
В сельских поселениях Тверской области показатель общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя Тверской области, выше чем в городских поселениях, в среднем на 60%, это связано с действием программы социальной газификации, продолжением действия программы льготной ипотеки и упрощенной регистрацией жилых домов по дачной амнистии. Наиболее активно индивидуальное строительство ведется в Калининском, Конаковском, Кимрском, Калязинском муниципальных округах Тверской области.
Динамика показателя доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта за период 2016 - 2021 годы представлена в таблице 29 Программы.
Таблица 29
% | |||||||
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Российская Федерация |
Всего |
66 |
66,6 |
67,2 |
68,6 |
69,46 |
70,49 |
Города и поселки городского типа |
78,7 |
79,1 |
79,1 |
80,1 |
80,57 |
81,3 |
|
Сельский населенный пункт |
31,5 |
32,6 |
34,2 |
36,3 |
37,53 |
39,1 |
|
Тверская область |
Всего |
48,9 |
49,5 |
48,4 |
50 |
50,72 |
50,73 |
Города и поселки городского типа |
66,3 |
66,8 |
65 |
67 |
67,53 |
67,21 |
|
Сельский населенный пункт |
13,7 |
14,4 |
14,8 |
16,2 |
17,77 |
18,14 |
По показателю доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта Российской Федерации, Тверская область отстает от средних показателей по Российской Федерации примерно на 30%.
Значение показателя составляет примерно 50% к площади всего жилищного фонда Тверской области.
Причем, если в городских поселениях показатель составляет около 67% от площади всего жилищного фонда Тверской области и составляет 82% к площади жилищного фонда городских поселений Российской Федерации, то для сельских поселений он значительно ниже, всего 18% от площади всего жилищного фонда Тверской области и более чем в 2 раза меньше, чем площадь жилищного фонда сельских поселений по Российской Федерации.
34. Численность молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия, за период 2016 - 2021 годы представлена в таблице 30 Программы.
Таблица 30
единиц | ||||||
Субъект Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
161 |
206 |
282 |
154 |
196 |
204 |
Российская Федерация |
22 768 |
21 968 |
22 765 |
23 228 |
20 555 |
17 421 |
Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, от числа молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за период 2016 - 2021 годы, представлена в таблице 31 Программы.
Таблица 31
% | ||||||
Субъект Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
6,40 |
9,33 |
13,27 |
7,86 |
11,50 |
11,48 |
Российская Федерация |
5,87 |
6,14 |
6,87 |
7,42 |
7,02 |
6,74 |
Социальные выплаты в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также - Программа по обеспечению доступным и комфортным жильем), предоставляются на условиях софинансирования за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
В 2019 году объем фактически предоставленной субсидии из федерального бюджета составил 35,8 млн руб., в 2020 году - 21,3 млн руб., в 2021 году - 37,5 млн руб., в 2022 году - 30,7 млн руб.
В рамках государственной программы Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2021 - 2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2021 N 195-пп "О государственной программе Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2021 - 2026 годы", предусмотрено мероприятие по предоставлению дополнительной социальной выплаты молодым семьям для погашения ипотечного кредита либо для компенсации собственных затраченных средств в случае рождения (усыновления) ребенка в течение 1 года после улучшения жилищных условий посредством ранее предоставленной социальной выплаты в рамках вышеуказанной программы.
С 2022 года в соответствии с поручением Губернатора Тверской области размер дополнительной социальной выплаты увеличен в 2 раза - 20% от расчетной средней стоимости жилья (ранее - 10%).
За период с 2017 по 2021 годы дополнительные социальные выплаты были предоставлены 9 молодым семьям. В 2022 году дополнительные социальные выплаты предоставлены 4 семьям, 2 из которых стали многодетными, а в 2023 году - 3 молодым семьям тверского региона, 2 из которых также стали многодетными.
Динамика показателей по улучшению жилищных условий молодых семей на территории Тверской области в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Программы по обеспечению доступным и комфортным жильем представлена в таблице 32 Программы.
Таблица 32
Год |
Наименование и значение показателя |
|||||||
количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (семей) |
количество молодых семей участников Программы по обеспечению доступным и комфортным жильем (семей) |
количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия посредством предоставленных социальных выплат (семей) |
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, из числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье (%) |
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, из числа молодых семей - участников Программы по обеспечению доступным и комфортным жильем (%) |
||||
всего |
в т.ч. многодетные |
всего |
в т.ч. многодетные |
всего |
в т.ч. многодетные |
|||
2017 |
2 208 |
679 |
78 |
21 |
3,53 |
0,95 |
11,49 |
3,09 |
2018 |
2 125 |
728 |
211 |
45 |
9,93 |
2,12 |
28,98 |
6,18 |
2019 |
1 959 |
622 |
143 |
35 |
7,30 |
1,79 |
22,99 |
5,63 |
2020 |
1 704 |
658 |
193 |
53 |
11,33 |
3,11 |
29,33 |
8,05 |
2021 |
1 777 |
580 |
181 |
48 |
10,19 |
2,70 |
31,21 |
8,28 |
2022 |
1 306 |
538 |
166 |
44 |
12,71 |
3,37 |
30,86 |
8,18 |
Итого |
Х |
Х |
972 |
246 |
Х |
Х |
Х |
Х |
35. Сведения о количестве многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за период с 2016 по 2021 годы в рамках государственной программы Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 27.02.2020 N 60-пп "О государственной программе Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы", представлены в таблице 33 Программы.
Таблица 33
единиц | ||||||
Субъект Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
58 |
51 |
36 |
42 |
67 |
40 |
Российская Федерация |
6 013 |
4 963 |
4 378 |
5 776 |
5 504 |
5 480 |
Сведения о доле многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от общего числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за соответствующий год представлены в таблице 34 Программы.
Таблица 34
% | ||||||
Субъект Российской Федерации |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Тверская область |
10,03 |
8,76 |
5,56 |
6,75 |
11,39 |
9,13 |
Российская Федерация |
4,65 |
3,77 |
3,30 |
4,36 |
4,10 |
4,09 |
Доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от общего числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Тверской области за период с 2016 по 2021 годы, составляет 8,6%, что выше показателя по Российской Федерации (4,05%) за аналогичный период на 47%.
Высокий показатель доли многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия, по сравнению с показателем в целом по Российской Федерации, обусловлен реализацией мероприятия по предоставлению субсидий из областного бюджета Тверской области муниципальным образованиям Тверской области на обеспечение жилыми помещениями малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках государственной программы Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 27.02.2020 N 60-пп "О государственной программе Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы".
36. Размер субсидии соответствует объему средств областного бюджета Тверской области, необходимому для обеспечения жилыми помещениями малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, в данном муниципальном образовании, по его заявкам, победившим в конкурсном отборе, и составляет 80% стоимости жилого помещения.
Обязательным условием включения многодетной семьи в заявку на получение субсидии является признание многодетной семьи нуждающейся в жилом помещении и постановка на жилищный учет в органе местного самоуправления муниципального образования Тверской области по месту жительства.
Муниципальные образования Тверской области, предусмотрев в местном бюджете финансирование в объеме 20% стоимости жилого помещения, обеспечивают многодетные семьи жилыми помещениями.
Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета Тверской области на предоставление субсидий на обеспечение жилыми помещениями малоимущих многодетных семей в 2022 году составил 40 376,4 тыс. рублей, в 2023 году - 65 163,2 тыс. рублей.
Информация о количестве многодетных семей, обеспеченных жилыми помещениями с использованием субсидии из областного бюджета Тверской области представлена в таблице 35 Программы.
Таблица 35
семья | ||||
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год (прогноз) |
Количество многодетных семей, обеспеченных жилыми помещениями |
25 |
25 |
22 |
22 |
37. В сложных социально-экономических условиях, характеризующих российское общество, именно молодые люди, молодые семьи требуют особого внимания со стороны государства.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного Центром управления регионом Тверской области, по мнению жителей субъекта основными причинами, мешающими завести ребенка, являются отсутствие стабильных источников дохода (25% респондентов), недостаточный размер жилой площади (23% респондентов), отсутствие собственного жилья (18% респондентов).
Закономерно, что в основной массе молодая семья является низкодоходной в связи с отсутствием достойно оплачиваемой работы. Невостребованность молодого специалиста на рынке труда либо низкая заработная плата ввиду отсутствия должного опыта работы способствуют ухудшению материального положения молодых семей.
Проблема трудоустройства молодых людей существенно отражается на молодой семье, а иногда вообще ставит под угрозу ее существование. Ведь из-за отсутствия работы многие молодые люди стеснены в финансовом плане, из-за чего не могут содержать семью самостоятельно.
К проблемным вопросам также можно отнести и недостаточно развитую сферу проведения досуга молодой семьи, особенно на селе: нет достаточного разнообразия форм и мест для совместного времяпровождения, куда молодые родители могли бы прийти вместе с детьми. Развлекательные центры в крупных торговых комплексах проблемы не решают, поскольку, с одной стороны весьма недешевы и зачастую находятся на достаточно удаленном расстоянии, а с другой - не обеспечивают разнообразия форм досуга.
Кроме того, создавая семью, молодые люди кроме материальных сталкиваются еще и с жилищными проблемами. Только треть молодоженов проживают в собственной квартире, чаще подаренной родителями или доставшейся в наследство. При этом современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями. Многие молодые семьи живут в арендуемой квартире, хотя у большинства материальная помощь со стороны родителей является одним из основных источников формирования бюджета семьи.
Отдельной категорией проблем, особенно присущих отдаленным муниципальным образованиям Тверской области, является отсутствие нового современного благоустроенного жилья, моральный износ и старение имеющихся объектов жилищного фонда, что также не устраивает современную молодежь и не способствует закреплению молодых людей на данных территориях. Показатель доли площади жилищного фонда в сельских населенных пунктах, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Тверской области в 2,2 раза ниже, чем в целом в Российской Федерации (в Тверской области - 18,14 кв. м, в Российской Федерации - 39,1 кв. м).
Недостаточное финансирование мероприятия по предоставлению социальных выплат в рамках Программы по обеспечению доступным и комфортным жильем способствует образованию большой очереди молодых семей - участников государственной программы Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2021 - 2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 07.04.2021 N 195-пп "О государственной программе Тверской области "Молодежь Верхневолжья" на 2021 - 2026 годы", которые много лет стоят в очереди в ожидании получения социальной выплаты, а потом некоторые семьи исключаются из нее в связи с наступлением одному из супругов 36 лет.
Более того, с 2021 года ежегодный общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный для распределения между субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятия по предоставлению социальных выплат в рамках Программы по обеспечению доступным и комфортным жильем, был сокращен на 500 млн руб. (в 2020 году объем средств федерального бюджета - 5,0 млрд руб., в 2021 году и по настоящее время - 4,5 млрд руб.).
Согласно результатам проведенного мониторинга установлено, что 84,4% молодых семей от общего количества молодых семей, улучшивших жилищные условия за период с 2017 по 2021 годы, приобрели жилье в муниципальных образованиях Тверской области, предоставивших социальные выплаты.
На сегодняшний день 97,5% молодых семей, получивших социальные выплаты в 2017 - 2021 годах, проживают на территории Тверской области.
Важно отметить, что в молодых семьях в течение 5 лет после улучшения своих жилищных условий посредством социальных выплат родилось 68 детей.
38. Проведенный анализ демографического потенциала Тверской области позволяет сделать вывод о том, что резервами повышения рождаемости являются женщины молодого репродуктивного возраста (до 25 лет) и соответственно первые и вторые рождения, женщины, проживающие в сельской местности, многодетные семьи, сокращение миграционного оттока женщин фертильного возраста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.