Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2023 г. N 307-ЭС23-11780 по делу N А26-4949/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2022, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2023 по делу N А26-4949/2022
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Триал" (далее - Общество) об обязании последнего в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию площадки по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов (далее - КГО) для нужд собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 21, корпус 7 (далее - МКД N 21-7), в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие законных оснований для пользования площадкой N 2022 собственниками МКД N 21-7 и на наличие именно у Общества, осуществляющего управление названным МКД, обязанности организовывать места накопления ТКО.
Администрация полагает, что в действиях Общества имеются признаки злоупотребления правом.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Общество осуществляет управление МКД N 21-7 и как управляющая компания обязано организовать места (площадки) накопления ТКО и КГО.
В обоснование требований Администрация указывает, что ей 11.05.2022 было проведено обследование территории МКД N 21-7 на предмет возможности обустройства мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства, по результатам которого было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0120108:86, сформированном для эксплуатации МКД N 21-7, имеется место для обустройства контейнерной площадки для нужд жителей дома, однако контейнерная площадка на территории земельного участка отсутствует.
Администрация 12.05.2022 направила в адрес Общества письмо N 902/3.1.1-08/УГХ-и с просьбой организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома с приложением схемы расположения места.
Поскольку место для сбора ТКО управляющей компанией организовано не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, суды отказали в удовлетворении требований, исходя из того, что организовать место накопления ТКО в пределах земельного участка, сформированного для эксплуатации МКД N 21-7, без нарушений санаторных норм и правил невозможно.
При этом суды указали, что в случае, когда площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, на управляющую организацию возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО, соответственно, обязанность и ответственность за не организацию места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО.
В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, при этом судами при рассмотрении дела не установлено, что Администрация как лицо, выступающее от имени собственника помещений в МКД N 21-7, инициировала процедуру проведения собраний собственников помещений с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления ТКО и определения источника финансирования соответствующих мероприятий.
Кроме того, в результате анализа имеющихся в материалах дела документов, в частности реестра мест накопления Петрозаводского городского округа, опубликованного на официальном сайте Администрации, судами установлено, что территория МКД N 21-7 оборудована площадкой для сбора ТКО (контейнерная площадка N 2022 у многоквартирного дома N 21, корпус 9 по Лососинскому шоссе), которая используются собственниками помещений МКД N 21-7.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Администрации Петрозаводского городского округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2023 г. N 307-ЭС23-11780 по делу N А26-4949/2022
Опубликование:
-