Одним из ключевых требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ) для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (далее вместе - аудиторы), является информирование Росфинмониторинга о подозрительных операциях клиентов (аудируемых лиц), выявляемых при оказании аудиторских услуг. В связи с этим обращаем внимание на следующее.
Эффективному выявлению подозрительных операций должна предшествовать оценка степени (уровня) риска клиента, основанная на: результатах идентификации клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарных владельцев клиента; комплексном изучении клиента с учетом специфики сектора экономики, в котором клиент осуществляет деятельность, его организационной структуры, характера используемых им ресурсов (услуг); анализе операций клиента на предмет соответствия характеру и виду осуществляемой деятельности; других факторов.
При оценке степени (уровня) риска клиента аудитор должен учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, новые типологии и схемы отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, информационные письма (сообщения), содержащие признаки операций, виды и направления деятельности, имеющие повышенные риски совершения операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, доводимые Росфинмониторингом до аудиторов через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга, а также результаты проводимого аудитором анализа в целях выявления операций, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг.
Так, согласно результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (2021-2022), в настоящее время сохраняются риски, связанные с деятельностью организаций определенных отраслей экономики и форм собственности, а также с характером и географической направленностью финансовых операций. Особое внимание при оказании аудиторских услуг аудиторам следует уделять операциям с денежными средствами, имеющими бюджетное происхождение.
В целях повышения результативности работы по ПОД/ФТ аудиторам следует дополнительно проанализировать принятые ими подходы к оценке рисков клиентов, выявлению подозрительных операций и направлению информации о них в Росфинмониторинг, и при необходимости скорректировать систему внутреннего контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аудиторы обязаны информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов (аудируемых лиц). Чтобы эффективно выявлять такие операции, ведомство и Минфин рекомендуют предварительно оценить степень риска клиента.
Такая оценка должна быть основана в т. ч. на результатах идентификации клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарных владельцев, изучения организационной структуры клиента, характера используемых им ресурсов (услуг), анализа операций. Также нужно учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков совершения операций (сделок), итоги проводимого аудитором анализа в целях выявления подозрительных операций.
Отмечено, что в настоящее время сохраняются риски, связанные с деятельностью организаций определенных отраслей экономики и форм собственности, а также с характером и географической направленностью финансовых операций. Особое внимание аудиторам следует уделять операциям с бюджетными средствами. При необходимости целесообразно скорректировать систему внутреннего контроля.
Информационное сообщение Минфина России и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 августа 2023 г. "О выявлении аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами подозрительных операций при исполнении требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Опубликование:
-