г. Краснодар |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А32-95/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Бражникова Юрия Владимировича (ИНН 234301125301, ОГРНИП 317237500303025) - Корнилова В.В. (доверенность от 17.11.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Подгайновой В.И. (доверенность от 20.07.2018), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Машинно-технологическая станция "Кубаньагротехнология"", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента индивидуального предпринимателя Бражникова Юрия Владимировича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А. по делу N А32-95/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бражников Ю.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0000000:1311 и 23:21:0000000:1319 и погашении в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записей N 23-23/009-23/009/801/2015-708/1 и 23-23/009-23/009/801/2015-710/1 о регистрации права собственности предпринимателя на данные земельные участки, и понуждении устранить допущенные нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:21:0000000:1311 и 23:21:0000000:1319 и праве собственности предпринимателя на них.
Решением от 30.03.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 01.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно на основании вступившего в законную силу судебного акта. Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10.02.2017 по делу N 2-9/2017 признаны недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0206000:1311 и 23:21:0206000:1319, суд указал на необходимость снятия указанных участков с кадастрового учета. Снятие спорных земельных участков с кадастрового учета предполагает прекращение (существование) таких земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества, что указывает на невозможность сохранения в ЕГРН записей о праве собственности на такие объекты.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что решение суда общей юрисдикции не содержит в резолютивной части указания на необходимость погашения в ЕГРН записи о зарегистрированном праве предпринимателя на принадлежащие ему земельные участки. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель управления возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, за предпринимателем было зарегистрировано право собственность на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 843 187 кв. м с кадастровым номером 23:21:0000000:1311, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ляпинское сельское поселение, 2400 м северо-западнее от северо-западной окраины п. Степной и земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 843 178 кв. м с кадастровым номером 23:21:0000000:1319, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ляпинское сельское поселение, 3000 м северо-западнее от северо-западной окраины п. Степной, о чем в ЕГРП 27.02.2015 внесены записи N 23-23/009-23/009/801/2015-708/1 и 23-23/009-23/009/801/2015-710/1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.02.2015 серии 23-АН N 526248 и от 27.02.2015 серии 23-АН N 526250.
Решением Новокубанского районного суда от 10.02.2017 по делу N 2-9/2017 признаны недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0000000:1311 и 23:21:0000000:1319; указано не необходимость снятия данных земельных участков с кадастрового учета.
В ходе исполнения указанного решения государственными регистраторами межмуниципального отдела по г. Армавиру и Новокубанскому району управления сняты с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:21:0000000:1311 и 23:21:0000000:1319; должностными лицами принято решение о погашении в базе ЕГРН записей о регистрации права собственности (прекращение права собственности) заявителя на данные участки, о чем свидетельствуют уведомления от 09.11.2017 N 23/009/001/802/2017-489 и от 10.11.2017 N 23/009/001/802/2017-500.
Предприниматель, полагая, что действия управления по погашению записи о праве собственности предпринимателя на спорные земельные участки противоречат закону и нарушают принадлежащие ему права, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании части 4 статьи 41 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Закона N 218-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Частью 1 статьи 14 Закон N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно части 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся в том числе описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Вместе с тем Закон N 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении судом общей юрисдикции дела N 2-9/2017, судебные инстанции установили, что вступившим в законную силу решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10.02.2017 по делу N 2-9/2017 признаны недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0206000:1311 и 23:21:0206000:1319, суд постановил снять указанные земельные участки с кадастрового учета. Данная мотивировка резолютивной части решения (снятие спорных участков с кадастрового учета) предполагает прекращение (существование) таких земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества (исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного), что указывает на невозможность сохранения в ЕГРН записей о праве собственности на такие объекты. Наличие вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции позволило судам прийти к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 30.03.2018 и апелляционного постановления от 01.07.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 по делу N А32-95/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.