Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 февраля 2003 г. N КА-А41/475-03
Прокурор комплекса "Байконур" обратился в Арбитражный суд Московской области в защиту интересов государства и общества с иском, с учетом уточнения исковых требований, к Администрации г. Байконур и ООО "Орбитальные системы", 3-е лицо - Министерство финансов РФ, о признании договора N У-85/1 от 01.02.2001 г. "О налоговых освобождениях и инвестициях", заключенного между Администрацией г. Байконур и ООО "Орбитальные системы", недействительным в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов - налога на прибыль, НДС, акцизов.
По ходатайству Прокуратуры Московской области, на которую в соответствии с Приказом Генерального Прокурора РФ от 13.07.2001 N 41 возложено обеспечение поддержания исковых требований Прокурора комплекса "Байконур", судом первой инстанции к участию в деле в качестве истца привлечена ИМНС РФ по г. Байконур.
Решением от 10.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.12.02, Арбитражный суд Московской области исковые требования удовлетворил, признав Договор в оспариваемой части ничтожной сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Орбитальные системы" просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе ответчик указывает на то, что:
- судом дано неправильное толкование положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, подписанного в г. Москве 23.12.95;
- судом неправильно применены Российское налоговое законодательство и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно правомочности местных органов власти предоставлять налогоплательщикам дополнительные налоговые льготы в части сумм федерального налога, поступающих в региональный бюджет;
- суд необоснованно отказался признать преюдициальность вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 28.05.02 по ранее рассмотренному N А41-К2-4958/02, которым установлена правомерность предоставления Главой администрации г. Байконур ООО "Орбитальные системы" налоговых льгот;
- суд пришел к необоснованному выводу о том, что льготы по Договору N У-85/1 от 01.02.01 предоставлялись в индивидуальном порядке.
В поступившем письменном отзыве на кассационную жалобу Прокуратура комплекса "Байконур" возражает против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям, считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, требованиям международных соглашений и законодательства Российской Федерации. Указывает на то, что ни Соглашение, ни действующее законодательство РФ не предусматривают возможность предоставления льгот, носящих индивидуальный характер. Также ссылается на вступившее в законную силу Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2001 по делу ГКПИ 2001-1758/1794, которым установлена незаконность предоставления Главой Администрации г. Байконур льгот по федеральным налогам, в связи с чем Договор N 85/1 от 01.02.01 "О налоговых освобождениях и инвестициях", заключенный между администрацией г. Байконур и ООО "Орбитальные системы", в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акциз) является в соответствии со ст. 168 ГК РФ ничтожным.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал обжалуемые судебные акты по изложенным в них основаниям и указал, что налоговые льготы предоставлены главой городской администрации по Договору в индивидуальном порядке (конкретному налогоплательщику), в то время как согласно ст. 4 НК РФ должен быть издан нормативный правовой акт; Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 23 декабря 1995 г. глава городской администрации г. Байконура наделен полномочиями по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает для местных органов власти, в т.ч. глав городов федерального значения, право устанавливать льготы по федеральным налогам; доходы от уплаты федеральных налогов в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконура для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса "Байконур".
Представитель Инспекции МНС РФ по г. Байконур поддержал судебные акты и доводы представителя Прокуратуры и указал, что предоставление индивидуальных налоговых льгот является нарушением п. 5 ст. 2, ст. 23, п. 2 ст. 56 НК РФ. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Представитель ООО "Орбитальные системы" поддержал доводы жалобы и дополнительно заявил, что суд первой инстанции, вынося решение, не учел еще один федеральный налог - налог на пользователей автодорог, а судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Орбитальные системы", что, по мнению заявителя, привело к нарушению его процессуальных прав и принятию судом неправильного судебного акта.
Представитель Администрации г. Байконур пояснил, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура" Администрация расторгла всяческие отношения с ООО "Орбитальные системы" и в настоящее время общество уплачивает налоги в полном объеме. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты отмене и изменению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 01.02.2001 между Администрацией г. Байконур и ООО "Орбитальные системы" был заключен Договор N У-85/1, согласно которому инвестору (ООО "Орбитальные системы) предоставляются дополнительные налоговые льготы в виде освобождения полностью или частично от уплаты федеральных налогов с условием ежемесячных перечислений инвестором не менее 3% суммы дохода, полученного в результате применения налоговых льгот, в целевые фонды развития города и комплекса Байконур (п. 3.1.1, п. 4.1. Договора).
В соответствии с п. 1.1.1 Договора основанием для его заключения является Соглашение между РФ и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.95 (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения Глава Администрации г. Байконур предоставляет в соответствии с законодательством РФ налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что приведенная норма международного договора в отличие от действующего налогового законодательства РФ предоставила Главе городской Администрации право установления налоговых льгот предприятиям, то есть ввела новый субъект, компетентный принимать решение о предоставлении таких льгот.
Остальные условия предоставления налоговых льгот Соглашение, как это следует из п. 1 ст. 7, связало с необходимостью соответствия их законодательству РФ.
Иное толкование п. 1 ст. 7 Соглашения, в том числе предложенное ответчиком, не соответствует буквальному содержанию указанной нормы международного договора, ввиду наличия в ней прямого указания на предоставление налоговых льгот именно в соответствии с законодательством РФ.
Никакого особого режима налогообложения Соглашение не предусматривает и не определяет, по каким видам налогов отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по налогам, как ошибочно полагает ООО "Орбитальные системы".
Ссылка ООО "Орбитальные системы" на п. 2 ст. 10, 12 Соглашения, ст. 50 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", в соответствии с которыми налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города, и доходы городского бюджета состоят в том числе и из федеральных налогов и других поступлений на территории города, не может свидетельствовать о наличии у Главы Администрации г. Байконур права на предоставление налоговых льгот и в отношении федеральных налогов и сборов.
Ст. 50 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает контроль за соблюдением положений Соглашения в части ограничения полномочий Главы Администрации г. Байконур по предоставлению налогоплательщикам льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконур для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса Байконур.
Действовавшее на момент заключения договора законодательство РФ не предусматривало право местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает право местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.
Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления индивидуальных налоговых льгот, так же как и Соглашение. Суд пришел к правильному выводу, что льготы по федеральным налогам, предоставленные ООО "Орбитальные системы" договором У-85/1 от 01.02.2001, носят индивидуальный характер.
К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ, рассматривая дело N ГКПИ 2001-1758/1794 по жалобам ООО "Поликон" и ЗАО "Борт-М" о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 747.
Ссылки заявителя на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Московской области по ранее рассмотренному делу являются необоснованными, поскольку данный судебный акт не устанавливает какие-либо обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора. Правовая оценка, данная судом договору N У-85/01 от 01.02.2001 на предмет его соответствия Соглашению, не является тем обстоятельством, которое в соответствии со ст. 69 АПК РФ не доказывается вновь при рассмотрении судом другого дела, поскольку на предмет соответствия российскому законодательству, как то предусмотрено п. 1 ст. 7 Соглашения, рассматриваемый Договор не исследовался и не оценивался.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что Договор N У-85/1 от 01.02.2001 в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ, устанавливающей общие основания недействительности всех сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Кассационная инстанция находит, что судом первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований с учетом их уточнения и с соблюдением норм процессуального закона.
Оснований для отмены и изменения решения и постановления суда не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284, 286-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.10.2002 и постановление от 19.12.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-5010/02 оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орбитальные системы" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2003 г. N КА-А41/475-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании