г. Краснодар |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А32-1915/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Буренкова Д.Л. (доверенность от 22.12.2017), от ответчика - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" - Вердиева Д.М. (доверенность от 27.11.2017) и Дараселия Е.В. (доверенность от 18.05.2017), в отсутствие ответчика - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, третьих лиц: государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа-интернат "Туапсинский морской кадетский корпус" Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Баранова Ю.И., Новик В.Л., Шапкин П.В.) по делу N А32-1915/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (далее - администрация) и ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения" (далее - университет) об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества: нежилых помещений общей площадью 255,6 кв. м, расположенных на 1 этаже в здании (литера В) общей площадью 2051,3 кв. м, 1957 года постройки, по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, 85, состоявшие на 19.04.2004 из следующих помещений: помещение N 1 площадью 22,3 кв. м, помещение N 2 площадью 17,1 кв. м, помещение N 3 площадью 7,8 кв. м, помещение N 4 площадью 26,8 кв. м, помещение N 4а площадью 50,2 кв. м, помещение N 8 площадью 131,4 кв. м путем передачи их по двухстороннему акту ГБОУ школе-интернату "Туапсинский морской кадетский корпус" Краснодарского края (далее - учреждение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением суда от 15.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2017, решение от 15.03.2017 и постановление от 17.08.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением суда от 29.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, законодательством не предусмотрено утверждение перечня передаваемого имущества после его фактической передачи. Вывод судов о не возможности идентификации спорного имущества не соответствует материалам дела.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, представители университета возражали против его удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей департамента и университета, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в соответствии с указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.07.1998 N В-7075 "О передаче школы-интерната N 1 на ст. Туапсе", приказом начальника Северо-Кавказской железной дороги от 02.02.1999 N 24/п "О передаче школы-интерната N 1 на ст. Туапсе в муниципальную собственность" в собственность муниципального образования г. Туапсе Краснодарского края переданы здания, коммуникации, имущество и оборудование школы-интерната N 1.
Постановлением главы администрации г. Туапсе от 08.02.1999 N 247 "О приеме в ведение и на баланс комитетом по науке, образованию и делам молодежи железнодорожной школы N 1 с баланса отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги" в ведение комитета по науке образованию и делам молодежи муниципального образования г. Туапсе принята и поставлена на баланс железнодорожная школа-интернат N 1 со всеми вспомогательными помещениями, надворными постройками, оборудованием и инвентарем.
Право собственности Туапсинского городского поселения Туапсинского района на учебный корпус (литера В) общей площадью 2051,3 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, 85, зарегистрировано 03.08.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.07.2010, выпиской из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) от 18.11.2016 N 90-28730174.
17 мая 1999 года заключен договор N 44 в соответствии с которым администрация передала университету в аренду нежилые помещения по ул. Богдана Хмельницкого, 85 общей площадью 1788,26 кв. м, под образовательную деятельность сроком на 15 лет с 01.05.1999.
Согласно акту передачи от 17.05.1999 в аренду переданы помещения, расположенные в двух зданиях: двухэтажном площадью 365,8 кв. м, а также четырехэтажном площадью 1897,43 кв. м. С согласия арендатора первый этаж - правый вход и мастерские площадью 288,47 кв. м четырехэтажного здания временно оставлены в пользовании школы-интерната N 1 до решения вопроса о переносе мастерских в другие помещения; правое крыло двухэтажного здания общей площадью 165,01 кв. м оставлено временно в пользовании школы-интерната до 01.06.2004 N 1. Общая площадь принимаемых в аренду помещений составляет 1789,26 кв. м.
Таким образом, в пользовании школы-интерната N 1 находилась часть четырехэтажного здания (литера В), а именно правый вход и мастерские площадью 288,47 кв. м.
14 июня 2005 года администрация и университет заключили договор аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Туапсе, в соответствии с которым университету во временное владение передается находящееся на балансе учреждения здание общей площадью 1916,3 кв. м, по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, 85.
Из исторической справки, представленной ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 29.08.2016 N 4-1698, следует, что первичная инвентаризация учебного корпуса (литера В) проведена 16.04.1959, площадь здания составляла 1924,94 кв. м. По данным технической инвентаризации, проведенной в 2001 году, общая площадь здания (литера В) составила 1916,3 кв. м, изменение произошло в результате внутренней перепланировки. В 2004 году подготовлен технический паспорт на нежилое помещение расположенное на первом этаже (литера В) площадью 255,6 кв. м. В здании учебного корпуса (литера В) подвальный этаж отсутствует.
Из раздела технического паспорта "Общие сведения" по состоянию на 19.04.2004 следует, что нежилые помещения в здании (литера В) площадью 346,14 кв. м (по внешнему обмеру), 255,6 кв. м (по внутреннему обмеру) занимает учреждение.
В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2005 N 912-р "Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", на основании акта приема-передачи муниципального учреждения города Туапсе в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе от 29.12.2005, муниципальное общеобразовательное учреждение "Туапсинская морская кадетская школа-интернат" передано из муниципальной собственности муниципального образования город Туапсе в государственную собственность Краснодарского края.
На основании приложения N 1 к акту приема-передачи муниципального учреждения от 01.10.2005 - перечня имущества муниципального учреждения, принимаемого в государственную собственность Краснодарского края из муниципальной собственности муниципального образования город Туапсе по состоянию на 01.10.2005, в государственную собственность Краснодарского края передано недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении муниципального учреждения и расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Богдана Хмельницкого, 85, а именно:
1) здание учебного корпуса (литера А) площадью 1560,9 кв. м, нежилое помещение (литера В) площадью 255,6 кв. м с подвалом;
2) здание спального корпуса (литера Б) площадью 1981, 6 кв. м с подвалом;
3) здание мастерской (литера Г) площадью 365,6 кв. м;
4) здание гаража (литера Д) площадью 189,2 кв. м.
Пунктом 3 распоряжения главы администрации Краснодарского края от 28.10.2005 N 912-р установлено, что право государственной собственности Краснодарского края на муниципальные образовательные учреждения возникает с момента подписания актов приема-передачи муниципальных образовательных учреждений, указанных в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 28.10.2005 N 912-р.
Акт приема-передачи подписан 29.12.2005 всеми сторонами: департаментом имущественных отношений Краснодарского края, департаментом образования и науки Краснодарского края и главой муниципального образования город Туапсе.
Указывая на данные обстоятельства и, полагая, что право собственности Краснодарского края на муниципальное учреждение и все, находящееся у него на праве оперативного управления имущество, в том числе на нежилые помещения в здании (литера В) площадью 255,6 кв. м, возникло с 29.12.2005, однако право собственности на спорное имущество незаконно зарегистрировано за администрацией, департамент обратился в суд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Иск о признании вещного права является способом восстановления и защиты нарушенного права.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 301 Гражданского кодекса, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Виндикационный иск характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного права на обладание вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных выше фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к верным выводам о том, что истребуемый истцом объект недвижимого имущества не идентифицируется с объектом находящимся в собственности истца по техническим характеристикам (площади, этажности, описанию).
Судом кассационной инстанции в постановлении от 21.11.2017 по рассматриваемому делу указано о необходимости оценки судами действий ответчика на предмет его злоупотребление правом.
Суд апелляционной инстанции отметил следующее.
В соответствии со статьями 6 и 7 Закона от 06.07.1999 N 191-КЗ "О порядке передачи объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края", определением Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, для принятия решения о приеме объектов муниципальной собственности, муниципального учреждения в государственную собственность Краснодарского края необходимо наличие решения органов местного самоуправления о согласии на передачу объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
В отношении помещений (литера В; в том числе площадью 255,6 кв. м) согласие на передачу помещений отсутствует. Воля муниципального образования г. Туапсе на безвозмездную передачу спорного помещения в государственную собственность Краснодарского края не выражена. Предварительное составление списков имущества, подлежащих передаче не является проявлением воли в отсутствие доказательств включения спорного объекта в акт приема-передачи имущества. Перечень имущества указанный в приложении N 1 к акту приема-передачи от 01.10.2005 имеет неустранимые противоречия, представлен в копии, не подписан главой муниципального образования г. Туапсе, не идентифицируется с объектом находящимся в собственности ответчик по техническим характеристикам (площади, этажности и описанию). Напротив, материалами дела подтверждается воля муниципального образования оставить спорное имущество за собой. До подписания акта приема-передачи произведено изъятие помещения из оперативного управления МОУ "Туапсинская морская кадетская школа-интернат", в последующем произведена реконструкция спорного здания. В решении Совета муниципального образования г. Туапсе от 25.04.2006 N 16.4 "О передаче муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края" дано согласие о передаче на безвозмездной основе объектов МОУ "Туапсинская морская кадетская школа-интернат" в государственную собственность Краснодарского края в соответствии с перечнем, в котором (литера В) отсутствует. Муниципальным образованием произведено распоряжение спорным имуществом путем предоставления его в аренду университету.
Учитывая сложившиеся длительные арендные отношения, истребование имущества у арендатора, при наличии действующего договора аренды не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
При таких обстоятельствах, поскольку истец не представил доказательств наличия права собственности на истребуемое имущество, а также нахождения имущества в чужом незаконном владении ответчика, учитывая, что спорный объект с февраля 1999 года находился в собственности администрации и с мая 1999 года в аренде у филиала университета, требования истца об истребовании спорного имущества не подлежат удовлетворению, в иске отказано правомерно.
При рассмотрении дела университетом заявлено о пропуске истцом срока исковой давности предусмотренной статьей 196 Гражданского кодекса.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения.
Факт нахождения спорного имущества во владении администрации сторонами подтвержден и судами установлен. При смене владельца имущества срок на защиту права собственника, не реализовавшего своевременно право на судебную защиту, не начинает течь заново (пункт 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения").
Поэтому в данном случае по заявленному виндикационному требованию срок давности должен исчисляться с момента, когда имущество перешло во владение администрации, что произошло не позднее августа 2005 года. О нарушении права истцу стало известно не позднее 25.11.2005 - момента изъятия спорного имущества из оперативного управления учреждения. При этом, с указанного момента фактически, спорное здание никогда не передавалось во владение и пользование ни истцу, ни школе-интернату.
Департамент является органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости.
При этом последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08 и от 24.09.2010 N 10853/10).
Таким образом, на момент обращения департамента с иском в арбитражный суд срок исковой давности истек, что является самостоятельным основанием для отказа в иске об истребовании имущества независимо от законности им владения.
Иные доводы кассационной жалобы не принимаются кассационным судом, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и не опровергают выводы судов. У суда кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий отсутствуют основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А32-1915/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
...
Департамент является органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости.
При этом последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08 и от 24.09.2010 N 10853/10)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф08-10061/18 по делу N А32-1915/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10061/18
18.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10994/18
29.05.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1915/17
21.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8659/17
17.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7773/17
15.03.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1915/17