г. Краснодар |
|
06 декабря 2018 г. |
Дело N А32-22324/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от истца - Министерства топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111) - Горобцовой Д.В. (доверенность от 22.04.2016), в отсутствие ответчика - Администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьего лица - Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 (судья Поляков Д.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-22324/2018, установил следующее.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации города Сочи (далее - администрация) 506 200 рублей субвенции, предоставленной на осуществление государственных полномочий по ведению учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Краснодарского края (далее - министерство финансов).
Решением суда от 10.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2018, требования удовлетворены со ссылкой на то, что министерство доказало факт нецелевого использования администрацией 506 200 рублей субвенции, предоставленной на осуществление государственных полномочий по ведению учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела и без учета того, что полученная администрацией субвенция израсходована в соответствии с целями, на которые получена.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и министерство финансов просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя министерства, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Законом Краснодарского края от 21.07.2008 N 1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 1535-КЗ), Законом Краснодарского края от 19.12.2016 N 3515-КЗ "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" и Положением о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 715 (далее - Положение N 715) между министерством и администрацией заключено соглашение от 31.01.2017 N УГ-40 (далее - Соглашение) о предоставлении в 2017 году 5 062 тыс. рублей субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Соглашения объем бюджетных ассигнований составляет 5 062 тыс. рублей, носит целевой характер и не может быть использован на другие цели, за исключением оплаты труда с начислениями на оплату труда муниципальных служащих и приобретение канцелярских товаров, оргтехники, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы.
Пунктами 3.1 и 3.2 Соглашения установлено, что администрация приняла ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых отчетных сведений; неиспользованные остатки субвенции подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с утвержденным порядком.
Расчет суммы субвенции произведен в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края (далее - Методика), согласно которой сумма субвенции определяется как сумма объемов субвенций, рассчитываемых для каждого из муниципальных образований по следующей формуле: Суб = Н x Ч, где Суб - объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального образования из краевого бюджета; Н - норматив текущих расходов в год на одного муниципального служащего, осуществляющего выполнение функций, обеспечивающих реализацию отдельных государственных полномочий; Ч - численность муниципальных служащих (единиц), осуществляющих функции по выполнению отдельных государственных полномочий в муниципальном образовании (далее - численность муниципальных служащих).
В пункте 5 Методики приведен алгоритм расчета численности муниципальных служащих для каждого муниципального образования, которая определяется уполномоченным органом ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основании общего количества граждан, состоящих по состоянию на 1 января текущего года в муниципальном образовании на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", и граждан, включенных по состоянию на 1 января текущего года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Пунктом 2 Методики определена формула расчета норматива текущих расходов в год на одного муниципального служащего, осуществляющего выполнение функций, обеспечивающих реализацию отдельных государственных полномочий: Н = Нот + Нмз, где Нот - норматив расходов на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда; Нмз - норматив расходов на приобретение компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, имущества (за исключением недвижимого), канцелярских товаров, услуг связи, почтовых расходов и другие текущие расходы (за исключением оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда).
Норматив текущих расходов на одного муниципального служащего, осуществляющего ведение учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 2017 год установлен министерством финансов и составляет 506 200 рублей.
Расчет предоставленной администрации субвенции произведен исходя из численности граждан отдельных категорий, состоявших на учете на 1 января 2015 года, - 9003 человека и численности муниципальных служащих - 10 работников, и составил 5 062 тыс. рублей (506 200 рублей * 10 = 5 062 тыс. рублей).
В ходе проверочных мероприятий министерство установило, что фактически на территории муниципального образования город-курорт Сочи количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 8 548 человек. Для данного количества состоящих на учете граждан предусмотрена численность муниципальных служащих, осуществляющих функции по выполнению отдельных государственных полномочий в муниципальном образовании, - 9 человек. В этой связи министерство сделало вывод о том, что размер субвенции на 2017 год должен составлять 4 555 800 рублей (506 200 рублей * 9), а 506 200 рублей, излишне предоставленные администрации на десятого муниципального служащего, являются использованными не по целевому назначению и подлежат возврату в бюджет Краснодарского края.
Министерство направило администрации претензию от 30.01.2018 N 70.10-08-623/18 о возврате излишне полученных средств субвенции.
Письмом от 16.03.2018 администрация указала на отсутствие оснований для возврата субвенции.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании с администрации 506 200 рублей субвенции, предоставленной на осуществление государственных полномочий по ведению учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования министерства, руководствуясь положениями статей 38, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Закона N 1535-КЗ.
Суды установили, что министерство предоставило администрации 5 062 тыс. рублей субвенции по коду бюджетной классификации бюджета - 23 0505 13 2 01 60870 530, с указанием кода получателя межбюджетного трансферта - 2 02 03024 04 0000 151, что согласно приказу Минфина России от 20.06.2016 N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н" соответствует "субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации".
Предоставление администрации 5 062 тыс. рублей субвенции подтвержден платежными поручениями за 2017 год и карточкой счета 206.51 за 2017 год.
В свою очередь, администрация не доказала, что на территории муниципального образования город-курорт Сочи численность граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2017 году составила более 8 548 человек, вследствие чего численность муниципальных служащих, осуществляющих функции по выполнению отдельных государственных полномочий в муниципальном образовании город-курорт Сочи, в 2017 году должна составить 10, а не 9 человек. Выводы, содержащиеся в отчетах министерства и материалах проверки за 2017 год, администрация документально не опровергла, доказательства надлежащего перераспределения выделенных средств в пределах установленного объема не предоставила.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о нецелевом расходовании администрацией 506 200 рублей субвенции, предоставленной на осуществление государственных полномочий по ведению учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и наличии правовых оснований для взыскания указанной суммы субвенции в доход бюджета Краснодарского края.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А32-22324/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.