г. Краснодар |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А53-6491/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахметовой А.М., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ДГТУ - КОНСАЛТСЕРВИС" (ИНН 6165172436, ОГРН 1116165007331) - Юрченко М.О. (доверенность от 20.02.2018), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донской Государственный Технический Университет" (ИНН 6165033136, ОГРН 1026103727847), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДГТУ - КОНСАЛТСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2018 (судья Брагина О.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 (судьи Шапкин П.В., Баранова Ю.И., Еремина О.А.) по делу N А53-6491/2018, установил следующее.
ООО "ДГТУ - КОНСАЛТСЕРВИС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБОУВО "Донской Государственный Технический Университет" (далее - учреждение) о признании незаконными действий заказчика по отклонению заявки общества на участие в открытом аукционе.
Решением от 09.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.08.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, факт наличия у заказчика доли в уставном капитале общества не соответствует признакам конфликта интересов, установленных в пункте 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); представитель заказчика (ректор) не является представителем участника (руководителем), не обладает полномочиями по представлению интересов участника. Суды неверно применили положения статей 51, 53 и 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 66, 67 и 69 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 13.10.2017 на официальном сайте Российской Федерации учреждение разместило извещение N 31705550286 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона. Предмет государственного контракта - поставка автоприцепа.
Общество подало заявку на участие в электронном аукционе и было допущено к участию (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 02.11.2017).
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе составлен протокол подведения итогов электронного аукциона от 07.11.2017, согласно которому заявка общества признана не соответствующей аукционной документации на основании пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку доля учреждения в уставном капитале общества более 10%.
Полагая, что действия заказчика по отклонению заявки на участие в открытом аукционе являются незаконными, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов; договор заключается с лицом, выигравшим торги. Пунктом 4 статьи 447 и пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги проводятся в форме открытых и закрытых аукционов и конкурсов.
Основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом, и только те нарушения, которые могли привести к неправильному определению победителя.
Пунктом 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен, в том числе, аукцион в электронной форме.
Под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона N 44-ФЗ).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Закона (часть 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды поддержали вывод аукционной комиссии о наличии конфликта интересов и отметили, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд состоит из Закона N 44-ФЗ, а также иных федеральных законов, регулирующих указанные отношения, в частности, Закона N 135-ФЗ (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу изложенных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Суды установили, что учреждение является одним из учредителей общества и имеет долю в уставном капитале общества в размере 49% (номинальная стоимость доли 10 тыс. рублей); данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ общества (т. 1, л. д. 28). Руководитель заказчика участвовал в качестве представителя учредителя при создании общества, принимал участие в голосовании по вопросам учреждения общества. Таким образом, руководитель учреждения (ректор) представляет интересы заказчика и участника закупки.
Следовательно, как верно признали суды, действия аукционной комиссии заказчика по игнорированию наличия конфликта интересов заказчика и участника закупки могли повлечь ограничение конкуренции, нарушение прав участников аукциона и исключение возможности экономии бюджетных средств.
Указанная правовая позиция судов по рассматриваемому делу согласуется с выводами, отраженными в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А53-6491/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что учреждение является одним из учредителей общества и имеет долю в уставном капитале общества в размере 49% (номинальная стоимость доли 10 тыс. рублей); данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ общества (т. 1, л. д. 28). Руководитель заказчика участвовал в качестве представителя учредителя при создании общества, принимал участие в голосовании по вопросам учреждения общества. Таким образом, руководитель учреждения (ректор) представляет интересы заказчика и участника закупки.
Следовательно, как верно признали суды, действия аукционной комиссии заказчика по игнорированию наличия конфликта интересов заказчика и участника закупки могли повлечь ограничение конкуренции, нарушение прав участников аукциона и исключение возможности экономии бюджетных средств.
Указанная правовая позиция судов по рассматриваемому делу согласуется с выводами, отраженными в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф08-9774/18 по делу N А53-6491/2018