г. Краснодар |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А32-55729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Ступак В.А. (доверенность от 22.12.2017), от третьих лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита"" - Нецветаевой М.Ю. (доверенность от 14.11.2018), Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - Блюзнюка И.Ф. (доверенность от 17.11.2017), в отсутствие ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-55729/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131 (литера Л, под литеры Л, л2, л3) площадью 361,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2 и признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП КК "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита"" (далее - предприятие), Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2018 (судья Ермолова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2018 решение от 03.05.2018 отменено, исковые требования удовлетворены частично. Судом апелляционной инстанции признано право собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0112056:131 (литера Л, под литеры Л, л2, л3) площадью 361,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление от 26.07.2018 и оставить без изменения решение суда от 03.05.2018. По мнению подателя жалобы, правовые основания для возникновения у истца права собственности на спорный объект отсутствуют. Спорное здание не входит в состав имущественного комплекса, переданного по акту приема-передачи в собственность Краснодарского края.
В судебном заседании представители истца и третьих лиц высказали свои возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и третьих лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с поручением Совета Министров РСФСР от 07.09.1976 N М-3577 решением суженного заседания исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 30.11.1977 "О создании специального хозрасчетного предприятия по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны в Краснодарском крае" создано Специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны.
30 ноября 1977 года принято решение суженного заседания исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов об обязании Краснодарского горисполкома подобрать для размещения управления спецпредприятия помещение площадью 100 кв. м и для развертывания производственных участков площадью 500 кв. м.
Решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от 31.03.1989 N 143 одноэтажное строение общей площадью 91,6 кв. м по ул. Железнодорожной, 2 передано с баланса ЖЭК-12 Октябрьского района на баланс спецпредприятия ГО края.
27 октября 1989 года решением Краснодарского городского Совета народных депутатов N 512 уточнена площадь передаваемого на баланс предприятию помещения - 91,8 кв. м.
17 марта 1980 года главным государственным санитарным врачом Краснодарского края спецпредприятию по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны выдано заключение, которым согласован проект строительства лаборатории ремонта и градуировки дозиметрических приборов гражданской обороны спецепредприятием ГО в г. Краснодаре по ул. Железнодорожной, 2.
Решением исполкома Октябрьского Совета народных депутатов от 20.12.1991 N 506/49 специальное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны перерегистрировано в спрецпредприятие ГО "Защита".
Приказом Департамента муниципальной собственности и городских земель от 30.07.2008 N 906 из реестра муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар исключены нежилые помещения административного здания, расположенные в литере "Л, под/Л, л2, л3" общей площадью 352,9 кв. м по ул. Железнодорожной, 2, указанное имущество передано по акту приема-передачи спецпредприятию ГО "Защита".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 22.12.2009 N 1525-р внесены изменения, указывающие на организационно-правовую форму предприятия - федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита".
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 30.11.2011 N 729-р на основании акта приема-передачи федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита" передано из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
Федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита", как имущественный комплекс расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 2, гараж (литера 19), сарай, (литера 3 - 1), склад (литеры К, К1, к5, к7, к8), склад (литеры Г6, Г16) и прочие объекты, передан в государственную собственность Краснодарского края и принят последним по акту приема-передачи от 11.01.2012.
На указанные объекты в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Краснодарского края и право хозяйственного ведения предприятия, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Как указывает департамент, спорный объект недвижимого имущества, ошибочно не включен в акт приема-передачи предприятия, как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края от 11.01.2012.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.09.2017 N 23/237/006/2017-2457, в отношении спорного объекта с 28.04.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Из справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 22.10.2009 N 1186 следует, что спорный объект недвижимого имущества находится в хозяйственном ведении предприятия.
По утверждению истца, с 1979 года спорное здание фактически не выбывало из владения и пользования предприятия, здание необходимо для осуществления деятельности предприятия, в нем размещены и функционируют по настоящее время администрация предприятия, исследовательская лаборатория и пункт хранения радиоактивных источников при дозиметрической лаборатории, в связи с чем спорный объект является составной частью имущественного комплекса предприятия.
Сообщением от 21.07.2014 N 17-431/19327 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно письму Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 24.07.2017 N 68-2895/17-01-08, при передаче предприятия, как имущественного комплекса, из федеральной собственности в собственность Краснодарского края по неизвестным причинам спорное здание в реестр передаваемого имущества не включено, в то время как остальные 22 объекта недвижимости, расположенные по этому же адресу (г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2), переданы в собственность Краснодарского края.
В письмах от 04.09.2017 N 07/34483 и 30.10.2017 N 07/41619 управление отказало министерству в принятии решения о передаче спорного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента с иском в арбитражный суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункт 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" (далее - постановление N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.02.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности, на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Кодекса, а также иного имущества.
Согласно статье 300 Кодекса при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 30.11.2011 N 729-р "О безвозмездной передаче федерального государственного унитарного предприятия гражданской обороны "Защита" как имущественного комплекса, в государственную собственность Краснодарского края", на основании акта приема-передачи федеральное государственное унитарное предприятие гражданской обороны "Защита" передано из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края и принято в собственность Краснодарского края имущество, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 2, а именно: гараж (литера 19), сарай (литеры 3 - 1), склад (литеры К, К1, к5, к7, к 8), склад (литеры Г6, Г16) и др. объекты).
Указанное распоряжение издано в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 65-рс, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.12.2010 N СМ-16/38071.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что спорное здание фактически использовалось как составляющий и основной элемент имущественного комплекса, используемого спецпредприятием (правопредшественник предприятия) в своей уставной деятельности и обладало вещным правом на спорное здание на момент передачи предприятия, как имущественного комплекса, из федеральной собственности в собственность Краснодарского края.
Суд апелляционной инстанции установил факт владения спорным имуществом правопредшественником предприятия с 1979 года и правильно указал, что здание необходимо для осуществления деятельности предприятия (хранение и обслуживание имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, которое распоряжением Правительств Российской Федерации от 26.01.2010 N 65-рс разбронировано и передано в государственную собственность Краснодарского края). Предприятие несет бремя содержания спорного объекта недвижимости (оплата коммунальных и эксплуатационных услуг), что подтверждается, в том числе актами выполненных работ и свидетельствует о том, что спорное имущество не выбывало из владения и пользования предприятия, как при отнесении спецпредприятия к федеральному уровню собственности, так и к краевому.
Ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства использования спорного здания для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции.
Какие-либо ограничения, связанные с нахождением здания в государственной собственности Краснодарского края, судом апелляционной инстанции также не установлены.
Довод управления о том, что спорный объект не входит в состав имущественного комплекса, переданного по акту приема-передачи от 11.01.2012 в собственность Краснодарского края, противоречит установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам.
В части требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный объект, судебные акты не обжалуются, в связи с чем судом кассационной инстанции не проверяются.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку, установленных фактических обстоятельств дела, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу N А32-55729/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункт 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" (далее - постановление N 10/22).
...
Согласно статье 300 Кодекса при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
...
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2018 г. N Ф08-9334/18 по делу N А32-55729/2017