г. Краснодар |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А20-929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0724000012, ОГРН 1080707000747) - Шортаева В.Х. (доверенность от 25.12.2017), Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009610, ОГРН 1040700231758)о - Устарханова Р.А. (доверенность от 15.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибова Аркадия Анатольевича (ИНН 070501666212, ОГРНИП 313072411400018), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.07.2018 (судья Дабагова Л.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А20-929/2018, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибов Аркадий Анатольевич (далее - глава КФХ, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) о признании недействительными требования от 20.07.2017 N 557843 и решения от 16.09.2017 N 49407.
Решением от 11.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2018, заявленные требования удовлетворены на том основании, что требование вынесено с пропуском совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое требование выставлено инспекцией в пределах срока, установленного налоговым законодательством.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция выставила главе КФХ требование N 557843 об уплате 20 967 рублей 75 копеек страховых взносов 200 рублей 07 копеек пеней по состоянию на 20.07.2017, со сроком исполнения 09.08.2017.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, инспекция вынесла решение 16.09.2017 N 49407 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17.01.2018 N 03/1-03/00234@ требование и решение инспекции оставлены без изменения.
Глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" (далее - Закон N 250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство. Аналогичное регулирование действует и в статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Статьей 16 Закона N 212-ФЗ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. При этом из части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного закона (которой определено, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются в фиксированных размерах).
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (пункт 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявление главы КФХ, исходили из того, что требование инспекции выставлено за пределами срока, установленного действующим законодательством. Поскольку срок уплаты страховых взносов определен законом 31.12.2016, днем выявления недоимки необходимо считать следующий после наступления срока уплаты налога день - 01.01.2017. Следовательно, требование об уплате налога, сбора в отношении главы КФХ должно было быть вынесено налоговым органом и направлено в адрес налогоплательщика не позднее 31.03.2017, а решение о взыскании не позднее 14.06.2017
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что требование об уплате налогов (сборов, пени, штрафов) является незаконным, в связи с нарушением требований, предъявляемых к его содержанию и пропуском налоговым органом совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке. Поскольку требование является недействительными, то и вынесенное впоследствии решения налогового органа от 16.09.2017 N 49407, направленные на его исполнение, также является недействительным, поскольку процедура принудительного взыскания состоит из последовательных взаимосвязанных этапов, при нарушении одного из которых взыскание налога и пеней за счет имущества нарушает установленный законом порядок бесспорного взыскания обязательных платежей.
Суды обоснованно исходили из того, что для исчисления сроков выставления оспариваемых ненормативных актов налогового органа необходимо установить, когда налоговый орган и пенсионный фонд обязаны были начать процедуру бесспорного взыскания недоимки, не истекли ли сроки взыскания на момент подписания и направления акта передачи задолженности пенсионным фондом налоговому органу.
Вместе с тем, выводы судов о правомерности требований налогоплательщика являются преждевременными исходя из следующего.
Нормы права, регулирующие уплату страховых взносов, устанавливают разные сроки уплаты страховых взносов в зависимости от величины суммы дохода плательщиков страховых взносов (до окончания расчетного периода и, следовательно, до даты подачи расчета в контролирующий орган и (или) после завершения расчетного периода и подачи расчета в контролирующий орган).
В материалах дела отсутствует расчет страховых взносов по отыскиваемой задолженности и доказательства его подачи в орган пенсионного фонда либо в налоговый орган. В дело не представлены иные доказательства величины дохода налогоплательщика за расчетный период и даты подачи соответствующего расчета в контролирующий орган. Соответствующие доводы главы КФХ, принятые судебными инстанциями, не проверены доказательствами. Следовательно, судами сделан преждевременный вывод о сроках уплаты страховых взносов главой КФХ и дне выявления недоимки.
В пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения судам о применении статьи 70 Налогового кодекса (сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов). Согласно указанным разъяснениям требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога, либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога.
При постановке выводов о дне выявлении недоимки, суды не установили, на основании каких данных пенсионный фонд, а за ним и налоговый орган узнали о недоимке в отсутствие расчета главы КФХ, при отсутствии сведений о проведении контролирующим органом контрольных мероприятий. Суды указали, что 11.07.2017 налоговому органу была передана информация о наличии недоимки у главы КФХ по страховым взносам по итогам 2016 года, однако данная информация в материалах дела отсутствует.
Поскольку решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; истребовать доказательства у лиц участвующих в деле в подтверждение их позиций в споре, на основе оценки которых установить обстоятельства дела, устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А20-929/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.