г. Краснодар |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А53-10172/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.Н. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" - Нахапетяна С.С. (доверенность от 28.05.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Шолоховой В.Е. (доверенность от 13.06.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2018 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А53-10172/2018, установил следующее.
ООО "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"" (далее -общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 24.11.2017 N 21905/04 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2018, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление правомерно приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, из требований Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (Приложение N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, далее - Правила N 158н) усматривается, что положения пункта 8.2 применимы только при распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями на предстоящий год. Суды не учли, что права общества нарушены при корректировке объемов медицинской помощи, а также факт исключения общества из перечня медицинских учреждений, имеющих право оказывать ультразвуковые исследования по направлениям из других ЛПУ, хотя лицензии на данный вид общество не лишено. Суды не учли превышение комиссией своих полномочий и лишение общества права заниматься деятельностью, указанной в лицензии, тем самым нарушая требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 20.08.2017 (вх. N 12841) обратилось в управление с заявлением на неправомерные действия комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Ростовской области, выразившиеся в необоснованном сокращении объемов предоставления медицинской помощи, а также исключении общества из перечня медицинских организаций, имеющих право оказывать ультразвуковые исследования по направлениям из других лечебно-профилактических учреждений. По итогам рассмотрения заявления общества и материалов, управление приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Общество, не согласившись с вынесенным решением управления, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях: вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа; признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 настоящего Закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Закона; отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда; устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона. Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный частью 3 статьи 44 Закона, с указанием мотивов принятия этого решения (части 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Суды пришли к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при принятии управлением оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) объемы предоставления медицинской помощи установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц. количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Согласно части 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ Территориальная программа обязательного медицинскою страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинскою страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставлен и медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - комиссия), в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организации, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах (часть 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Правила N 158н регулируют правоотношения субъектов участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ. Из содержания пункта 123 Правил N 158н следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в названном пункте:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей; 2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц; 3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг, в целях учета в договорах с медицинскими организациями, оказывающими только указанные услуги в соответствии с правом на их осуществление; 4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями;
5) территориальную доступность отдельных видов медицинской помощи;
6) необходимость и возможность внедрения и развития новых современных медицинских технологий; 7) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи; 8) права пациента на выбор медицинской организации и врача; 9) возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов; 10) возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат.
Таким образом, объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы.
Пунктом 8 Положения N 158н установлено, что комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Исходя из вышеизложенного, комиссия уполномочена распределять нормативные, установленные территориальной программой объемы медицинской помощи, в отношении предстоящего периода исполнения принятой Территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом всего комплекса характеристик потребности населения Ростовской области в объемах медицинской помощи. Кроме того, комиссия распределяет объемы медицинской помощи между участниками ОМС не по предложениям только медицинских организаций, но и по предложениям, поступившим от органа власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, территориального фонда ОМС. Решение о выделении (корректировке) каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.
Суды установили, что общество не представило доказательств того, что комиссия при выделении (корректировке) ему в 2015-2017 годах объемов медицинской помощи нарушила принципы распределения объемов, перечисленные в пункте 8 Положения.
Сам по себе факт того, что какой-либо медицинской организации выделили больший объем медицинской помощи, чем обществу, не может свидетельствовать о нарушении комиссией антимонопольного законодательства. Суды отклонили доводы общества о необоснованном сокращении комиссией объема медицинской помощи на 2016-2017 годы, установив, что медицинские организации самостоятельно провели разбивку выделенных объемов на 2016 год с учетом введенных способов оплат и протоколом заседания комиссии от 22.01.2016 принята дифференцировка распределения объемов общества на 130 323 разовых посещения и 4 800 комплексных обращений, что в суммарном выражении равно 260 000 посещений. Кроме того, изначально комиссия распределила обществу объемы медицинской помощи на 2017 год в количестве 253 тыс. посещений. Однако протоколом рабочей группы от 26.05.2017 и протоколом комиссии от 29.05.2017 на основании предложений Управления здравоохранения г. Ростова-на-Дону о перераспределении объемов медицинской помощи по оказанию параклинической помощи в амбулаторных условиях, наряду с другими медицинскими организациями, были скорректированы ранее распределенные объемы медицинской помощи на 2017 год для общества в количестве минус 14 927 обращений только в части ультрозвуковой диагностики. При этом данная корректировка объемов медицинской помощи связана с изменением обращаемости детского населения для оказания услуг ультрозвуковой диагностики, в частности, в связи с открытием после ремонта и началом работы на полную мощность нового корпуса детского диагностического отделения МБУЗ КДЦ "Здоровье". Общие объемы данного вида медицинской помощи для жителей г. Ростова-на-Дону и области не изменялись.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление правомерно приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А53-10172/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.