г. Краснодар |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А15-2947/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, ответчика - общества с ограниченной ответственность "Приморье" (ИНН 0515000682, ОГРН 1020500992698), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 (судьи Макарова Н.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А15-2947/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приморье" (далее - общество) о взыскании 1 128 852 рублей задолженности по арендной плате согласно договору аренды земельного участка от 22.08.2008 б/н-1 за период с 2008 год по первое полугодие 2017 года, и расторжении договора.
Определением от 02.06.2017 требование о расторжении договора аренды от 22.08.2008 б/н-1 выделено в отдельное производство (выделенному делу присвоен номер N А15-3055/2017).
Решением от 14.11.2017 исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу территориального управления взыскано 394 669 рублей 13 копеек задолженности по арендной плате, в доход федерального бюджета - 8877 рублей 10 копеек государственной пошлины; в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что исковое заявление подано посредством почтовой связи и сдано в отделение связи 24.05.2017, поэтому срок исковой давности по спорным правоотношениям за период до 24.05.2014 истек, требования истца в размере 645 952 рублей 29 копеек за данный период не подлежат удовлетворению. При этом, поскольку общество не представило доказательств погашения задолженности по арендной плате в период с 24.05.2014 по 31.12.2016, - требования в части взыскания 394 669 рублей 13 копеек задолженности (с учетом уровня инфляции за 2014 год - 5%, за 2015 год - 12,2%, за 2016 год - 6,4%) являются обоснованными.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2018 решение от 14.11.2017 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:0019 предоставлен обществу по договору аренды от 22.08.2008 б/н-1 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем обратный вывод суда первой инстанций ошибочен. Размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила, постановление от 16.07.2009 N 582), вступивших в силу с 04.08.2009, размер арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно справке Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Дагестан ставка земельного налога по данной категории земельных участков - 1,5% от кадастровой стоимости. Размер задолженности за период с 24.05.2014 по 31.12.2016 составил 36 455 рублей 66 копеек, которая погашена в полном объеме в добровольном порядке согласно чекам-ордерам от 20.06.2018 N 4996, 4998 на общую сумму 119 309 рублей 87 копеек.
В кассационной жалобе территориальное управление просит апелляционное постановление от 06.08.2018 отменить, оставить в силе решение от 14.11.2017, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) норм материального права, несоответствие выводов апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан", а также пункта 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:0019 отнесен к землям курортной зоны республиканского значения и землям первой зоны округа санитарной охраны (земли рекреационного назначения). Каякентская районная администрация неправомерно предоставила на праве постоянного (бессрочного) пользования правопредшественнику общества земельный участок площадью 12 га (в состав которого входит арендуемый участок) из земель рекреационного назначения на побережье Каспийского моря. Решение Каякентского райсовета народных депутатов от 10.09.1991 N 196 (о подготовке материалов для отчуждения и закрепления земельных угодий за малым предприятием) и свидетельство на землепользование от 22.10.1992 N 081 противоречат закону. Доказательства тому, что договор аренды земельного участка от 22.08.2008 б/н-1 заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общества (правопреемника малого предприятия) земельным участком площадью 12 га, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемый судебный акт апелляционного суда, поясняя, что ранее действовавшим законодательством райкоземы наделялись полномочиями по ведению кадастрового учета земельных участков и регистрации прав на них, составленная ими документация являлась официальной землеотводной, правоподтверждающей кадастровой документацией, соответственно, выдача Каякентским райсоветом народных депутатов Агропромышленному малому предприятию ООО "Приморье" (правопредшественник общества) свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 22.10.1992 N 081 осуществлена в пределах его полномочий. Конкуренция по приобретению права на земельный участок (05:08:000065:0019) отсутствовала, поскольку обществу принадлежит исключительное право на использование данного земельного участка, ввиду чего определение территориальным управлением рыночной стоимости арендной платы за пользование данным участком неправомерно.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Согласно статье 163 Кодекса в судебном заседании от 07.11.2018 объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 09.11.2018, информация о котором размещена в сети Интернет; после перерыва судебное разбирательство по жалобе продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Дагестанской ССР от 02.10.1991 N 331 "Об организации малого агропромышленного предприятия АПМП Каякентского района" и приказу по Махачкалинскому рыбоконсервному комбинату (ныне - ОАО "Рыбопромышленная коммерческая компания "Порт-Петровск"") от 25.11.1991 "Об организации малого агропромышленного предприятия АПМП Каякентского района МП "Первомайск"" и на основании договора об учреждении агропромышленного малого предприятия (АПМП) от 10.09.1991 под учредительством Каякентсткого райисполкома, Минсельхозпрода ДАССР и Махачкалинского рыбоконсервного комбината создано агропромышленное малое предприятие, зарегистрированное решением Каякентского райсовета народных депутатов от 10.09.1991 N 196.
Каякентским райсоветом и Каякентским райкомземом малому предприятию выдано свидетельство от 22.10.1992 N 081 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 12 га (на базе существующих рыбзаводов N 9, 10, 11). Основными видами деятельности предприятия являются производство продукции сельского хозяйства, отлов и разведение рыб (т. 1, л. д. 94).
Постановлением Каякентской районной администрации от 05.12.2000 N 327 "О приведении правового статуса АПМП "Приморье" в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации" малое предприятие исключено из Госреестра, вместо него занесено общество, которое считается правопреемником АПМП.
По передаточному акту от 10.12.2000 обществу переданы основные средства и объекты недвижимости (здания конторы, жилые и нежилые помещения, склады, лабазы, казармы и т.д., рыбзаводы N 9, 10, 11) (т. 1, л. д. 86).
22 августа 2008 года территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды б/н-1, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор - принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 05:08:000065:0019, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район - для отлова и переработки рыбопродуктов, в границах, указанных в кадастровом плане участка общей площадью 3,999 га, на участке имеется рыбзавод N 9 (т. 1, л. д. 89 - 93).
Согласно разделу 2 договора срок его действия установлен на 49 лет, вступает в силу с даты государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 арендатор обязался уплачивать арендодателю арендную плату в размере 83 900 рублей в год в соответствии с актом об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется арендодателем путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Объект аренды передан арендатору по передаточному акту от 22.08.2008, являющемуся приложением договора от 22.08.2008 б/н-1, государственная регистрация договора произведена 23.11.2009 в установленном порядке (т. 1, л. д. 93).
В силу пунктов 4.1, 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, территориальное управление в целях осуществления полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе земельных участков, расположенных на территории Республики Дагестан, предоставляет их в аренду.
В адрес общества 02.09.2016 территориальное управление направило уведомление N 03-1935, в котором сообщило о наличии задолженности по арендной плате в сумме 964 263 рублей, без учета пени, а также об уровне инфляции на 2016 год (6,4%), предупредив, что в противном случае будет инициирован судебный процесс о взыскании денежных средств и отмене договора в соответствии с действующим законодательством.
Не исполнение ответчиком требований, указанных в претензионном письме, послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Статья 614 Гражданского кодекса закрепляет, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статей 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением от 16.07.2009 N 582, арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался пунктом 8 постановления от 16.07.2009 N 582, согласно которому при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Апелляционная коллегия, повторно рассмотрев дело, правомерно исходила из следующего.
Распоряжением от 13.12.2007 N 284-р Федерального агентства по управлению государственным имуществом утверждены границы и площади земельных участков, находящихся в пользовании общества, включая спорный (кадастровый номер 05:08:000065:0019 - 3,999 га). Данным актом указано на необходимость подготовки проекта договора долгосрочной аренды (на 49 лет) с обществом по завершении регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Распоряжение основано на статьях 268 Гражданского кодекса, пункте 1 статьи 36 и пункте 3 статьи 96 Земельного кодекса.
Согласно статье 268 Гражданского кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса (в редакции от 08.11.2007) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исходя из анализа материалов дела и приведенных норм, вывод апелляционной инстанции о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования общества спорным земельным участком надлежит признать верным.
Апелляционным судом также проверены доводы истца о правопреемстве общества, с учетом устава, зарегистрированного администрацией Каякентского района Республики Дагестан от 05.12.2008 N 327 (т. 1, л. д. 164 - 168).
Статьей 424 Гражданского кодекса закреплено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 постановления от 16.07.2009 N 582 арендная плата в отношении земельного участка, ограниченного в гражданском обороте, определяется в размере 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В договоре стороны согласовали, что объектом аренды является земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов (для отлова и переработки морепродуктов).
Данные обстоятельства суд первой инстанции при разрешении спора не учел, не применил закон, подлежащий применению, тогда как апелляционная коллегия правильно определила, что размер арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка. Поскольку задолженность за период с 24.05.2014 по 31.12.2016, составившая 36 455 рублей 66 копеек, ответчиком погашена в полном объеме (согласно чекам-ордерам от 20.06.2018 N 4996, 4998 на общую сумму 119 309 рублей 87 копеек), - отказ в удовлетворении иска надлежит признать обоснованным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Основания для отмены или изменения апелляционного постановления от 06.08.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А15-2947/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.