Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 25 июля 2023 г. N 2030
"Об утверждении Муниципальной программы "Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2006 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
1. Утвердить Муниципальную целевую программу "Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы.
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Лениногорского муниципального района (https://leninogorsk.tatarstan.ru) и официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район".
Руководитель |
З.Г. Михайлов |
Муниципальная целевая программа
"Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ от 25 июля 2023 г. N 2030)
1. Паспорт муниципальной целевой программы "Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы" |
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата правового акта) |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 г. N 235 "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы" |
Заказчик и разработчик программы |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района Управление сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе |
Цель программы |
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; - повышение качества жизни сельского населения и социального обустройства сельских поселений; - создание общих условий для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, стабилизации и последующего сбалансированного роста |
Задачи программы |
- стимулирование роста объема продукции животного происхождения на основе повышения продуктивности скота и птицы; - сохранение поголовья скота и птицы; - увеличение объема продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур; - улучшение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей современными видами техники и материальными ресурсами; - повышение занятости сельского населения и улучшения кадрового обеспечения; - повышение материального уровня жизни жителей села, улучшение условий труда сельского населения; - стимулирование развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - сохранение, восстановление и повышение плодородия почв на основе повышения эффективности использования минеральных и органических удобрений; - совершенствование финансово-кредитных механизмов |
Сроки реализации программы |
Программа реализуется в течение 2023-2025 годов |
Объемы и источники финансирования программы |
1058,1 млн. рублей - объем финансирования Программы в 2023-2025 годах; Источники финансирования Программы: Бюджет Лениногорского муниципального района; Республиканский бюджет; Федеральный бюджет; иные бюджетные и внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели эффективности |
Индекс роста физического объема валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2022 г. - 110%. Рост среднемесячной заработной платы к уровню 2022 г. - в 2 раза Рентабельность производства - +122,8% |
Перечень подпрограмм |
Стимулирование развития малых форм хозяйствования (КФХ, ЛПХ) Поощрение работников сельскохозяйственных товаропроизводителей Развитие растениеводства Развитие животноводства Социальное обустройство и поддержка сельских жителей |
2. Цели Программы
Цель 1. Повышение конкурентоспособности продукции местных сельхозтоваропроизводителей и повышения обеспеченности населения Лениногорского муниципального района сельскохозяйственной продукцией собственного производства на основе роста эффективности хозяйствования;
- стабильное производство продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы и сохранения поголовья;
- Устойчивое производство продукции растениеводства на основе совершенствования технологии возделывания основных видов сельскохозяйственных культур.
Цель 2. Улучшение качества жизни сельского населения и социального обустройства сельских поселений;
- повышение материального уровня жизни, улучшение условий труда и занятости сельского населения и улучшения кадрового обеспечения.
Цель 3. Создание общих условий для повышения эффективности и сельскохозяйственного производства, его динамичного и сбалансированного роста:
- улучшение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей современными видами сельскохозяйственной техники и материальными ресурсами;
- сохранение, восстановление и повышение плодородия почв на основе использования минеральных и органических удобрений;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- совершенствование фиансово-кредитных механизмов и механизмов страхования.
3. Задачи Программы
3.1. Развитие животноводства
В Лениногорском муниципальном районе проделана определенная работа по выполнению обязательств, взятых в рамках приоритетного национального проема "Развито АПК" по обеспечению повышению эффективности и сельскохозяйственного производства на ближайшие годы. На 2023-2025 годы первостепенное значение придается повышению продуктивности и устойчивости отрасли животноводства, созданию прочной кормовой базы, улучшению сохранности скота и обеспечению устойчивого эпизоотического благополучия, осуществлению комплексной программы химизации и механизации сельского хозяйства, усилению материально-технической базы производства зерна и кормов.
Рост объема производства продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет роста объемов производства продукции животноводства на основе следующих направлений:
- использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм;
- приобретения племенного скота;
- повышения уровня кормления и улучшения условий содержания животных;
- постепенного перехода на круглогодовое однотипное кормление животных;
- направленное выращивание ремонтного молодняка;
- повышения продуктивности животных;
- использование методов ранней диагностики заболеваний.
Для гарантированного обеспечения населения района в высококачественных продуктах питания, а также поставки на республиканский рынок продукции животноводства, необходимо достичь следующих целевых показателей развития животноводства во всех категориях хозяйств к концу 2025 года:
Рост производства животноводческой продукции произойдет за счет увеличения продуктивности скота и птицы, улучшения воспроизводства и сохранности скота, оптимального сбалансированного кормления животных, улучшения зооветеринарного обслуживания отрасли, повышения производительности труда.
За 2023-2025 годы планируется во всех сельских поселениях организовать пункты искусственного осеменения животных для частного сектора спермой высокопродуктивных племенных быков, что позволит существенно увеличить производство продукции животноводства в личных подворьях, а также в каждом населенном пункте обеспечить гарантированное ветеринарное обслуживание.
В животноводстве мероприятия по ресурсосбережению направлены, в первую очередь, на внедрение новых прогрессивных технологий.
Одно из главных направлений в ресурсосбережении - круглогодовое однотипное кормление животных и использование полноценных комбикормов.
Решающее значение на увеличение продуктивности животных, снижение расхода кормов и повышение экономической эффективности имеет балансирование рационов кормления животных по питательным веществам, микро и макроэлементам, протеину, незаменимым аминокислотам, витаминам.
В связи с этим стратегическим направлением в животноводстве станет использование полноценных комбикормов и балансирующих добавок для производства комбикормов в условиях хозяйств с максимальным использованием местных кормов.
Следовательно, главным направлением развития сельского хозяйства в районе является дальнейшая его интенсификация, активное и повсеместное внедрение адаптированных ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности производства и доходности сельхозтоваропроизводителей, развитие цивилизованного рынка.
3.2. Развитие растениеводства
В растениеводстве основной целью является рост производства основных видов продукции растениеводства, рентабельная деятельность отрасли во всех сельскохозяйственных предприятиях и получение прибыли, обеспечение безубыточной работы сельскохозяйственных предприятий района.
Программа развития призвана работать и одновременно закрепить комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение продуктивности земель, сохранение и повышение плодородия почв, эффективное ведение отрасли во всех сельскохозяйственных организациях.
Условия реализации подпрограммы развития земледелия и растениеводства:
а) обеспечение роста производства сельскохозяйственной продукции за счет освоения современных энергосберегающих технологии, отказа от ежегодной глубокой вспашки, перехода на безотвальную мелкую обработку, ее минимизация, перехода на новый уровень интенсификации, основанной на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов, биологического потенциала продуктивности современных сортов растений и агроэкологических ресурсов с учетом специализации на производстве экономически выгодных сельскохозяйственных культур;
б) переход системы земледелия на агроландшафтной основе, который предусматривает максимальное использование всех природных ресурсов на основе экологически сбалансированного земледелия;
в) эффективное использование имеющейся материально-технической базы и приобретение современных технологических комплексов;
г) правильное определение структуры посевных площадей. По почвенно-климатическим условиям и по характеру растительности район относится к лесостепной зоне.
Для почвенного покрова является характерным распространение различных видов черноземных почв - 80%, кроме того: серые - 17% и другие виды почв - 3%.
В последний год урожайность зерновых составила 35 центнеров с 1 гектара. Основным элементом, связующим все остальные составляющие системы земледелия, является система севооборотов. Велика роль севооборота как биологического фактора в воспроизводстве плодородия почв, создании благоприятных фитосанитарных условий в посевах, сокращении эрозионных процессов, получении экологически чистой продукции, повышении устойчивости земледелия.
Для плановой сортосмены и сортообновления необходимо ежегодно закупать 17 тонн высокорепродуктивных семян новых и перспективных сортов на каждые 1000 га посевов зерновых и зернобобовых культур.
Адаптивные сорта - основа сберегающих технологий. Возделывание таких сортов позволяет:
- повысить продуктивность пашни;
- улучшить качество продукции;
- увеличить отдачу от минеральных удобрений и снизить затраты на средства химической защиты растений.
Эффективность применения удобрений определяется, прежде всего, известкованием кислых почв и правильным размещением культур по полям с учетом их отзывчивости на известкование. Устранение избыточной кислотности почти в 2 раза повышает эффективность минеральных удобрений.
Длительное время считалось, что черноземы - это кладовая природы, из которой можно без больших затрат черпать энергетические ресурсы для жизнедеятельности человека, но это не так.
В последние годы наблюдается тенденция нарастания кислотности черноземных почв. Это связано с несбалансированным внесением минеральных удобрений, резкому повышению расхода кальция и магния из почв в связи с интенсивным ведением сельскохозяйственного производства.
Сохранение плодородия земель должно являться одним из основных условий устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
Большой вред наносится эрозией почв, вызывая деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и тем самым, причиняя невосполнимый ущерб земельным ресурсам.
Площади эродированной пашни по району достигают 18,7 тысяч гектаров и составляют 25%.
Реализация комплекса мероприятий по данному направлению создает условия для экономии прямых и косвенных затрат и повышения эффективности сельскохозяйственного производства района.
3.3. Социальное обустройство и развитие социальной и инженерной и инфраструктуры сельских поселений
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий Лениногорского района является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя комплекс мероприятий по социальному обустройству и развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений.
Реализация комплекса мероприятий по данному направлению создает условия для повышения привлекательности условий жизни в сельских поселениях, сближения условий жизни городского и сельского населения, повышения рождаемости, притока и закрепления трудовых ресурсов как одного из основных факторов производства в сельском хозяйстве. Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и иных бюджетных и внебюджетных источников.
3.4. Стимулирование развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов к кредитам;
- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
- повышение доходов сельского населения.
Для повышения роли малых форм хозяйствования в обеспечении динамичного экономического роста сельскохозяйственного производства, занятости сельского населения и улучшения уровня его жизни предусматривается дальнейшее развитие малых форм предпринимательства и кооперативов в сельском хозяйстве, в том числе в сфере организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В комплексе мероприятий по данному направлению предусматривается:
- повышение доступности системы потребительского кредитования для сельских жителей и молодых специалистов;
- организация конкурсного распределения бюджетных ассигнований и кредитных ресурсов для выполнения кратко- и среднесрочных инвестиционных проектов по социальному обустройству сельских поселений;
- субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование будущего урожая за счет республиканского бюджета;
- развитие страховой культуры сельскохозяйственных товаропроизводителей путем информирования о преимуществах страхования, упрощения процедур страхования и оказания текущих консультаций;
- участие малых форм хозяйствования в республиканских и федеральных программах по развитию субъектов малого предпринимательства (гранты).
4. Объемы и источники финансирования
Финансирование Программы осуществляется по многоканальному принципу: за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджета Лениногорского муниципального района и внебюджетных источников.
Источник и расходов |
Объем финансирования, млн руб. |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2023 |
2024 |
2025 |
||
Республиканский бюджет, включая софинансирование из федерального бюджета |
440 |
140 |
150 |
150 |
Муниципальный бюджет |
18,1 |
5,9 |
6,1 |
6,1 |
Другие источники |
600 |
200 |
200 |
200 |
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы и ответственным исполнителем (координатором) реализации мероприятий Программы является Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района.
В Исполнительном комитете Лениногорского муниципального района образуется комиссия по реализации мероприятий Программы.
Предприятия и организации, находящиеся на территории Лениногорского муниципального района являются соисполнителями и ответственными за решение задач и выполнение мероприятий Программы, которые находятся в их компетенции.
Ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, комиссия, образованная в Исполнительном комитете Лениногорского муниципального района готовит информацию о ходе и результатах реализации мероприятий Программы совместно со специалистами Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе.
6. Показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы
К общим показателям (индикаторам) программы отнесены:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категории (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.
Оценка достижения показателей "индекс производств продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)", "индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)", "индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (и сопоставимых ценах)" производится исходя из официальных статистических данных.
Оценка достижения показателя "индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах)" производится исходя из официальных статистических данных.
Оценка достижения показателя "индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства" производится исходя из официальных статистических данных.
Оценка достижения показателя "рентабельность сельскохозяйственных организаций производится области исходя из данных годовой формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Оценка достижения показателя "среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)" производится исходя из официальных статистических.
Прогнозные значения показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач муниципальной программы приведены в таблице приложения.
N п/п |
Наименование индикатора непосредственного результата |
Ед. измерения |
Значение индикатора непосредственного результата |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Индикаторы: |
|
|
|
|
1. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущему году |
101 |
103 |
105 |
2. |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) при благоприятных погодных условиях |
% к предыдущему году |
101 |
101 |
102 |
3. |
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущему году |
101 |
102 |
106 |
4. |
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущему году |
102 |
102 |
102 |
5. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства |
% к предыдущему году |
102 |
103 |
103 |
6. |
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) |
% |
6,8 |
7,3 |
9,8 |
7. |
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве |
Руб. |
30780 |
40579 |
45987 |
Достижение обозначенных целей планируется за счет решения следующих задач:
- на основе модернизации агропромышленного комплекса и перехода к инновационной модели функционирования;
- стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов;
- укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
7. Основные ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Производство скота (в реализации в живом весе) к 2025 году возрастет до 6,5 тысяч голов, молока до 17,2 тыс. тонн. Основной прирост будет получен за счет увеличения поголовья скота, роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) увеличится до 50000 рублей.
Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 3 процента, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 10 процентов (с учетом субсидий).
8. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Эффективность реализации муниципальной программы в целом оценивается ежегодно исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
В результате реализации мероприятий программы в 2023-2025 годах планируется достижение следующих показателей, характеризующих эффективность реализации программы:
в количественном выражении:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году к 2022 году составит 108 процента, в том числе продукции растениеводства - 103 процента, продукции животноводства 108 процента;
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2025 году к 2022 году составит 104 процента;
индекс физического объема инвестиций в основной каптал сельского хозяйства в 2025 году к 2022 году составит 6 процентов;
уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2025 году - 8 процентов (с учетом субсидий);
среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) - 50000 рублей;
повысится уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и продукции, производимой в агропромышленном комплексе области;
в качественном выражении:
индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, рост оплаты труда в сельском хозяйстве - на степень решения социальных проблем отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 25 июля 2023 г. N 2030 "Об утверждении Муниципальной программы "Об устойчивом и стабильном производстве продукции сельского хозяйства на 2023-2025 годы"
Вступает в силу с 28 июля 2023 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 28 июля 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 31 июля 2024 г. N 1096
Изменения вступают в силу с 1 августа 2024 г.