г. Краснодар |
|
13 ноября 2018 г. |
Дело N А22-1361/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элиста Республики Калмыкия (ИНН 0814056468, ОГРН 1020800763169) и заинтересованного лица - Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Национальный архив" (ИНН 0814167224, ОГРН 1060814037680), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элиста Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Марченко О.В.) по делу N А22-1361/2018, установил следующее.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республика Калмыкия (далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Национальный архив" (далее - учреждение) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах на основании решения от 23.10.2017 N 006S19170002555.
Решением от 13.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2018, суд отказал в удовлетворении заявленного управлением требования. Судебные акты мотивированы тем, что выявленная ошибка, до ее обнаружения пенсионным фондом, самостоятельно исправлена обществом путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за соответствующий период, в связи с чем, основания для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) отсутствуют.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного управлением требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению фонда, материалами дела подтверждено совершение учреждением правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившееся в непредоставлении сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица. Сведения, представленные учреждением 04.05.2017, в дополняющей форме отчета СЗВ-М не являются дополняющими, а фактически впервые представлены учреждением с нарушением установленного законом срока.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. Одним из реквизитов отчета по форме СЗВ-М является "Тип формы (код)", в нем указывается один из нижеперечисленных кодов: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные фонду сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных фонду сведениях, до их обнаружения фондом и представить фонду достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в рассматриваемом случае - о лицах, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) в размере 500 рублей штрафа в отношении каждого застрахованного лица.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац пятый статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как видно из материалов дела, учреждение, являясь страхователем, 01.12.2016 представило в управление сведения за ноябрь 2016 года на 41 застрахованное лицо по форме СЗВ-М.
При проведении проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ фонд выявил, что учреждение дополнительно представило сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного, сведения о котором не отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт от 25.09.2017 N 006S18170002339. Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения фондом решения от 23.10.2017 N 006S19170002555 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде 500 рублей штрафа.
Определением от 28.03.2018 по делу N А22-752/2018 Арбитражный суд Республики Калмыкия отменил судебный приказ от 12.03.2018 о взыскании с учреждения в пользу фонда финансовой санкции за неполноту и недостоверность представленных сведений по СЗВ-М за ноябрь 2016 года в размере 500 рублей в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовой санкции за неполноту и недостоверность представленных сведений по СЗВ-М за ноябрь 2016 года в размере 500 рублей.
Сделав вывод об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, судебные инстанции исходили из того, что исходные сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года направлены учреждением фонду в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена учреждением путем направления дополняющих сведений; непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года выявлено управлением после исправления соответствующих сведений учреждением; вина учреждения отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
Судебные инстанции установили, что исходные сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении 41 застрахованного представлены учреждением своевременно, - 01.12.2016, а на 1 застрахованного - с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, - 04.05.2017.
В данном случае, представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в отчете 01.12.2016, не является уточнением (исправлением) сведений применительно к статьям 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения дополнительно представлены в отношении одного застрахованного лица впервые с нарушением срока.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа необходимо исходить, в частности, из виновности и противоправности деяния, презумпции невиновности.
Однако, вывод судов об отсутствии вины учреждения в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений, поскольку 04.05.2017 страхователь самостоятельно выявил отсутствие в форме "исхд" СЗВ-М за ноябрь 2016 года сведений на 1 застрахованное лицо и направил фонду 04.05.2017 форму "доп" СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, является недостаточно обоснованным.
Судебные инстанции не исследовали довод фонда о том, что учреждение представило форму "доп" СЗВ-М за ноябрь 2016 года на Коротенко О.П. (СНИЛ 010-295-605 07), ранее не указанную в форме "исхд" СЗВ-М, данное застрахованное лицо фонд выявил в представленной учреждением отчетности по форме РСВ-1 за 4 квартал 2016 года и направил учреждению 26.04.2017 по телекоммуникационным каналам связи уведомление о необходимости устранения выявленных расхождений в сведениях по 1 застрахованному лицу, которое получено учреждением 26.04.2017 и не оценили представленные в материалы дела уведомление о несоответствии представленных страхователем сведений между отчетами РСВ-1 и СЗВ-М (в том числе за ноябрь 2016 года) и извещение о его доставке учреждению (л. д. 86 - 87), а, следовательно, недостаточно исследовали вопрос о том, самостоятельно ли учреждение выявило и дополнительно представило сведения по форме "доп" СЗВ-М за ноябрь 2016 года на 1 застрахованного лица или дополнительные сведения направлены учреждением фонду после получения от последнего указанного уведомления.
Кроме того, судебные инстанции, сделав вывод о том, что учреждение представило фонду дополнительные сведения на 1 застрахованного лица 04.05.2017, не дали оценку доводу фонда, изложенному в возражении на отзыв учреждения о том, что учреждение в пределах установленного законом срока (01.12.2016) представило сведения за ноябрь 2016 года по форме "исхд" СЗВ-М на 41 застрахованное лицо, а 14.01.2017 от страхователя поступили сведения по форме СЗВ-М (с типом "дополняющая") за ноябрь 2016 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в первоначальной форме (с типом "исходящая"), представленной фонду 01.12.2016, а также не оценили представленное в материалы дела письмо учреждения от 16.10.2017 N 169 о представлении фонду отчета по форме СЗВ-М (с типом "дополняющая") на 1 застрахованного лица 14.01.2017 (л. д. 32 - 33, 57). Данные доводы и письмо подлежат исследованию и оценке с целью устранения противоречий относительно даты представления учреждением фонду отчета по форме СЗВ-М (с типом "дополняющая") за ноябрь 2016 года.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела, суду с учетом изложенного необходимо выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 по делу N А22-1361/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.