г. Краснодар |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А22-1060/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (ИНН 0814056468, ОГРН 1020800763169) и заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (ИНН 0814168524, ОГРН 1060814073583), извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2018 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А22-1060/2018, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (далее - учреждение) о взыскании 2 тыс. рублей финансовых санкций за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах на основании решения от 17.10.2017 N 006S19170002374.
Решением суда от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2018, управлению отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждение по предложению управления, обнаружившего несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, до вынесения решения фондом передало необходимые корректирующие сведения в пределах двухнедельного срока, установленного пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н). В связи с этим применение к учреждению финансовых санкций, установленных абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), неправомерно.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что представление учреждением сведений о получателях доходов, ранее не представлявшихся в отчетности с типом "исходная" за октябрь 2016 года, не является уточнением (дополнением) применительно к статьям 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н. Сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении четырех лиц впервые с нарушением установленного срока. Учреждение с ноября 2016 года до 26.04.2017 самостоятельно не выявило ошибку в ранее представленных за октябрь 2016 года сведениях. Фонд, выявив расхождения в отчетности, уведомил 26.04.2017 учреждение об обнаружении ошибки за октябрь 2016 года, только после чего учреждение представило дополняющие сведения.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что страхователь в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представил 02.11.2016 в фонд исходную форму СЗВ-М за октябрь 2016 года на 13 работников.
Поскольку в этом отчете не представлены сведения еще о четырех застрахованных лицах, указанных в форме РСВ-1, что выявил фонд при сопоставлении содержащихся в отчетных документах сведений, 26.04.2017 направил учреждению уведомление о выявлении ошибок и необходимости их устранения (л. д. 23 т. 1).
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года с исправленными ошибками в отношении четырех застрахованных лиц учреждение представило 27.04.2017 вместе с письмом от 27.04.2017 N 5 (л. д. 24, 25 т. 1).
Поскольку указанные сведения за октябрь 2016 года в отношении четырех застрахованных лиц представлены с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, фонд составил акт от 19.09.2017 N 006S18170002151 и принял решение от 17.10.2017 N 006S19170002374 о взыскании с учреждения 2 тыс. рублей штрафа (4 х 500 рублей) по абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ (л. д. 8, 10 т. 1).
Управление 08.11.2017 направило учреждению требование N 006S0117A0CVZYE об уплате в добровольном порядке 2 тыс. рублей штрафа до 28.11.2017 (л. д. 6 т.1).
Неисполнение требования в установленный срок повлекло обращение фонда в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Одним из реквизитов отчета по форме СЗВ-М является "Тип формы (код)", в нем указывается один из нижеперечисленных кодов: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона (в рассматриваемом случае - о лицах, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) в размере 500 рублей штрафа в отношении каждого застрахованного лица.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (абзац пятый статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что исходные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года на 13 работников учреждение представило в фонд своевременно (02.11.2016).
В этом отчете отсутствуют сведения о четырех застрахованных лицах, указанных в форме РСВ-1.
Дополняющие формы сведений с исправленными ошибками учреждение представило 27.04.2017 только после направления фондом учреждению 26.04.2017 уведомления об их устранения. При этом 27.04.2017 учреждение представило отчет по форме СЗВ-М (дополнительная форма) за октябрь 2016 года на четырех застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в отчете за октябрь 2016 года, представленном учреждением 02.11.2016.
Отказывая фонду в удовлетворении требования, судебные инстанции сочли, что учреждение до обнаружения фондом несоответствий и расхождений между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решения от 17.10.2017 N 006S19170002374 направило необходимые корректирующие сведения с соблюдением двухнедельного срока, установленного пунктом 34 Инструкции N 987н.
Ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, пункты 34, 41 Инструкции N 987н, письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379), судебные инстанции указали, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии им самостоятельно и в необходимый срок исправленные, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, выводы судебных инстанций применительно к установленным ими фактическим обстоятельствам суд кассационной инстанции считает ошибочными по следующим основаниям.
В данном случае, как установил суд, представление сведений о четырех застрахованных лицах, сведения о которых отсутствовали в отчете 02.11.2016, не является уточнением (дополнением) сведений применительно к статьям 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении четырех застрахованных лиц впервые с нарушением срока.
Факт непредставления сведений о них в установленный срок учреждение не отрицает.
Суд в описательной части судебных актов отметил и материалами дела подтверждается, что неполноту представленной первичной отчетности за октябрь 2016 года страхователь выявил не самостоятельно, а расхождения в сведениях учреждения выявлены в апреле 2017 года фондом при сопоставлении отчетности учреждения. Лица, участвующие в деле, данный факт не оспаривают. Это обстоятельство подтверждается и фактом направления дополняющей формы за октябрь 2016 года (срок представления отчетности не позднее 10 ноября 2016 года), как правильно установил суд, только 27.04.2017, и лишь после направления фондом учреждению уведомления от 26.04.2017 об устранении ошибок, выявленных в сведениях о работающих застрахованных лицах. Учреждение с ноября 2016 года по 26.04.2017 самостоятельно не выявило ошибку в ранее представленном отчете за октябрь 2016 года.
Данное уведомление направлено страхователю после проведенных фондом контрольных мероприятий в виде анализа соответствия сведений по застрахованным лицам, указанным в ежеквартальном отчете по форме РСВ-1, и ежемесячном отчете по форме СЗВ-М, в ходе которого выяснено, что сведения о ряде лиц, указанных в форме РСВ-1, отсутствуют в форме СЗВ-М за соответствующие отчетные периоды (месяц) (л. д. 23 т. 1).
В письме учреждения от 17.04.2017 N 5, направленном фонду, учреждение признает ошибочное непредставление сведений на четырех лиц за октябрь и декабрь 2016 года (л. д. 24 т. 1).
Таким образом, установленные судом фактические обстоятельства дела свидетельствуют не об исправлении (или уточнении) страхователем ранее представленной отчетности, а о направлении новых сведений после получения уведомления от страховщика на других застрахованных лиц.
Поскольку в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о четырех застрахованных лицах за октябрь 2016 года, подлежащие представлению в срок не позднее 10.11.2016, учреждение представило в фонд лишь в апреле 2017 года, выводы суда об отсутствии в его действиях вмененного ему состава правонарушения основаны на неправильном применении норм права к установленным судом фактическим обстоятельствам, установленным им в описательной части обжалуемых судебных актов.
Вывод суда о самостоятельном устранении учреждением выявленных фондом ошибок по мотиву принятия страхователем мер к их устранению в пределах указанного фондом срока устранения ошибок правового значения для правильной квалификации действий учреждения не имеет в связи с представлением им новых, а не уточняющих (корректирующих) сведений.
В статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как указано в пункте 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В письме N КА-09-25/13379 также указано на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету в пределах двухнедельного срока.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае имело место дополнительное представление сведений на четверых застрахованных лиц, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на них.
Исходя из изложенного, направление в апреле 2017 года дополняющих сведений за октябрь 2016 года не свидетельствует об отсутствии оснований для применения к учреждению финансовой санкции. Направляя дополняющие формы отчетности, учреждение не вносило изменения в индивидуальные данные по указанным лицам, а впервые представило в апреле 2017 года сведения в отношении них.
Иное толкование требований Закона N 27-ФЗ искажает цели и задачи регулирования соответствующей публичной обязанности.
В данном случае страхователь самостоятельно ошибку в представленных сведениях не исправлял, а исправил ее после обнаружения соответствующей ошибки фондом. Доказательства самостоятельного выявления ошибки и принятия мер по ее своевременному устранению до направления учреждению уведомления фонда в материалы дела не представлены. Отсутствуют и доказательства наличия какой-либо технической неисправности (сбоя) в электронной системе документооборота в момент отправки отчетности, способных повлиять на содержание и состав представляемой отчетности.
Указанный правовой подход не противоречит сформированному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 01.06.2018 N 303-КГ18-2115 правовому подходу.
Ссылка судебных инстанций на определения Верховного суда Российской Федерации является ошибочной ввиду установления иных фактических обстоятельств дела (самостоятельное выявление страхователем ошибки и ее устранение путем направления дополнительной формы, на что в рассматриваемом деле суд сослался в мотивировочной части в противоречие с правильно установленными им в описательной части судебных актов обстоятельствами и имеющихся в материалах дела доказательств).
В связи с тем судебные инстанции установили, что сведения о четырех новых застрахованных лицах за октябрь 2016 года учреждение направило только после уведомления фонда о выявленных фондом ошибок в апреле 2017 года, и за пределами установленного срока представления (после 10.11.2016), их направление в апреле 2017 года в пределах указанного фондом двухнедельного срока не свидетельствует об их корректирующем или дополняющем характере, выводы суда основаны на неправильном применении норм права. Поскольку установленные судом в описательной части судебных актов обстоятельства соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и не оспариваются участвующими в деле лицами, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять свой судебный акт об удовлетворении заявленного фондом требования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 по делу N А22-1060/2018 отменить.
Взыскать с ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Калмыкия" (Республика Калмыкия, Элиста, Ленина, 349) 2 тыс. рублей штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме N КА-09-25/13379 также указано на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету в пределах двухнедельного срока.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае имело место дополнительное представление сведений на четверых застрахованных лиц, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на них.
Исходя из изложенного, направление в апреле 2017 года дополняющих сведений за октябрь 2016 года не свидетельствует об отсутствии оснований для применения к учреждению финансовой санкции. Направляя дополняющие формы отчетности, учреждение не вносило изменения в индивидуальные данные по указанным лицам, а впервые представило в апреле 2017 года сведения в отношении них.
Иное толкование требований Закона N 27-ФЗ искажает цели и задачи регулирования соответствующей публичной обязанности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2018 г. N Ф08-9277/18 по делу N А22-1060/2018