г. Краснодар |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А53-85/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600) - Кузина И.В. (доверенность от 01.12.2017), от третьего лица - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Терещенко М.А. (доверенность от 17.01.2018), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская"" (ИНН 6146004404, ОГРН 1026102081686), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А53-85/2018 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Новик В.Л.), установил следующее.
АО "Федеральная грузовая компания" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АО "Шахтоуправление "Обуховская"" (далее - общество) о взыскании 168 546 рублей 35 копеек убытков, связанных с ремонтом поврежденных вагонов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт).
Решением от 23.05.2018 (судья Овчаренко Н.Н.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что повреждение вагонов по вине общества и стоимость восстановительного ремонта подтверждены материалами дела.
Постановлением апелляционного суда от 15.08.2018 решение от 23.05.2018 изменено: с общества в пользу компании взыскано 98 086 рублей 35 копеек убытков, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не доказал причинно-следственную связь между виновными действиями ответчика и дополнительными работами в виде текущего отцепочного ремонта, который проводится в связи с естественным износом вагонов, возникшим при условии обычной эксплуатации. Обязанность проведения такого ремонта лежит на истце. Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), взимание платы за данные действия не предусмотрено действующим законодательством.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя, контрольно-регламентные работы проводятся не для восстановления естественного износа вагонов, а в целях соблюдения процедуры проведения текущего отцепочного ремонта. Оформление поврежденного грузового вагона (составление актов, уведомлений на ремонт, протоколов расследования причин повреждения вагонов) является императивным требованием нормативных актов, за которое компания уплатила железной дороге по 1256 рублей за вагон. Без составления названных документов полноценный ремонт вагона невозможен. Суд не исследовал специфику неисправности вагона N 60384526, доставка деталей для которого привела к затяжному процессу его ремонта.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) и компания (исполнитель) заключили договор оперирования от 12.09.2012 N ВГКФРст-315, по условиям которого компания (исполнитель) в 2015 году для перевозки грузов предоставила ответчику 9 вагонов: N 58598061, 60384526, 60689478, 65051658, 65107617, 64141922, 61901914, 60346301, 61079174. Согласно пунктам 4.2.6, 4.2.16 договора заказчик несет ответственность за действия третьих лиц, как за свои собственные. В силу пункта 6.3 договора заказчик обязан возместить исполнителю стоимость ремонта вагонов, платежи за перевозку вагонов к месту ремонта, а также за перевозку после осуществления ремонта, на железнодорожную станцию, указанную исполнителем и оплатить исполнителю штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте.
Согласно пункту 6.8 заказчик возмещает исполнителю документально подтвержденные расходы исполнителя в виде уплаченных штрафов и сборов, возникших по вине заказчика (грузоотправителя, грузополучателя).
По причине невыполнения контрагентом общества (портом) требований ГОСТа 22235-2010 при проведении погрузочно-выгрузочных работ на путях необщего пользования порта названные вагоны были повреждены, о чем составлены акты по форме ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23, в соответствии с которыми виновником повреждения является порт.
Стоимость расходов по восстановлению поврежденных вагонов с учетом начисления штрафа за непроизводительный простой вагонов указана истцом в размере 168 546 рублей 35 копеек.
Истец направил ответчику претензии с требованием о возмещении понесенных убытков, оставление которых без удовлетворения послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"").
В рассматриваемом случае ответчик в силу договора обязан возместить истцу вред, причиненный повреждением спорных вагонов третьим лицом (портом). В связи с этим подлежит доказыванию наличие прямой причинной связи между действиями порта и возникшими убытками от ремонта вагонов (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации РД 32 ЦВ-056-97, утвержденной ОАО "РЖД", но оплачиваются за счет собственника имущества. К обязательным работам относятся операции контроля: осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, а также замена и регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На собственника вагонов в силу указанной нормы возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации. Суд установил, что в рассматриваемых правоотношениях расходы на текущий отцепочный ремонт не находятся в причинно-следственной связи с действиями порта, повлекшими повреждение вагонов, и не могут быть возмещены за счет ответчика по правилам статей 15, 1064 названного Кодекса (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2013 N 8775/2012 по делу N А51-15931/2011).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 1.1 которых обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил N 45 акт о повреждении вагона (приложение N 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов оформляются актами ВУ-25 на станциях для удостоверения, в частности, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил N 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД".
При повреждении на путях порта вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что расходы на контрольно-регламентные работы не подлежат взысканию с общества.
В расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными контрагентом ответчика, а именно оформление поврежденных грузовых вагонов.
Истец не представил доказательств необходимости осуществление повторных действий по выявлению повреждений и повторной документальной констатации данного факта, а также нахождения спорных дополнительных работ (оформления поврежденных грузовых вагонов) в причинно-следственной связи с действиями контрагента общества и возникшими убытками, не обосновал невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
В отношении требования истца в части взыскания штрафа за непроизводительный простой в отношении вагона N 60384526 суд апелляционной инстанции отметил следующее.
Уведомление на ремонт вагона по форме ВУ-23-М вручено дежурному по станции 25.01.2015 в 11 часов 00 минут, нормативный срок на деповской ремонт истек 27.01.2015 в 22 часа 00 минут. Согласно уведомлению N 123 по форме ВУ-36-М время окончания ремонта вагона - 20.02.2015 в 14 часов 01 минуту. Срок на ремонт названного вагона превышен более чем на 23 дня, при этом иные вагоны восстановлены в пределах 2-х суток. Однако истец не представил документов, подтверждающих вину ответчика в простое вагона в течение 25 дней.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А53-85/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.