г. Краснодар |
|
06 декабря 2018 г. |
Дело N А32-44442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - производственного кооператива "Вертикаль" (ИНН 2304013164, ОГРН 1022300774781), органа, осуществляющего публичные полномочия, - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу производственного кооператива "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 (судьи Новик В.Л., Ванин В.В., Величко М.Г.) по делу N А32-44442/2016, установил следующее.
Производственный кооператив "Вертикаль" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным изложенного в письме от 23.05.2016 N 202-9165/16-059 решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка площадью 2,3 га с кадастровым номером 23:40:0501000:59, расположенного в Геленджикском лесничестве, Кабардинское участковое лесничество, квартал 43 "А", выдел 43, части выделов 24, 25, 30, 31, 47, (далее - лесной участок) с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - эксплуатации существующей базы для производства щебня и обеспечения разработки западного фланга Адербиевского месторождения мергелей (далее - производственная база, участок недр), о понуждении министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой.
У кооператива отсутствуют лицензия на разработку недр (пользование недрами) и государственный контракт на разработку недр. Лесной участок испрашивается кооперативом для размещения и эксплуатации узкоколейной железной дороги (не для разработки участка недр). Площадь испрашиваемого кооперативом лесного участка (2,3 га) определена с учетом производства продукции из добытых полезных ископаемых и эксплуатации узкоколейной железной дороги. Разрешенным использованием лесного участка (с кадастровым номером 23:40:0501000:59) является эксплуатация промышленной базы для производства щебня и обеспечения разработки участка недр. Заявленная цель использования лесного участка не соответствует его разрешенному использованию.
Кооператив обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Лесной участок передан кооперативу в 1989 году для строительства и эксплуатации узкоколейной железной дороги. Категория лесного участка определена в 2009 году. Кооператив не компетентен в определении вида разрешенного использования лесного участка. Законодательством не запрещено размещение строений и стационарной дробильной установки на прочих землях в целях эксплуатации единого технологического комплекса. Министерство признало испрашиваемый кооперативом лесной участок пригодным для заявленных целей. Испрашиваемый лесной участок является составляющей линейного объекта - узкоколейной железной дороги как единого технологического комплекса. Кооператив неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение порядка лесопользования в связи с отсутствием возможности оформления прав на лесной участок и регистрации права собственности на расположенные на нем здания, сооружения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что разрешенным использованием лесного участка (площадью 2,3 га с кадастровым номером 23:40:0501000:59) является эксплуатация производственной базы и обеспечения разработки участка недр (кадастровый паспорт от 08.04.2010 N 2343/12/10-264496).
В 2012 году министерство отозвало у кооператива лицензию на разработку участка недр. Кооператив подготовил проект освоения лесного участка площадью 0,7 га в целях строительства и эксплуатации узкоколейной железной дороги. Заключение от 14.02.2012 N 27 государственной экспертизы проекта освоения лесов утверждено приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 14.02.2012 N 106.
Кооператив обратился в министерство с заявлением от 25.04.2016 об утверждении проектной документации лесного участка (площадью 2,3 га), о предварительном согласовании его предоставления в аренду без проведения торгов для обслуживания узкоколейной железной дороги, эксплуатации существующей производственной базы и обеспечения разработки участка недр.
Письмом от 23.05.2016 N 202-9165/16-05.3 министерство известило заявителя о принятом решении об отказе в предварительном согласовании предоставления лесного участка ввиду несоответствия его разрешенного использования заявленным целям. Производственная база не относится к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, предназначенным для использования линейных объектов и их неотъемлемых технологических частей. Использование лесов с целью разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется при наличии лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Кооператив представил заключение эксперта от 21.05.2018, в котором определена площадь лесного участка (2,3 га), необходимого для эксплуатации производственной базы, обслуживания узкоколейной железной дороги и производства продукции из добытых при разработке недр полезных ископаемых.
Не согласившись с названным решением, кооператив обратился в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
В силу статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Вышеуказанные земельные участки предоставляется пользователю недр после получения им лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено заключение без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае его предоставления собственнику расположенных на нем здания, сооружения, а также земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункты 9, 20 пункта 2 статьи 39.6). В этом случае порядок предоставления включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию, подачу заявления о предварительном согласовании предоставления участка, принятие решения о предварительном согласовании такого предоставления, обеспечение выполнения кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, подачу заявления о предоставлении участка и заключение договора аренды (статья 39.14). В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе цель использования земельного участка (пункт 1 статьи 39.17). К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении такого земельного участка без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов, а также при несоответствии разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении (пункт 1, 14 статьи 39.16).
Положениями Лесного кодекса Российской Федерации определено регулирование имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков, гражданским и земельным законодательством (части 2 статьи 3). На землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линейных объектов, в том числе дорог, разработки месторождений полезных ископаемых (пункты 2, 4 части 1 статьи 21). Разработка месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов отнесены к видам использования лесов (пункты 11, 13 части 1 статьи 25). Для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки предоставляются в аренду. Порядок использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункты 1, 2 статьи 43). Лесные участки на которых расположены линейные объекты, предоставляются лицам, имеющим в собственности такие объекты (часть 3 статьи 45). В этих случаях договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1).
Утвержденным приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515 Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых предусмотрено использование лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (пункт 6).
Одним из документов, прилагаемых к заявлению, является выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (пункт 46 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1)
Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к основаниям отказа в предоставлении в аренду лесного участка отнесены подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением установленных требований, законодательное запрещение осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке, несоответствие заявленной цели использования лесного участка региональному лесному плану или лесохозяйственному регламенту лесничества (пункт 17).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Кооператив не является субъектом права на приобретение в аренду без проведения торгов лесного участка испрашиваемой площадью (2.3 га) и в заявленных им целях. Производственная база не является частью линейного объекта - узкоколейной железной дороги. У кооператива отсутствуют как лицензия на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода, так и правоподтверждающие документы на узкоколейную железную дорогу как на объект недвижимости. Заявленная цель использования испрашиваемого лесного участка (размещение и эксплуатация линейного объекта) не соответствует его разрешенному использованию. Кооператив не обосновал площадь испрашиваемого лесного участка. Министерством правомерно принято решение об отказе кооперативу в предварительном согласовании предоставления лесного участка.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А32-44442/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства по кассационной жалобе - отклонить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.