28 марта 2023 г. |
Дело N А26-4949/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Малышевой Н.Н. и Пряхиной Ю.В.,
при участии от Администрации Петрозаводского городского округа Аникиной Е.В. (доверенность от 29.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Триал" Каленской И.С. (доверенность от 16.02.2022),
рассмотрев 28.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А26-4949/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Триал", адрес: 185030, Республика Карелия, город Петрозаводск, Машезерская улица, дом 40, ОГРН 1021000540175, ИНН 1001023718 (далее - Общество), об обязании последнего в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию площадки по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов (далее - КГО) для нужд собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 21, корпус 7 (далее - МКД N 21-7), в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды отказали в удовлетворении иска необоснованно. В обоснование жалобы Администрация указала на отсутствие законных оснований для пользования площадкой N 2022 собственниками МКД N 21-7 и на наличие именно у Общества, осуществляющего управление МКД N 21-7, обязанности организовывать места накопления ТКО. Кроме того, Администрация настаивает на том, что полномочиями для инициирования общего собрания собственников по вопросу организации мест накопления ТКО она не наделена.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, представитель Общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление МКД N 21-7 и как управляющая компания обязано организовать места (площадки) накопления ТКО и КГО.
Администрация указывает, что ей 11.05.2022 было проведено обследование территории МКД N 21-7 на предмет возможности обустройства мест накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства, по результатам которого было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0120108:86, сформированном для эксплуатации МКД N 21-7, имеется место для обустройства контейнерной площадки для нужд жителей дома, однако, контейнерная площадка на территории земельного участка отсутствует.
Администрация 12.05.2022 направила в адрес Общества письмо N 902/3.1.1-08/УГХ-и с просьбой организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома с приложением схемы расположения места.
Поскольку место для сбора ТКО управляющей компанией организовано не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела Администрация уточнила исковые требования и просила обязать Общество произвести работы по оборудованию площадки по накоплению ТКО и КГО для нужд собственников МКД N 21-7, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Возражая против удовлетворения требований, Общество указало на следующие обстоятельства: на территории МКД N 21-7 нет технической возможности установки контейнерной площадки с соблюдением требований санитарных правил и норм, что подтверждается актом обследования от 26.07.2022 и схемой земельного участка; действующее законодательство не содержит запретов на размещение объектов для сбора ТКО за пределами земельного участка, сформированного для эксплуатации многоквартирного дома; согласно открытому реестру мест накопления ТКО, размещенному на официальном сайте Администрации, для МКД N 21-7 определена контейнерная площадка N 2022, которая расположена у многоквартирного дома N 21, корпус 9 по Лососинскому шоссе; при оборудовании контейнерной площадки за пределами земельного участка она не будет обладать признаками общего имущества и не может быть включена в состав общедомового имущества; советом дома принято решение об отказе обустройства контейнерной площадки на территории МКД N 21-7 по причине отсутствия возможности ее обустройства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1); надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1); собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 30; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2); при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
На основании подпунктов "ж", "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те объекты, которые предназначены для одного многоквартирного дома и расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
При этом под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Так, в соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
При этом согласно подпункту 3.7.6 Правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции в иске отказал.
Суд исходил из того, что земельный участок под управляемым Обществом многоквартирным домом сформирован, вместе с тем организовать место накопления ТКО в пределах земельного участка без нарушений санаторных норм и правил невозможно, в подтверждение чего Обществом в материалы дела представлен акт обследования от 26.07.2022, и изложенные в акте обстоятельства Администрация не опровергала допустимыми и относимыми доказательствами.
При этом суд указал, что в случае, когда площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, на управляющую организацию возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО, соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
Суд отметил, что в силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, при этом из материалов дела не следует, что Администрация как лицо, выступающее от имени собственника помещений в МКД N 21-7, инициировала процедуру проведения собраний собственников помещений МКД N 21-7 с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления ТКО и определения источника финансирования соответствующих мероприятий.
Кроме того, в результате анализа имеющихся в материалах дела документов, в частности реестра мест накопления Петрозаводского городского округа, опубликованного на официальном сайте Администрации, суд установил, что территория МКД N 21-7 оборудована площадкой для сбора ТКО (контейнерная площадка N 2022 у многоквартирного дома N 21, корпус 9 по Лососинскому шоссе), которая используются собственниками помещений МКД N 21-7.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на иную, нежели сделанная судами, оценку доказательств, при этом не опровергают выводы судов и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не подтверждают, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А26-4949/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд исходил из того, что земельный участок под управляемым Обществом многоквартирным домом сформирован, вместе с тем организовать место накопления ТКО в пределах земельного участка без нарушений санаторных норм и правил невозможно, в подтверждение чего Обществом в материалы дела представлен акт обследования от 26.07.2022, и изложенные в акте обстоятельства Администрация не опровергала допустимыми и относимыми доказательствами.
При этом суд указал, что в случае, когда площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, на управляющую организацию возложена только обязанность по извещению об этом органа местного самоуправления в области обращения ТКО, соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Закона N 89-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2023 г. N Ф07-1984/23 по делу N А26-4949/2022