г. Краснодар |
|
02 ноября 2018 г. |
Дело N А63-4008/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Энергоресурсы" (ИНН 2626020720, ОГРН 1022601227659) - Меженского А.А. (доверенность от 22.10.2018), от заинтересованного лица - региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575) - Каштановой Н.А. (доверенность от 02.02.2018), Котова Е.В. (доверенность от 26.10.2018), рассмотрев кассационную жалобу региональной тарифной комиссии Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2018 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-4008/2018, установил следующее.
АО "Энергоресурсы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - тарифная комиссия) о признании незаконным решения от 02.03.2018 об отказе в пересмотре тарифов для потребителей общества, установленных на 2018 год, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем пересмотра тарифов на тепловую энергию и горячую воду в отношении общества на 2018 год, утвержденных постановлениями региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.12.2017 N 62/2 и 62/4.
Решением суда от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2018, заявленные требования удовлетворены на том основании, что оспариваемое решение тарифной комиссии не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, в связи с отсутствием у комиссии правовых оснований для отказа обществу в пересмотре тарифов с учетом скорректированной инвестиционной программы.
В кассационной жалобе тарифная комиссия просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, действия тарифной комиссии по отказу в пересмотре раннее установленных тарифов для общества соответствуют требованиям части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктам 7, 10 Правил регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), пункту 34 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее -методические указания).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) от 16.03.2015 N 49 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2016 - 2018 годы в объеме 61 963,6 Гкал по тепловым сетям общества, являющегося теплоснабжающей организацией и осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям города-курорта Ессентуки. Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства от 28.10.2015 N 255 утверждена инвестиционная программа на 2016 - 2018 годы, министерством согласованы нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям общества в объеме 39 400 Гкал (показатели надежности и энергетической эффективности объектов центрального теплоснабжения).
21 июня 2017 года общество направило министерству инвестиционную программу на 2016 - 2018 годы в новой редакции, разработанной в соответствии с приказом Минстроя России от 13.08.2014 N 459/пр "Об утверждении рекомендуемой формы инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методических рекомендаций по ее заполнению", с предложением изменить величину норматива потерь в соответствии с фактическими данными.
Решением от 29.08.2017 министерство отказало обществу в корректировке проекта инвестиционной программы на основании предполагаемого роста тарифов для населения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.12.2017 по делу N А63-15336/2017 решение министерства от 29.08.2017 об отказе в утверждении инвестиционной программы признано недействительным, не соответствующим статье 7 Закон N 190-ФЗ, главе 2 постановления N 1075. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав общества и утвердить корректировку инвестиционной программы в форме N 4-ИП ТС "Показатели надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения АО "Энергоресурсы" в части величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям: текущее значение - 77 644 Гкал, плановое значение 2016 года - 61 963,69 Гкал; 2017 года - 61 963,69 Гкал; 2018 года - 61 749,99 Гкал.
Во исполнение судебного акта министерство вынесло приказ от 28.12.2017 N 353, которым внесло и утвердило изменения в приказ министерства от 28.10.2015 N 255 "Об утверждении инвестиционной программы общества в сфере теплоснабжения на 2016 - 2018 годы".
Постановлениями от 18.12.2017 N 62/2 и 62/4 тарифная служба установила тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения, а также тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год, поставляемые, в том числе обществом.
С целью пересмотра тарифа на тепловую энергию и горячую воду с учетом утвержденной скорректированной инвестиционной программы общество обратилось с соответствующим заявлением в тарифную комиссию.
Тарифная комиссия письмом от 02.03.2018 N 01-05/425 отказала обществу в пересмотре тарифов для потребителей общества на 2018 год, утвержденных постановлениями от 18.12.2017 N 62/2 и N 62/4, мотивируя отказ тем, что пунктом 10 Правила N 1075 и пунктами 7, 9, 11 Правил регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2018 N 406 (далее - Правила N 406), не закреплен пересмотр установленных тарифов по причине внесения изменений в действующую инвестиционную программу; изменения в инвестиционную программу внесены после принятия на 2018 год тарифных решений.
Посчитав указанный отказ незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 2, статьей 7, пунктами 9, 10 статьи 23.1 Закон N 190-ФЗ, подпунктом "з" пунктами 10, 11, 45 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 (далее - Правила N 410), пунктами 6, 21, 22, 25 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 452 (далее - Правила N 452), пришли к выводу об отсутствии правовых оснований у тарифной комиссии для отказа обществу в пересмотре тарифов с учетом скорректированной инвестиционной программы, повлекшего нарушение прав и законных интересов последнего.
Судебные инстанции установили, что 18.12.2017 в рамках заседания тарифной комиссией рассмотрены, в том числе вопросы о внесении изменений в отдельные постановления тарифной комиссии; об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год; об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 - 2020 годы; об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для потребителей Ставропольского края.
На указанном заседании директор общества Скоморохов А.В. просил занести в протокол возражения по поводу невключения в состав показателей теплового баланса на 2018 год, принятого при формировании НВВ и тарифов на тепловую энергию на соответствующий период, потерь тепловой энергии в тепловых сетях в объеме 22 тыс. Гкал (разница между учтенными при формировании тарифов потерями 39, 4 тыс. Гкал и их фактическим размером 62 тыс. Гкал), что приводит к некомпенсируемым убыткам организации и усугубляет ее сложное финансовое состояние. При этом директор общества сообщил, что решением арбитражного суда от 07.12.2017 по делу N А63-15336/2017 возложена обязанность на министерство по корректировке инвестиционной программы в форме N 4-ИП ТС "Показатели надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения АО "Энергоресурсы" в части величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям: текущее значение - 77 644 Гкал, плановое значение 2016 года - 61 963,69 Гкал; 2017 года - 61 963,69 Гкал; 2018 года - 61 749,99 Гкал. На основании указанного судебного акта директор общества просил пересмотреть предлагаемые к установлению тарифы с учетом величины потерь в тепловых сетях.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение арбитражного суда от 07.12.2017 по делу N А63-15336/2017 на 18.12.2017 не вступило в законную силу, тарифная комиссия стороной в рассмотренном судом деле не являлась и на нее не распространяется обязанность по исполнению указанного судебного акта, являлись предметом оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Судебные инстанции обоснованно указали на то, что действительно на дату заседания тарифной комиссии решение суда по делу N А63-15336/2017 не вступило в законную силу, однако в силу положений статьей 182 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежало немедленному исполнению. Суды не установили наличия обстоятельств того, что тарифная комиссия предприняла какие-либо меры по получению от министерства сведений относительно исполнения судебного акта.
Однако на дату письма тарифной комиссии обществу - 02.03.2018 решение суда от 07.12.2017 по делу N А63-15336/2917 вступило в законную силу, министерство во исполнение указанного решения суда соответствующий приказ вынесло 28.12.2017.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Указанное нормативное положение, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1859-О, закрепляет правило об обязательности вступивших в законную силу постановлений судов, учрежденных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", принята в развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
Учитывая изложенное судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отказ комиссии в формировании тарифа для общества без учета корректировки инвестиционной программы, в которой содержатся показатели энергетической эффективности, в форме N 4-ИП ТС "Показатели надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения АО "Энергоресурсы", в части величины технологических потерь при передаче тепловой энергии является незаконным, поскольку основано на недостоверных показателях величины технологических потерь при передаче тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование тарифной комиссией положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применение норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Определением от 27.09.2018 суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство заявителя жалобы и на основании статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановил исполнение обжалованных судебных актов до рассмотрения жалобы по существу. Поскольку жалоба рассмотрена по существу, основания для приостановления исполнения судебных актов отпали.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А63-4008/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.