Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 321-а
Государственная программа
Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Раздел I. Оценка текущего состояния в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
1. Костромская область расположена в северной половине европейской части Российской Федерации и занимает площадь в 60,2 тыс. км2. Протяженность территории Костромской области по прямой с севера на юг составляет около 260 км и с запада на восток около 413 км.
2. Костромская область относится к одним из наиболее благоприятных с точки зрения экологии субъектов Российской Федерации. Это связано с отсутствием в регионе крупных промышленных предприятий, осуществляющих большое количество выбросов, а также большим числом рек, озер, лесных массивов.
3. Территория Костромской области покрыта густой сетью рек, болот, озер и водохранилищ: 3 610 малых и больших рек, в том числе река Волга, Горьковское водохранилище, 438 озер, крупнейшие из которых озера Галичское и Чухломское, 450 родников, 28 месторождений и участков подземных вод, 10 разведанных месторождений минеральных вод. Водные ресурсы поверхностных водных объектов региона составляют 50,7 куб. км.
4. На территории Костромской области периодически подвергаются подтоплению и затоплению при паводках 202 населенных пункта с населением около 32,5 тыс. человек в 18 муниципальных районах Костромской области. Наибольшее количество населенных пунктов подвержены подтоплению в бассейнах крупных рек (Кострома, Ветлуга, Нёмда, Унжа, Вига, Нея, Солоница).
5. Другим видом негативного воздействия вод является водная эрозия - разрушение берегов водных объектов. Наибольшую опасность данное явление представляет в населенных пунктах, где разрушение берегов несет непосредственную угрозу жилым домам, объектам инфраструктуры и промышленности.
6. Самое большое на территории Костромской области - Галичское озеро (площадь - 75,4 кв. км) - в настоящее время представляет собой большой мелководный слабопроточный водоем, в котором в течение длительного времени остатки отмирающих растений способствовали его обмелению и накоплению илов. Растительность распространяется по всему водоему. Происходит постепенная смена растительности озера болотной растительностью. Озеро утратило способность к самоочищению. В нем происходят ежегодные заморы рыбы, из-за чего качество воды в озере значительно ухудшается, что оказывает неблагоприятное воздействие на условия жизни населения.
7. Озеро Святое находится на территории Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в районе д. Некрасово, примыкает к границам г. Костромы и активно используется населением в рекреационных целях. Длина озера с севера на юг составляет около 2,2 км, наибольшая ширина 120 метров. Площадь озера составляет свыше 71 160 кв. м (0,07 кв. км). Озеро находится в непосредственной близости от объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия: "Стоянка Некрасово II", "Место битвы костромичей с золотоордынскими войсками", "Часовня", "Селище "Некрасовское".
8. Вопрос обеспечения чистой водой 60 млн. человек, живущих у берегов Волги, является приоритетным. Главными источниками загрязнения Волги являются промышленные и бытовые стоки, заиливание дна, сине-зеленые водоросли (цианобактерии).
9. Объекты животного мира, обитающие на территории Костромской области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают ее биологическое разнообразие, часть их используется как объекты охоты (охотничьи ресурсы). К охотничьим ресурсам на территории Костромской области отнесены 21 вид млекопитающих и 32 вида птиц.
10. Техническая оснащенность охотхозяйственного комплекса находится на катастрофически низком уровне. Средств, направляемых на биотехнию, мелиорацию, рыбоводно-биологические обоснования, явно недостаточно. Низкая закрепленность охотничьих угодий влечет за собой и низкий уровень контроля за использованием животных ресурсов. В настоящее время на территории Костромской области деятельность по ведению охотничьего хозяйства осуществляют 54 юридических лица и индивидуальных предпринимателя (охотпользователя), закрепленность угодий составляет 68,7 процента от общей площади охотничьих угодий Костромской области.
11. В этой связи заметно вырос уровень незаконной добычи охотничьих ресурсов и нарушений правил охоты, что наносит значительный ущерб охотничьим ресурсам. Объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов по экспертным оценкам равен официальному изъятию.
12. В регионе отсутствует развитый рынок переработки и реализации готовой продукции из речной рыбы. Как следствие - квоты добычи (вылова) водных биоресурсов осваиваются не в полной мере (55-60 процентов от выделяемых рыбодобытчикам).
13. Флора Костромской области содержит в настоящее время 1 759 видов растений, из них 587 видов растений подтверждены гербарными образцами, что составляет 33 процента от их общего числа. В Костромской области насчитывается также 94 интродуцированных и 46 заносных видов растений. Особенно много заносных видов растений встречается вдоль железных и автомобильных дорог. Многие виды из интродуцированных и культурных растений одичали и встречаются в естественных растительных сообществах наряду с аборигенными видами. Непосредственно дикорастущая флора содержит 1 271 вид растений, входящих в 110 семейств.
14. Система особо охраняемых природных территорий занимает около 11 процентов от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10-15 процентов.
15. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Указанные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
16. В период с 2001 по 2008 год на территории Костромской области был реализован проект "Развитие сети особо охраняемых природных территорий Костромской области". В работах приняли участие ученые и специалисты научно-исследовательской автономной некоммерческой организации "Международный институт леса", Федерального государственного бюджетного учреждения науки Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук, ученые и студенты географического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", Института биологии и биомедицины Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромской государственный университет". Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
17. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории Костромской области, анализа картографического материала (ландшафтных карт области, космических снимков Landsat) проведена полная инвентаризация особо охраняемых природных территорий области и разработана научно обоснованная схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области (далее - Схема развития и размещения ООПТ), представляющая в настоящее время экологический каркас области.
18. Схема развития и размещения ООПТ получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года N 172-а "Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области".
19. Одной из функций территориальной формы охраны природных комплексов является сохранение местообитаний редких видов, нуждающихся в охране. Перечень видов, занесенных в Красную книгу Костромской области, включает 328 видов живых организмов, в том числе: 87 позвоночных животных, 36 беспозвоночных животных, 205 растительных организмов. В Красную книгу Костромской области включены 34 вида, поименованные в списках видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Периодичность издания Красной книги Костромской области составляет один раз в 10 лет. В 2020 году выпущено второе издание Красной книги Костромской области.
20. Значительна роль особо охраняемых природных территорий в формировании экологического мировоззрения населения, организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края.
21. Доля Костромской области в общей массе выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) от стационарных источников по Центральному федеральному округу составляет 3,15 процента.
По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
22. Вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составляет в среднем 52,0 процента.
23. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств и среди них - предприятия по переработке древесины. Средний вклад предприятий деревообработки составляет 28,5 процента.
Предприятия группы экономической деятельности "транспорт и связь" дают вклад около 1,5 процента от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников.
24. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40,0 процента. Для Костромской области этот показатель стабильно превышает 50,0 процента.
25. Основная масса образующихся отходов в Костромской области, представлена отходами IV - V классов опасности для окружающей природной среды: твердыми коммунальными отходами, бумажными, текстильными отходами, вторичными ресурсами (ломом черных, цветных металлов, отходами полимерных материалов, отходами стекла и др.).
В 2022 году на территории Костромской области образовалось 715 137,0 тонны отходов производства и потребления, общий объем образованных твердых коммунальных отходов составил 185 421,0 тонны.
26. На территории Костромской области зарегистрированы 173 объекта размещения отходов, из них только 6 полигонов включены в государственный реестр объектов размещения отходов.
27. В то же время согласно действующему законодательству Российской Федерации размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
28. Многие виды отходов производства и потребления являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов, однако вовлечение их в хозяйственный оборот недостаточно в связи с неразвитостью на территории Костромской области системы сбора и переработки вторичного сырья, отсутствием сортировки твердых бытовых отходов перед их захоронением.
29. Основными проблемами в сфере использования и охраны водных объектов являются:
1) эксплуатация гидротехнических сооружений Костромской области, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
2) загрязнение поверхностных водных объектов и негативное воздействие вод;
3) нерациональность использования водных ресурсов;
4) разрушение берегов водных объектов.
30. Основными проблемами в сфере охотпользования и рыболовства являются:
1) снижение эффективности хозяйствования в охотничьей отрасли;
2) низкая закрепленность охотничьих угодий;
3) увеличение фактов нарушений правил охоты и незаконной охоты (браконьерство), снижение эффективности хозяйствования в рыболовном промысле, увеличение фактов незаконной ловли рыбы (браконьерство).
31. Основными проблемами в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются:
1) отсутствие сведений о границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности образованных особо охраняемых природных территорий регионального значения;
2) возросшее количество автомобильного транспорта, отсутствие объездных дорог для грузового автотранспорта;
3) несовершенство системы сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
32. Решение указанных проблем, связанных с организацией деятельности в сфере рационального использования и охраны природных и биологических ресурсов и обеспечения экологической безопасности на территории Костромской области, не может быть достигнуто набором мероприятий и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
33. Государственная программа Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области" (далее - Программа) направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (комфортная и безопасная среда для жизни);
2) Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, в части решения социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
3) Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", в части сохранения и восстановления природной среды, обеспечения качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики;
4) положении Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, в части сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации;
5) Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1216-р, в части обеспечения устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем;
6) Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года", в части повышения уровня экологической безопасности и сохранения природных систем в Костромской области, а также снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления в Костромской области.
34. Программа ориентируется на следующие приоритеты, цели и показатели государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", и государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов":
1) приоритеты:
снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет рационального использования вторичных ресурсов и сырья из отходов;
формирование современной эффективной системы государственного управления в природоохранной сфере;
обеспечение долговременного сохранения природных экологических систем, видового разнообразия в естественной среде обитания с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира и местам их обитания;
2) цели:
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;
сохранение и восстановление водных объектов для улучшения экологических условий проживания вблизи водных объектов более 26,8 тыс. человек к концу 2024 года;
3) показатели:
доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом;
количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, нарастающим итогом.
Программа ориентируется на достижение показателей, обозначенных в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" ("создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза", "снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза");
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" ("Качество окружающей среды").
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
35. Приоритетами государственной политики в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
36. Для обеспечения приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы стратегическими направлениями являются:
1) предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, сохранение экологических условий для развития растительного и животного мира;
2) стимулирование внедрения экологически безопасных технологий в экономике области;
3) сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
4) создание эффективной системы обращения с отходами;
5) развитие системы просвещения населения в сфере охраны окружающей среды;
6) создание и развитие особо охраняемых природных территорий.
37. Приоритеты и цели государственной политики в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды определяют необходимость комплексного решения задач, направленных на сохранение природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности на территории Костромской области.
Раздел IV. Цели Программы
38. Основными целями Программы являются:
1) создание условий для достижения охвата комплексной системой обращения с твердыми коммунальными отходами 100 процентов муниципальных образований Костромской области к 2030 году;
2) увеличение к 2030 году численности лимитируемых охотничьих ресурсов (лось, медведь, рысь, барсук, выдра) до 32 000 особей;
3) увеличение к 2030 году протяженности установленных береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов до 13,2 тыс. километров;
4) увеличение доли населения Костромской области, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов до 50 процентов к концу 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.