г. Краснодар |
|
03 декабря 2018 г. |
Дело N А01-1577/2017 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Дорогина Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республики Адыгея, действующего по доверенности от 07.11.2016 N 01-10-08/282 Министерства финансов Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 по делу N А01-1577/2017, установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Обжалуемое постановление вступило в законную силу 25.07.2018, следовательно, срок на подачу кассационной жалобы, исчисленный по правилам части 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек 25.09.2018. Кассационная жалоба подана Управлением Федерального казначейства по Республики Адыгея (далее - управление) в Арбитражный суд Республики Адыгея 15.11.2018 (штамп суда на первой странице кассационной жалобы), то есть с пропуском срока. Кроме того, к кассационной жалобе приложены первая страница кассационной жалобы с отметкой Министерства финансов Республики Адыгея о вручении копии кассационной жалобы 13.11.2018, что исключает подачу кассационной жалобы в установленный срок. Доказательства подачи в установленные сроки посредством почтовой связи или в электронном виде отсутствуют.
Заявитель жалобы обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, указывая на то, что о принятом судебном акте (постановлении) узнало от сотрудника администрации по телефону.
Как видно из материалов дела, решением суда с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования "Город Майкоп" взыскано 1 722 009 рублей 08 копеек расходов, связанных с приобретением жилого помещения семье, воспитывающей ребенка - инвалида.
Управление Федерального казначейства по Республики Адыгея, действующее по доверенности от 07.11.2016 N 01-10-08/282 Министерства финансов Российской Федерации, подало апелляционную жалобу на решение суда, и заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Минфина России. Определением от 18.05.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда. Указанное определение направлено в адрес Министерства Российской Федерации, Министерства финансов Республики Адыгея и Управления Федерального казначейства по Республики Адыгея посредством электронной почты Outlook. Согласно представленным в материалы дела отчетам электронной почты определение о принятии апелляционной жалобы к производству суда и назначении даты судебного разбирательства доставлено указанным лицам 18.05.2018 и 19.05.2018.
В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законодатель возлагает на участвующих в деле лиц обязанность и бремя самостоятельно получать информацию о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса - после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Обжалуемое постановление апелляционного суда от 25.07.2018 размещено на официальном сайте суда в сети Интернет 26.07.2018, таким образом, у заявителя имелось достаточно времени для ознакомления с постановлением суда апелляционной инстанции и направления кассационной жалобы в срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Доводы о невозможности ознакомиться с содержанием постановления апелляционного суда на официальном сайте суда податель кассационной жалобы не приводит.
В силу пункта 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы арбитражному суду следует оценивать обоснованность доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и учитывать, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий. При решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права. Для лиц, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве, уважительными могут быть признаны, в частности, причины, связанные с отсутствием у них по обстоятельствам, не зависящим от них, сведений об обжалуемом судебном акте.
Кодекс не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Уважительными причинами пропуска срока для обжалования признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать жалобу.
Обстоятельства, названные управлением в ходатайстве о восстановлении срока подачи жалобы, не могут рассматриваться в качестве объективных причин, препятствующих заявителю в установленный законом срок обжаловать судебный акт. Относительно довода о том, что о принятом судебном акте (постановлении) заинтересованное лицо узнало от сотрудника администрации по телефону, управление не пояснило когда именно ему сообщили о принятом судебном акте, и какие конкретно обстоятельства лишило его возможности получить сведения о результате рассмотрения апелляционной жалобы управления. Податель жалобы не представил доказательств невозможности своевременного получения копии судебного акта, в том числе, неисполнения судами запросов о его выдаче, в течение промежутка времени, прошедшего с даты принятия последнего обжалуемого акта. Кроме того, с учетом требований процессуального закона, управление имело возможность с 26.07.2018 самостоятельно получить автоматизированную копию постановления суда и приступить к подготовке кассационной жалобы. С даты публикации обжалуемого судебного акта заявитель располагал достаточным временем для подготовки и своевременной подачи жалобы. Податель жалобы не подтвердил, что, действуя разумно и добросовестно, столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению кассационной жалобы в суд. Приведенные в ходатайстве аргументы не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока.
При отсутствии доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших управлению своевременно реализовать свое право на обжалование судебного акта, основания для восстановления срока подачи кассационной жалобы у суда отсутствуют. Податель жалобы, не воспользовавшись правом при имеющейся реальной возможности в срок обжаловать судебный акт, в соответствии с частью 2 статьи 9 Кодекса самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что кассационная жалоба подана по истечении срока подачи кассационной жалобы, установленного Кодексом, и в восстановлении данного срока судом отказано.
Руководствуясь статьями 188, 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать Управлению Федерального казначейства по Республики Адыгея, действующего по доверенности от 07.11.2016 N 01-10-08/282 Министерства финансов Российской Федерации, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы.
Кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республики Адыгея, действующего по доверенности от 07.11.2016 N 01-10-08/282 Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 по делу N А01-1577/2017 возвратить заявителю.
Определение о возвращении кассационной жалобы может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, установленном статьей 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приложение: кассационная жалоба на 9 листах; первая страница кассационной жалобы с отметкой о ее вручении; ходатайство о восстановлении срока на 1 листе; копия доверенности от 06.03.2017 на 1 листе.
Судья |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.